Интегрированный урок обучение грамоте + письмо. 1-й класс. "Мягкий согласный звук (й), буква Й. Письмо буквы Й"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Мягкий согласный звук [й], буква й. Письмо строчной буквы й.

Цель:

1. Познакомить детей с новым звуком и буквой й.

2. Научить читать слова с этой буквой. Давать характеристику звуку.

3. Учить правильно и красиво писать слова с этой буквой. Писать чисто и аккуратно.

4. Воспитывать внимание.

Уметь правильно переходить улицу, знать дорожные знаки.

Оборудование: Картинки к букве, схемы, домик и грибочки, картинка “Трамвай”, плакаты: дорожные знаки, переход улиц и дорог.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.

II. Сообщение темы и цели урока.

1. Разминка

Сказка о язычке.

Проснулся утром язычок и стал делать зарядку (движения языком во рту).

Затем пошел чистить зубки. Верхние зубки почистил, нижние (язычком по зубкам).

И пошел гулять. В одну сторону сбегал, в другую, на все 4 стороны (достали язычком щечки, подбородок, носик).

Побегал и пошел в гости к белочке. Белочка угостила его вкусным варением на блюдечке. Язычок все блюдечко облизал (облизываем губки).

Покушали они и пошли в лес собирать грибочки. Покажем, как растет грибок (тянем язычок вверх). Большой грибок вырос, срываем его (опускаем язык). Полное лукошко насобирали, не унести. Вскочили на лошадку, поскакали (цокаем язычком).

(Используются зеркальце и носовой платочек)

- Ра – ра – ра – Кате спать пора

- Ро – ро – ро – на полу стоит ведро

- Ры – ры – ры – летают комары

- Ри – ри – ри – на ветке снегири

Работа со скороговоркой

Проворонила ворона вороненка

(читаем три раза, убыстряя темп. С ударением на первом слове, затем на втором и на третьем. Читаем жалобно, сердито).

Чтение загадок по пособию, стр. 56

2. Игра: Характеристика звуков.

На доске домик, грибочки, елочки, облачко; картина.

Домик в два этажа. Какие звуки живут на 1 этаже, какие на 2 этаже?

Какие под зеленой елочкой, какие под синим облачком?

3. Выделение нового звука.

На доске картинка трамвая, схема к нему.

Отгадайте загадку:

Дом на рельсах тут и тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…

(Трамвай)

Трамвай – слого-звуковой анализ слова.

- какой звук слышится в конце слова?

(Его мы уже слышали в некоторых словах в начале слов и после гласных.)

- сейчас мы попробуем различать этот звук вне слияний.

- упражнение на распознавание звука

(Читаю стих, если встретится звук [й], хлопаем в ладоши).

Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой.–
Я, мой друг, совсем большой!
- Ты поди-ка, погуляй!
Все пройдет! – сказал Ай-ай.

- звук [й] обозначается буквой й.

Знакомство с буквой.

 4. Минутка здоровья.

Упражнение для глаз.

“Круг” (обводим глазками сначала по часовой стрелке, потом против).

“Покорчим рожи” (изображаем животных).

5. Работа в прописи

- Показ буквы.

На какую букву похожа?

Чем отличается?

Характеристика звука [и] и [й].

Письмо й.

- На наборном полотне составляем слово МОИ, преобразуем в МОЙ.

ТВОИ – ТВОЙ, СВОИ – СВОЙ.

- Запись слов в прописи.

Показ соединений ОЙ.

- Запись слов САРАИ – САРАЙ.

6. Музыкальная пауза.

Танец (движения под музыку).

7. Работа с книгой.

- Чтение слов с доски:

ТРАМВАЙ словарно–логическое упражнение.
ВЕЛОСИПЕД какие из слов лишние, почему?
СКАМЕЙКА как одним словом назвать оставшиеся? (Транспорт)
ТРОЛЛЕЙБУС составляем это слово, печатаем в печатнике.
САРАЙ
АВТОБУС

- слова на карточках:

КРАСНЫЙ какой звук встречается во всех этих словах? читаем с доски:
ЖЕЛТЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙ

Характеристика звука.

- Что напоминают нам эти слова:

Беседа “Умей переходить улицу” (на доске картинки по ПДД).

- Объяснение дорожных знаков, стр. 99

8. Минутка здоровья.

Упражнение для кистей рук.

“Птичка” “Здравствуйте”.

9. Работа в прописи.

- составление и запись предложения.

Разбор. Анализ слов. Правила.

10. Минутка здоровья

Гимнастика для улучшения слуха.

(Скатываем и раскатываем ушко. Ушки должны быть теплыми. Массаж ушка).

11. Работа с книгой.

- чтение текста, стр. 99.

Жужжащее чтение.

О чем прочитали?

Чтение вслух.

Прочитать слова со звуком [й].

Характеристика звука.

Чтение в парах (2 пары).

12. Минутка здоровья.

Упражнения для кистей рук “Солнышко” “Волны”.

13. Работа в прописи.

Запись предложения:

“НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!”

- показ соединений.

- письмо по памяти:

“САМ ПОГИБАЙ, А ДРУГА ВЫРУЧАЙ”.

- слово “ПОГИБАЙ” делим на слоги.

14. Чтение дополнительной литературы.

III. Итог урока.

- с каким звуком познакомились?

какой он?

- показ лучших прописей.

Похвалить всех ребят за работу.