Цели:
- расширить знания детей о различных средствах передвижения;
- познакомить с принципом работы космического корабля;
- вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с рассказа.
По всем дорогам, по всем тропинкам мира днем и ночью спешат люди. Куда они спешат? (В школу, в поле, в лес, на завод, в другой город...).
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов шорох шин –
Мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Не успел двух слов сказать –
Смотришь – надо вылезать!
На чем может отправиться путешественник? (Ответы детей).
Давайте поедем вместе с ним. Мы побываем во всех пунктах, и в каждом из них будем пересаживаться то в старинную повозку, то в современный автомобиль. Итак, вперед! Наше путешествие начинается.
Воспитатель показывает картинку дилижанса.
— Сядем в старинный, давно не существующий экипаж. Он называется дилижанс. Когда еще не было железных дорог и автобусов, такие экипажи катились по многим дорогам Европы и Америки. Они ходили из города в город по расписанию. Давайте же и мы прокатимся в дилижансе.
Дети строят “дилижанс”, используя стулья. Впереди ставят “лошадь”, сажают кучера.
— Пассажиры, усаживайтесь. Надежно укреплен багаж, уложены мешки с почтой. Кучер разбирает вожжи. Поехали!
Звучит тихая музыка. Следует диалог пассажиров.
– Скажите, а это не опасно – ездить в дилижансе? – спрашиваем мы соседа, почтенного джентльмена в золотых очках.
– Да, это сопряжено с некоторыми опасностями, – глубокомысленно отвечает пассажир. – Путешествия протекают очень беспокойно. То и дело опрокидываются кареты, лошади пугаются и несут... Ведь дилижанс мчится – подумать страшно! – вчетверо быстрее пешехода.
Воспитатель:
– Бедный пассажир. Он так никогда и не узнает, что такое настоящая скорость!
Наша лошадка боязливо жмется к тротуару. Что же случилось? (Ответы детей. Воспитатель показывает картинку с изображением роскошной кареты).
Мимо, пронзительно фыркнув, проносится лошадь. Мерно и размашисто выбрасывает она точеные ноги. Цок-цок! Цок-цок! Лакированная коляска – не чета нашей. На козлах лихой, туго подпоясанный кучер.
– Эва, какой рысак! – с завистью говорит наш извозчик. – И колясочка – загляденье!
Наконец мы въезжаем в город. Выходите, путешественники, погуляйте по городу. В это время воспитатель с несколькими детьми ставит фанерный силуэт автобуса, впереди – та же “лошадь”. На козлах – кучер, у дверей – кондуктор.
– Скажите, что это за повозка? – с любопытством спрашиваем мы кондуктора.
– О-о, – живо отвечает кондуктор, – это последняя пассажирская новинка. Ее придумал наш знаменитый ученый, академик Паскаль, “для лиц, не имеющих возможности пользоваться каретой”. Ну, таких, как мы с вами. И назвал ее латинским словом “омнибус”, что означает “для всех”.
Кондуктор предлагает заплатить и сесть в омнибус. Пассажиры-дети усаживаются.
Воспитатель:
– Как вы думаете, ребята, легко ли было лошади везти эту повозку? Что вы можете предложить сделать, чтобы как-то помочь лошади? (Предложения детей). Чтобы омнибусы легче катились, стали прокладывать рельсы. Так появилась “конно-железная дорога” или, короче, конка (картинка). А слово “омнибус” тоже сократили, стали называть просто “бус”. Скажите, почему слова “автобус”, “троллейбус” кончаются на “бус”? (Ответы детей).
Города продолжали расти, и вот уже лошади не могли справляться с перевозкой всех пассажиров. Нужно было приспособить к бусу механический двигатель. Давайте и мы расстанемся с лошадью и выйдем из конки. (Дети ставят в сторону атрибуты, садятся на стулья произвольно).
– Давным-давно люди мечтали построить такую машину, которая ехала бы сама, без лошади. Повозку-самокатку. Чего только для этого не придумывали: и рычаги, и педали, и колеса с вожжами, и лопасти, наподобие мельничных крыльев. Даже паруса на повозку ставили.
Однажды – было это лет двести назад в Петербурге – ехал по улице крестьянин с возом сена. Ехал, не торопясь, по сторонам поглядывал. Вдруг видит: навстречу ему катит коляска. Одна, без лошади. В коляске сидит человек. Конь от испуга как рванет в сторону – и на дыбы, чуть воз не опрокинул. Крестьянин даже испугался: виданное ли дело, чтоб коляска сама катилась! Смотрит, а сзади, на запятках, стоит другой человек и зачем-то ногами переступает. Это он педали нажимал, а педали толкали колеса. Очень немногие знали тогда, что диковинную эту коляску придумал знаменитый механик- самоучка Иван Петрович Кулибин.
Примерно в те же годы один француз, по фамилии Кюньо, вздумал запрячь в телегу паровую машину. Запряг и назвал это необычное сооружение автомобиль, что значит “самодвижущийся”. Едет такая телега по городу – впереди медный котел подвешен, будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит, пар в котле кончился. Приходилось водителю слезать с телеги и на время становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: шофер по-французски и есть кочегар.
А вот еще одна история. Как-то утром вышел из дома усатый чиновник, видит: стоит посреди мостовой экипаж. С виду – обычная извозчичья коляска, только вместо четырех колес – три, и сзади железный ящик пристроен. Возле коляски кто-то хлопочет. Ба, да это же господин Бенц, изобретатель!
– Вас ист дас, господин Бенц? – спросил чиновник по-немецки, потому что дело было в Германии. – Что это такое?
– Это автомобиль, мое новое изобретение! – с гордостью ответил Бенц. – Сейчас налью бензин, заведу мотор, и коляска поедет.
– Навряд ли, – покачал головой чиновник. Как же она поедет без лошади? И на паровую машину она не похожа, ни котла, ни топки.
Бенц сказал:
– Этой машине не нужны ни котел, ни топка. Она ведь не на угле работает, а на бензине. Вот в этом ящике помещается бензиновый двигатель или мотор.
Но чиновник только махнул рукой и собрался уходить, но тут мотор затарахтел, коляска затряслась, окуталась синим дымом... Изобретатель вскочил в нее и укатил.
У бензинного автомобиля было немало противников. “Мы – против!” – кричали они. Особенно негодовали извозчики и служащие железных дорог. В городском управлении издали приказ, в котором говорилось: “...автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им самим”. Автомобилисты читали и только посмеивались.
В России автомобиль называли мотором. Первый автомобиль сверкал свежей краской, а на радиаторе надпись “Руссо-Балт” (картинка). Тогда это был единственный автомобильный завод в стране.
А что же конка? В какой вид транспорта превратилась она? (Ответы детей). Верно, конка стала трамваем. Под вагон спрятали электродвигатель, сверху натянули провод, по которому приходит ток. И трамвай помчался, сверкая огнями. Садитесь в трамвай! Водитель занимает свое место. Трамвай набирает скорость. Но впереди – перекресток. Мимо с рокотом проносится бесконечный поток автомобилей. (Дети с рулями). Снова перекресток. Как же быть? Где искать свободную дорогу? (Предложения детей).
Приходится забираться под землю, в туннель. Правда, это дело сложное, долгое и дорогое. Недаром метро полностью называют метрополитен. По-французски это слово означает “столичный”. Метро строят только в самых больших городах.
Вот поезд подходит к станции. Разом открываются автоматические двери, пора выходить. Плавно ползет вверх эскалатор. Выходим на улицу.
Тр-рах! Бах! Высоко в вечернем небе лопаются ракеты. Разноцветные звезды – красные, зеленые, желтые – повисают букетами и медленно опадают. Эту древнюю забаву придумали на Востоке 1000 лет назад. Бамбуковые трубки набивали порохом, поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх.
– Что? Летать на ракете? Не говорите глупостей. Какой же сумасшедший вздумает летать на бочке с порохом?
Такой разговор можно было услышать в начале ХХ века. Тогда первые неуклюжие самолеты только пытались подняться в воздух, вертолетов не было. Но в провинциальной Калуге никому в то время не известный учитель физики уже решал задачу о полете к звездам. Учителя звали Константин Эдуардович Циолковский.
Ракета – пока самый быстроходный вид транспорта на Земле. И это благодаря тому, что у ракеты совершенно особый двигатель – реактивный. Перед стартом баки ракеты заправляют горючим (картинка ракеты). По команде “Зажигание!” горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую.
Посмотрите, вот у меня в руках воздушный шарик. Как с его помощью можно показать принцип работы реактивного двигателя (ракеты)? (Ответы детей).
Шарик нужно надуть, зажать отверстие, а затем отпустить. Шарик вырвался и улетел. Он полетел по той же причине, по какой взлетает ракета. Воздух вырывается из шарика и отбрасывает его от себя.
Сама ракета называется “ракета-носитель”. Почему “носитель”? (Ответы детей). Потому, что ее основная задача – нести груз, доставить его в космос. Это могут быть спутник, космический корабль – пассажирский или транспортный. Назовите первого космонавта, которого ракета доставила в космос. Верно, это наш, русский летчик – Юрий Гагарин.
Давайте и мы отправимся в космос. Хорошенько пристегните ремни. Откиньте спинки кресел, займите лежачее положение.
– Зажигание!
– Есть зажигание!
– Объявляется готовность №1.
– Есть готовность №1.
– Начинаю отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, “пуск”!
Взревут двигатели. Тяжесть навалится на грудь, плечи, ноги. Трудно дышать. И вдруг наступает тишина. И странное, небывалое чувство легкости. Невесомость. Мы – в космосе.
Блиц – опрос.
- Почему трактор не вязнет на рыхлой пашне?
- Что такое дилижанс и почему им больше не пользуются?
- Может ли автомобиль остановиться сразу?
- Кто старше – мотоцикл или велосипед.
- Почему слова “автобус” и “троллейбус” кончаются на “бус”?
- Есть ли руль у мотоцикла? У трамвая? У самолета? У поезда? У телеги?
- Можно ли летать без мотора?