Цели:
- учить вдумчивому чтению произведения;
- размышлять над прочитанным;
- развивать речь учащегося, обогащать словарный запас;
- воспитывать бережное отношение друг к другу.
Оборудование:
- портреты: Т.М.Белозёрова, В.А. Осеевой;
- выставка книг;
- карточки раздаточные.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Минутка поэзии (конкурс), англ. народная песня в переводе Чуковского, Маршака, по желанию.
- Читаем, что сами сочинили.
- Какую сказку напоминает? Что сходно? Что различно?
Сходно – содержание (съедает слишком много и всё подряд).
Различно построение: в “Глиняшке” есть события (встречает, разговаривает, съедает), а в песне просто перечислено, что съел Барабек.
II. Новый материал
Сегодня мы будем работать по теме: “Кто же виноват?” над русской народной сказкой “Кочеток и курочка”, сказкой Валентины Александровны Осеевой “Кто всех глупей” и с произведениями Тимофея Максимовича Белозёрова. Надеюсь, будем внимательными и вдумчивыми читателями.
1. Начнем работу со сказкой “Кочеток и курочка”.
Что вам говорит заголовок сказки? Я прочитаю сказку, а вы подумайте, почему её так назвали?
(Первичное чтение учителем).
Какое настроение вызвала сказка?
2. Прочитать сказку шепотом и подумать, какие роли есть в этом произведении. Подготовиться к чтению по ролям.
(Автор, кочеток, курочка, бояре, орешня, козы, пастухи, хозяйка, свиньи, волк).
3. Словарная работа.
Кочеток, бояре, портки, подглодали – объели, опара.
Повторное чтение и аналитическая беседа.
4. Чтение по ролям.
Докажи, что наказаны невиновные. Какая главная мысль сказки? (Не обижай, не делай неприятности другому, не обвиняй в своих неудачах другого, а держи ответ за себя, не обижай с досады).
Как построена сказка? (Каждый пытается свалить вину на другого).
5. Игра “Оратор”
Рассказать сказку в обратном порядке.
6. Работа по карточкам в бригадах. (Раздать карточки).
Вопросы в карточках:
- Докажите, что в этой сказке наказаны те, кто не виноват;
- Эта сказка шутливая? В чем здесь шутка?
- Над чем смеётся народ в этой сказке?
III. Сейчас мы познакомимся с произведением Валентины Александровны Осеевой
Ей всегда было важно рассказать детям “что такое хорошо, и что такое плохо”. Вспомните особенности построения сказки. (Присказка, зачин, кульминация, концовка).
1. Я почитаю сказку “Кто всех глупей”, а вы подумайте:
- Кто самый глупый? Почему?
- Кто самый умный?
2. Читаем жужжащим способом и думаем, какие две части можно выделить в сказке?
3. Читаем I часть, озаглавливаем. “Что произошло во дворе”.
В каком предложении передана кульминация сказки?
4. Читаем II часть, озаглавливаем. “Кто вел себя глупее всех?”. Цепочка идет в обратном направлении и кончается там, где началась, - на Ване.
5. Какой серьёзный смысл ты нашел в этой шутливой сказке? (Не обижай с досады кого-либо, не обижай слабого).
6. Как построена эта сказка?
- I часть — каждый обижает более слабого.
- II часть — выясняем, кто глупее.
7. Чем, на ваш взгляд, отличается сказка В.А.Осеевой от русской народной сказки “Кочеток и курочка” по построению. (В русской народной сказке – только свалить свою вину на другого, т.е. обидеть, а в сказке В.А.Осеевой выясняют, во второй части, “кто глупее всех”).
8. Какому из персонажей этой сказки очень подходит его имя?
Утка Устинья – подходит по звучанию. Утка ходит важно, медленно, и имя Устинья звучит протяжно, важно. Маленькому, шустрому цыпленку подходит Боська. Кличка Барбос звучит складно “Пёс - Барбос”.
Домашнее задание: с. 126, задание 3, 4.
Фольклор – искусство, создаваемое народом.
Что к нему относится? (Сказки, потешки, пословицы, небылицы).
Сегодня мы познакомимся с авторскими небылицами Т.М.Белозёрова.
С. 22 “Подснежник”.
- читаем цепочкой;
- находим рифму;
- по бригадам переделываем в бывальщину (у каждой своя).
Благодарю думающих читателей за работу.