Цели урока:
- Получение знаний и умений по теме “Основное
свойство алгебраической дроби”:
а) объяснение и первичное закрепление материала;
б) отработка умений и навыков. - Повторение знания способов разложения на множители, формул сокращённого умножения.
- Отработка навыков самоконтроля с целью освоения знаниями для выполнения различного вида заданий работы с выражениями.
- Развитие вычислительных навыков.
- Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении комбинаторных задач.
Тип урока: Объяснение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: Карточки с практическими заданиями, памятки для учащихся.
Методы работы: фронтальный опрос, практический, индуктивный, проблемно-поисковый метод самостоятельной работы.
ПЛАН УРОКА (2часа).
- Организация на урок /3–5 минут/.
- Повторение пройденного. Разминка.
- Подготовка к объяснению нового материала: повторение основного свойства дроби для обыкновенных дробей /3–5 минут/.
а) нахождение алгебраических дробей среди
данных /2–3 минуты/
б) определение на конкретном примере, когда
дробь: равна нулю; не имеет смысла; нахождение
допустимых значений дроби /3–5 минут/
в) самостоятельная работа по заданиям б) с
кодовой записью ответов по вариантам с
последующей проверкой /7 минут/
г) повторение способов разложения многочлена на
множители: вынесение общего множителя за скобки;
группировка выражений; применение формул
сокращённого умножения (фронтально) /7–10 минут/.
- Объяснение нового материала учителем (на примерах приведения алгебраических дробей к новому знаменателю); запись темы в виде формулы /10 минут/.
- Решение задач:
- Домашнее задание “Рабочая тетрадь”, № 17, № 19 /3 минуты/.
- Дополнительная работа: Учебник: № № 32, 41, 42 /до 10 минут/.
- Итог урока, выставление оценок /2 минуты/.
а) совместная работа учащихся и учителя по
сокращению алгебраических дробей у доски:
(фронтально) /5–7 минут/
б) индивидуальная работа учащихся по карточкам в
двух вариантов с последующей проверкой
закодированных ответов /7–10 минут/
в) мини-исследовательская работа на получение
дробей нового вида, закрепление её при решении у
доски и в тетрадях заданий из учебника № 37, №
38 (а, в, д), № 39 (б, г, е) /10–15 минут/
г) самостоятельная работа: выполнение теста из
“Рабочей тетради” на печатной основе № 15
/5–10 минут/.
Класс работает по учебнику: “Математика (Арифметика. Алгебра. Анализ данных)”. 8 кл. под редакцией Г. В. Дорофеева. Издание: “Дрофа” М. – 2003 г.
ХОД УРОКА.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Разминка.
а) – Среди данных дробей найдите алгебраические. Запишите их в тетради.
– Какая дробь называется алгебраической? – Когда алгебраическая дробь равна нулю? Разбор
на примере
последней дроби
– Когда алгебраическая дробь не имеет смысла? Почему? – Как найти допустимые значения дроби? Задания с кодовой записью ответов.
Задания по вариантам |
Ответы |
Код |
|
Первый |
Второй |
||
№ 1. Найдите значение переменной, при которой дробь равна нулю.
|
№ 1. Найдите значение переменной, при которой дробь равна нулю.
|
0 |
1 |
3 |
2 |
||
–3 |
3 |
||
вcе числа, |
4 |
||
вcе числа, |
5 |
||
вcе числа, |
6 |
||
№ 2. Найдите значение переменной, при которой дробь не имеет смысла.
|
№ 2. Найдите значение переменной, при которой дробь не имеет смысла.
|
0 |
7 |
3 |
8 |
||
–3 |
9 |
||
вcе числа, |
0 |
||
вcе числа, |
1 |
||
вcе числа, |
2 |
||
№ 3. Найдите допустимые значения переменной для дроби:
|
№ 3. Найдите допустимые значения переменной для дроби:
|
0 |
3 |
3 |
4 |
||
–3 |
5 |
||
вcе числа, |
6 |
||
вcе числа, |
7 |
||
вcе числа, |
8 |
Проверка правильности найденных ответов. Самопроверка.
(Учитель показывает коды ответов, а ученики сверяют их со своими. 1 вариант: 376. 2 вариант: 188.)
б) – Сегодня на уроке нам потребуется умение раскладывать многочлены на множители. Как это можно сделать? (Применить способ вынесения общего множителя за скобки, способ группировки, знания формул сокращённого умножения.)
- Вынесите за скобки общий множитель:
ab + ac = . . . 10xy2 – 6xy = . . .
ax – bx + ay – by = . . . 3a + 3b + ac + bc = . . .
1) a2 + b2 – 2ab = (a – b)2
2) m2 + 2mn – n2 = (m – n)2
3) 2pt – p2 – t2 = (p – t)2
4) 2cd + c2 + d2 = (c + d)2
5) b2 + c2 = (b + c)(b – c)
6) x2 – y2 = (x – y)(x + y)
Проверьте коды друг у друга, сверьте их с правильным: 146.
3. Изучение новой темы.
а) Подготовительная работа.
Среди данных дробей есть равные. Конечно же, дроби не торопятся сообщить нам о своём “родстве”. Мы должны сами его обнаружить.
3/6, 1/2, 2/4, 1/3, 4/8, 2/5, 1/4, 3/9.
– Как вы определили, что дроби равны? Каким правилом пользовались?
– Так в чём заключается основное свойство дроби?
б) Новая тема.
А теперь попробуем применить это свойство для
алгебраических дробей.
Запишите дроби, равные данной:
со знаменателем 9b, с числителем 2а2.
В тетрадях и на доске – запись:
Дополните равенства:
Проверка. 1-й числитель = 6, 2-й числитель = 3b, 1-й знаменатель = ab, 2-й знаменатель = 4by3, 3-й знаменатель = b(a + b) или ab + b2.
в) Сокращение дробей.
– Проведём этот этап урока в игровой форме. Послушайте притчу про “Забывчивого парикмахера”.
Парикмахер по растерянности постриг волосы только с половины вашей головы. Если Вы, сокращая дроби, забудете разложить на множители её числитель и знаменатель, то Вы будете очень похожи на этого горе-мастера.
г) Задания с кодовой записью ответов.
Задания по вариантам. Сократите дроби: |
Ответы |
Код |
|
Первый |
Второй |
||
№ 1.
a2 / (а2 – 3а) |
№ 1.
х2 / (х + ху) |
1 /(– 3а) | 0 |
х2 /(х + у) |
1 |
||
х /(1 + ху) |
2 |
||
а /(а – 3) | 3 |
||
а /(а2 – 3) |
4 |
||
х /(1 + у) |
5 |
||
№ 2.
(х2 – у2) / (х2 + ху) |
№ 2.
(2a – 2b) / (a2 – b2) |
(– у2) / (ху) | 6 |
2 / (a – b) | 7 |
||
2 / (– 1 ) |
8 |
||
(x – y ) /(x) |
9 |
||
(– y ) / x |
0 |
||
2 / (a + b) | 1 |
||
№ 3
39x7 / 13x3 |
№ 3.
17x5 / 34x6 |
2х |
2 |
3х |
3 |
||
1 / 2х | 4 |
||
1 / 17х | 5 |
||
26 / х4 |
6 |
||
3х4 |
7 |
||
1 / 3х4 |
8 |
||
26х4 |
9 |
Проверка кодов. 1 вариант: 397; 2 вариант: 514.
4. Исследовательская работа.
– Как получена вторая дробь из первой?
(Умножением и числителя, и знаменателя на –1.)
Последнюю дробь можно переписать, поставив один из минусов перед дробью:
5. Работа у доски по заданиям учебника:
№ 37, № 38 (а, в, д), № 39 (б, г, е).
6. Самостоятельная работа.
“Рабочая тетрадь”, № 15, стр. 7.
7. Задание на дом.
“Рабочая тетрадь”, № 17, № 19.
( № 17 похож на №№ 37–39, в № 19 найти значение дроби, подставив данные значения переменных).
8. Оценки за урок. Итог урока.
9. Дополнительное задание.
Учебник: № № 32, 41, 42.
Памятка учащимся.