Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Условия проведения игры: класс предварительно разделить на 3-4 команды.

Оборудование: игровые столы разных цветов с настольными лампами.

Как много самых разнообразных маршрутов предлагают нам сегодня туристические агентства! Наше школьное туристическое агентство “Колесо истории”предлагает совершить увлекательное путешествие в прошлое, а именно в историю языка. Вы спросите: “Зачем”? Отвечу. Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак… “Не спроста и не спустя слово молвится”— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…

1. “Их не разольешь водой” — о людях, которые очень дружны между собой.

Вопрос: откуда пошло это выражение?

  1. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
  2. От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
  3. Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.

(Правильный ответ — вариант a).

2. Я хочу сейчас обратиться к капитанам. Пожалуйста, проследите, чтобы никто из членов ваших команд не бил баклуши.

Вопрос: что означает это выражение?

  1. Бездельничать.
  2. Громко смеяться.
  3. Сидеть, нога на ногу.

(Баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.)

3. Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.

Вопрос: какое это выражение?

(Взялся за гуж – не говори, что не дюж).

4. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение “засучив рукава”, что значит “усердно приняться за работу”.

Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?

  1. Задрал нос.
  2. Сел в калошу.
  3. Спустя рукава.

(Правильный ответ – вариант b).

5. Я хочу похвалить вас за то, что вы не тяните канитель. Значение этого выражения “делать что-то очень медленно”.

Вопрос: что такое канитель?

  1. Грустная песня.
  2. Блюдо, на приготовление которого требуется много времени.
  3. Золотые нити.

(В старину золотые и серебряные нити для одежды священнослужителей, офицерских эполет, для вышивки по бархату изготавливали вручную: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить “тянуть канитель”, т. е. медлить, мешкать).

6. Вы, наверное, хорошо помните строки из песенки: “к сожаленью, день рожденья только раз в году”.

Вопрос: а захотели ли бы вы иметь дело с человеком, у которого семь пятниц на неделе? Почему?

(Так можно сказать о человеке, который часто меняет свои решения, т. е. очень ненадежный).

7. “Зарыть талант в землю”. Это выражение относится к человеку, который не желает применять свои способности на общественную пользу.

Вопрос: что такое талант?

(Талант в древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию, один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл талант в землю, за что и был наказан своим хозяином).

8. Какими качествами должны обладать команды, чтобы победить? Т. е. у нас сейчас развернулась самая настоящая борьба, борьба за победу. Так и у наших предков суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся еще лицом к лицу с жизнью.

Вопрос: как называли малолетнего человека древние русичи?

(Его называли ребенок, первоначально “робенок”, от слова “робкий, несмелый”).

Подведение итогов игры.