Цели:
- расширять знания детей о понятии “Этикет и его содержание”;
- углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;
- формировать у детей навыки правильного поведения за столом.
Оборудование:
- на доске высказывание “Невеж застольных много есть, не дай вам Боже рядом сесть” (Брант),
- “Корзина вежливости”, “Этикет”,
- солнышки и тучки по количеству учеников,
- скатерки, салфетки, чайная посуда.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети под музыку заходят в класс и садятся за столы. Девочки проходят первыми, мальчики отодвигают стулья, и подождав, когда девочки займут свои места придвигают стулья. Потом садятся сами.
II. Беседа.
Приятно всем вместе сидеть за одним столом. Верно? Постараемся все вместе порадовать наших гостей хорошими манерами. А что значит понятие “хорошие манеры”? (Это способ поведения человека, который приятен окружающим). К каким же хорошим манерам мы привыкли?
III. Чтение учащимися стихов.
Вася воспитанным парнем считался
Только что встал – поскорей причесался.Ножик с вилкой Коля взял
И культурным сразу стал.Катя рано утром встала
И постель свою застлала.Когда человек зевает
Рукою он рот прикрывает.Наш Саша хорошие манеры знает,
При встрече шляпу он снимает.Вова же порядок любит,
завтрак съел – почистит зубы.В школе за партой я спать бы не стал
Если бы даже очень устал.
Ну что ж, кое-что мы уже знаем и умеем. Сегодня поупражняемся в знании хороших манер за столом.
IV. Правила поведения за столом.
Вспомните, как надо сидеть за столом?
- Садитесь за стол только с чистыми руками.
- Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле.
- Локти на стол не кладут.
- Не следует играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти в трубочку.
- Нельзя болтать ногами и толкать соседей.
- Разговаривать во время еды.
- Есть нужно не торопясь.
Молодцы, все правила поведения за столом вы знаете.
V. Сервировка стола.
Что вы знаете о сервировке стола? (Дети расставляют посуду).
- Первое блюдо ( подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).
- Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).
- Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).
- Накрываем стол скатертью.
- Расставляем тарелки.
- Раскладываем столовые приборы.
- Раскладываем салфетки.
VI. Практическое занятие.
А теперь попробуем блюда, стоящие на наших столах.
Какой у нас красивый стол! Постарайтесь сами выглядеть хорошо за столом. А что для этого нужно помнить?
Отвечают дети:
- Блюда нужно аккуратно передавать друг другу, а не тянуться за ними через весь стол.
- Брать пищу из блюда нужно специальными приборами, положенными в это блюдо.
- Пищу черпать, а не сгребать с блюда, чтобы следующий, кто его возьмет, не запачкал рук.
А теперь, когда мы знаем как нужно вести себя за столом, попробуем угощения и приятно пообщаемся за столом.
VII. Чаепитие.
Ребята просят подать то или иное блюдо, предлагают соседу кушанья, ведут беседу.
VIII. Игра.
Дети берут задания из “Корзины вежливости” и выполняют их.
- Как вы поступите, если какое-либо приглянувшееся вам блюдо находится далеко от вас? (Попросить соседа подать его).
- Используете вы ноготь или вилку в качестве зубочистки? (Только зубочистку, и то не на виду у всех).
- Если кто-то чихнет, нужно ли сказать ему : “Будьте здоровы”? (Лучше всего не обратить на это внимание).
- Вы подходите к столу и хотите отодвинуть стул для себя или своей соседки. Как вы поступите? (Берем обеими руками за спинку, чуть приподнимаем и отодвигаем).
- Следует ли девочке, садясь на стул, приподнимать юбку, чтобы не измять её? (Поднимать юбку не прилично).
- Что делать, если Вам предложили попробовать незнакомое кушанье? (Хорошо воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяйкой блюдо).
IX. Занятие заканчивается песней.
Дети встают из-за стола. Мальчики отодвигают стулья девочек, задвигают их, а затем выходят.
X. Рефлексия.
Кто уверенно чувствует себя за столом, тот на доску прикрепит солнышко, а тот кто сомневается в своем поведении за столом, прикрепляет тучку.
Литература
- Этикет и общество “Энциклопедия этикета”.
- Васильева-Гангнус Л. “Азбука вежливости”.
- Дунцова К.Т., Станкович Г.П. “Этикет за столом”.