Разработка урока по окружающему миру для 4-го класса по теме: "Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах" (программа "Школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”, изученные в 3-м классе.

3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение

различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

3. Формировать умение работать в группах.

Оборудование.

  • репродукция А.М. Васнецова “Московский Кремль при Иване Калите. 1921.”;
  • иллюстрация летописца;
  • карточки с новыми словами ‹Приложение1›;
  • костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;
  • творческие работы детей;
  • выставка книг;
  • аудиозапись с композицией “Кострома” группы “Иван Купала”, магнитофон.
  • раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Якорение: повторение за учителем хлопков определенного ритма.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)

- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

- Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)

- Посмотрите на репродукцию А.М. Васнецова ''Московский Кремль при Иване Калите. 1921.'' К какому веку относится этот исторический период? Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва? Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!

- Чему учились дети и у кого?

Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

2. Формулирование темы урока.

- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Верно, сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.

III. Повторение опорного материала.

1. Театрализация.

- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,
Не спешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

2. Беседа.

- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)

- Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.) Что там записывалось? (Исторические события того времени.)

- От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать.)

3.Работа со словарем учебника.

- Давайте прочитаем толкование этого слова по словарю учебника на странице 154.

Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

4. Работа со статьей учебника.

Ученик зачитывает статью со страниц 61-62.

- Что вы узнали из статьи о летописи и летописце? (Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)

- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).

- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)

Верно. Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

IV. Новый материал.

1. Вводное слово учителя.

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году.

2. Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”.

- Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

- Что особенного в этом классе?

- Что делают ученики? Сколько их?

- Можно ли сказать, как они относятся к учению?

- Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет ученица нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

2 ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.

Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Кострома” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

3. Рассказ об истории письменности.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажет следующий ученик. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)

3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.

На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы. (Одновременно с докладчиком учитель открывает скрытую наглядность на доске, которую составляют слова, прозвучавшие в тексте доклада ученика.)

Вопрос на понимание:

- Так чем же раньше писали люди и на чём?

Словарная работа.

Берёста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы.

Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.

Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.

Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

4. История возникновения алфавита.

Вводное слово учителя.

Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Об этом нам расскажет следующий ученик. (Было дано творческое домашнее задание.)

4 ученик: историческая справка “Кто придумал русский алфавит”.

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. (Одновременно с докладом учащегося учитель показывает иллюстрацию Кирилла и Мефодия из дополнительной литературы Е.В.Саплиной “Введение в историю”. 3 класс).

5. История создания первых печатных книг.

Вводное слово учителя.

Я хочу рассказать вам о первом человеке, который научился создавать печатные книги. Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге. А о том, кто был первым печатником на Руси, расскажет нам следующий ученик. (Было дано творческое домашнее задание.)

5 ученик: рассказ “Первый печатник на Руси”.

А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой азбуки. (Одновременно с докладчиком учитель показывает иллюстрацию типографии Ивана Федорова из дополнительной литературы.)

Вопросы на понимание:

- Как звали первопечатника на Руси?

- Какой русский царь открыл первую типографию на Руси?

- Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров?

V. Обобщение материала.

- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?

(“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)

- Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров.)

- Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный.)

VI. Домашнее задание.

  1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.
  2. По рабочей тетради №2 на печатной основе “Учимся познавать мир” №18-21.

VII. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)

Первая группа.

1 задание: о каком человеке идет речь?

Как пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты.

(Иван Федоров).

2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.

3 задание: отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга).

Вторая группа.

1 задание: объясните значения слов.

Пергамент - …
Берестяные грамоты - …
Кириллица - …

2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.

3 задание: отгадайте загадку.

Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит.

(Бумага и написанные на ней слова.)

Третья группа.

1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.

“Аз” – я,
“Буки” – буква,
“Веди” – ведать, знать,
“Глагол” – говорить,
“Добро” – добро.

2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.

3 задание: отгадайте загадку.

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить.

(Гусиное перо).

2. Работа с пословицей.

Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Что это означает?

VIII. Итог урока.

- Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?

- Какое значение имеет книга в жизни человека?

IX. Оценивание урока детьми.

- У вас на столах листы, с нарисованными на них “Пушистиками” с разным настроением. Раскрасьте того “Пушистика”, настроение которого соответствует вашему. ‹Рисунок 1›.

Литература

  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России 1682-1861.- М., 1996.
  2. Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры.- М., 1995.
  4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Вентана – Графф, 2002.
  5. Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студенкин М.Т. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,1996.
  6. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
  7. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.- Смоленск, 1995.
  8. Левицкая З.В. История Отечества для детей.- М., 1996.
  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.
  10. Романова О.Л. Полезные расчеты, или как оценить эффективность превентивного обучения. Методические рекомендации для учителей.- М., 2000.
  11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995.