Разработка урока математики для 3-го класса по теме: "Деление на числа, оканчивающиеся нулями"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление вычислительных навыков учащихся при делении на числа, оканчивающиеся нулями.

Задачи урока:

  • Отработка навыков работы учеников с алгоритмом письменного деления. Совершенствование вычислительных навыков табличного и внетабличного деления.
  • Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, рефлексивные способности младших школьников.
  • Формировать навыки учебной самостоятельности школьников, воспитывать чувство коллективизма, уважение к товарищам, терпение.

Форма проведения урока: клуб “Интеллектуальная академия”, участники которого – ученики, 2 команды “умники” (мальчики) и “умницы” (девочки), профессор академии – учитель (Умнейшая Умма Наумовна).

Оборудование:

  • 2 таблицы с числовыми результатами,
  • конверт с карточками по количеству детей, на лицевой стороне которых часть рисунка, а на обороте – пример;
  • памятки “Правила работы в группах”;
  • карточки с логическими задачами;
  • девиз урока;
  • для каждого ученика: бейджи с надписями “умник” (по количеству мальчиков) и “умница” (по количеству девочек), 2 буквы “У” (умник) – красная и синяя;
  • диплом для награждения;
  • для учителя: бейдж с надписью “Умнейшая Умма Наумовна”;
  • на двери класса надпись “Интеллектуальная академия” из разрезных букв;
  • карточки с названиями команд “умники”, “умницы”.

1. Организационный момент: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей

Входя в класс, дети замечают на двери надпись “Интеллектуальная академия”.

Вступление учителя. Мне очень приятно приветствовать каждого из вас в клубе “Интеллектуальная Академия”. Сегодня на уроке я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность, доказав самим себе, что вы достойны быть приняты в “Интеллектуальную Академию” и получить гордое звание академиков. Вы согласны попробовать свои силы в испытаниях, которые для вас уготованы?

Девиз урока

Прочитайте поговорку, как вы понимаете ее смысл?

Для того чтобы нам пройти все испытания, мы разделимся на две команды, но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

  • Уважать позицию товарища
  • Не обижать и не обижаться
  • Слушать и слышать друг друга
  • Участвовать всем
  • Быть внимательным
  • Соблюдать тишину

(Дети перечисляют известные им правила).

А теперь, будущие академики, получите свои опознавательные знаки (бейджи “умник” — для мальчиков и “умница” — для девочек). Ко мне попрошу обращаться Умнейшая Умма Наумовна (бейдж для учителя).

2. Устный счет: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения.

Цель. Итак, сейчас вам пригодятся ваши знания таблицы умножения, потому что испытание, с которым вам нужно справиться — это примеры на умножение и деление.

Инструкция. Обе команды получают конверт, в котором для каждого из вас есть карточка с примером. Вы устно решаете свой пример, передаете конверт следующему и выходите к доске, чтобы прикрепить свою карточку к ответу, который необходимо отыскать в таблице. Задание на скорость, выполняем его быстро, правильно и организованно. В результате правильного решения примеров вы сможете разгадать шифрограмму и объяснить ее значение.

Зашифрованные слова: интеллект и логика.

Для умников   Для умниц
46 58 44 52 70   36 56 24 96 60
36 28 90 24 48   75 27 48 72 82
72 84 82 60 54   44 26 58 39 42
Для умников   Для умниц
18·2 14·4 96:4 48·2 12·5   23·2 29·2 88:2 13·4 35·2
75:5 54:2 96:2 36·2 41·2   72:2 56:2 15·6 48:2 16·3
21·4 88:2 78:3 29·2 84:2   24·3 28·3 41·2 15·4 18·3

Итог. Я рада за вас, что у каждой команды получилось разгадать свою шифрограмму, но как вы думаете, почему же произошло смещение рисунка? (Были допущены ошибки в результате вычисления). Какой можно сделать вывод? (Учить таблицу умножения).

3. Практическая деятельность учеников

a) Самостоятельное решение примеров с объяснением

Цель. Для того чтобы выдержать следующее испытание, нам необходимо вспомнить правило деления на числа, оканчивающиеся нулями. Вам необходимо решить числовые выражения. Верхнюю строку числовых выражений решают умники, а нижнюю – умницы.

13400:200 24600:300 17500:700
32700:300 19800:600 94500:500

Проверка. Один представитель от каждой команды объясняет решение любого примера, остальные результаты просто называются.

Итог. Что важно помнить при решении примеров такого вида? (Правило о делении на числа, оканчивающиеся нулями и хорошо знать таблицу умножения).

b) Решение составной задачи в четыре действия

Цель. Мы продолжаем преодолевать испытания. Вспоминаем, как нужно решать задачи о взаимосвязанных величинах, которые вы назовете, прослушав условие задачи.

Задача. Автотуристы в первый день проехали 360 км, во второй день 240 км. На весь этот путь они затратили 10 ч. Сколько часов в пути были туристы каждый день, если они ехали с одинаковой скоростью?

Работа по содержанию задачи, составление краткой записи.

  • О каких величинах идет речь в задаче? (Скорость, время, расстояние).
  • Какого характера представлено движение в задаче? О скольких днях говорится?
  • Сколько км прошли туристы в I день? Какая это величина?
  • Какой путь был проделан туристами во II день?
  • Известно, сколько времени в пути они были в I день? А во II день?
  • Но что сказано о времени? Что нам известно про скорость?

Разбор задачи синтезом.

  • Сколько действий в задаче?
  • Что будем находить 1-м (2, 3, 4) действием? Каким действием?
  • Запишите решение задачи в тетрадях.

Проверка. По одному представителю от каждой команды записывают решение на доске с обратной стороны, ученики сверяют свое решение с записью на доске.

Итог. что необходимо знать для того, чтобы не ошибиться при решении задачи о таких величинах, как время, скорость, расстояние?

c) Решение логических задач, их групповое обсуждение

Установка для детей. Каждая команда получает карточку с задачей, которую нужно решить устно, объяснить свое решение и доказать его правильность.

Для умников: “Кто выше?”

Учились в одном классе три товарища – Сережа, Толя, Юра. По росту они немного отличались друг от друга, поэтому на уроке физкультуры в одной шеренге они стояли так: один первым, другой вторым, самый низкий из них – третьим. Сережа был не ниже Толи, а Юра был не выше Толи. Кто же из них был ниже всех? Кто был средним по росту? А кто выше всех? (Самый высокий – Сережа, потом – Толя, а самый маленький по росту – Юра).

Для умниц: “Спрятанные игрушки”.

Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля, — спрятали одну их игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медведя… Кто какую игрушку спрятал? (Оля – слоника, Катя – медвежонка, Галя – зайчика).

4. Подведение итогов, задание на дом

Мне бы хотелось знать, как каждый оценивает сегодня свой труд, свои старания.

Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня.

А кто-то, возможно, подумает немножко и решит, что сегодня он занимался, не так усердно, как обычно, потому что нет настроения или слегка болит голова, или задания были сложными.

У каждого из вас на столе лежат 2 буквы “У” (умник) — красная и синяя. Красная – занимались хорошо, лучше обычного, а синяя – занимались хорошо, но можете гораздо лучше. Поднимите ту букву, на которую вы оцениваете сегодня себя.

В интеллектуальную академию я принимаю всех: и умников, и умниц. Я вручаю вам диплом (приложение 1), где сказано о том, что вы все зачислены в интеллектуальную академию; здесь стоит моя печать и подпись.