Тема: Мягкий согласный звук [й], буква й. Письмо строчной буквы й.
Цель:
1. Познакомить детей с новым звуком и буквой й.
2. Научить читать слова с этой буквой. Давать характеристику звуку.
3. Учить правильно и красиво писать слова с этой буквой. Писать чисто и аккуратно.
4. Воспитывать внимание.
Уметь правильно переходить улицу, знать дорожные знаки.
Оборудование: Картинки к букве, схемы, домик и грибочки, картинка “Трамвай”, плакаты: дорожные знаки, переход улиц и дорог.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Разминка
Сказка о язычке.
Проснулся утром язычок и стал делать зарядку (движения языком во рту).
Затем пошел чистить зубки. Верхние зубки почистил, нижние (язычком по зубкам).
И пошел гулять. В одну сторону сбегал, в другую, на все 4 стороны (достали язычком щечки, подбородок, носик).
Побегал и пошел в гости к белочке. Белочка угостила его вкусным варением на блюдечке. Язычок все блюдечко облизал (облизываем губки).
Покушали они и пошли в лес собирать грибочки. Покажем, как растет грибок (тянем язычок вверх). Большой грибок вырос, срываем его (опускаем язык). Полное лукошко насобирали, не унести. Вскочили на лошадку, поскакали (цокаем язычком).
(Используются зеркальце и носовой платочек)
- Ра – ра – ра – Кате спать пора
- Ро – ро – ро – на полу стоит ведро
- Ры – ры – ры – летают комары
- Ри – ри – ри – на ветке снегири
Работа со скороговоркой
Проворонила ворона вороненка
(читаем три раза, убыстряя темп. С ударением на первом слове, затем на втором и на третьем. Читаем жалобно, сердито).
Чтение загадок по пособию, стр. 56
2. Игра: Характеристика звуков.
На доске домик, грибочки, елочки, облачко; картина.
Домик в два этажа. Какие звуки живут на 1 этаже, какие на 2 этаже?
Какие под зеленой елочкой, какие под синим облачком?
3. Выделение нового звука.
На доске картинка трамвая, схема к нему.
Отгадайте загадку:
Дом на рельсах тут и тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется…
(Трамвай)
Трамвай – слого-звуковой анализ слова.
- какой звук слышится в конце слова?
(Его мы уже слышали в некоторых словах в начале слов и после гласных.)
- сейчас мы попробуем различать этот звук вне слияний.
- упражнение на распознавание звука
(Читаю стих, если встретится звук [й], хлопаем в ладоши).
Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой.–
Я, мой друг, совсем большой!
- Ты поди-ка, погуляй!
Все пройдет! – сказал Ай-ай.
- звук [й] обозначается буквой й.
Знакомство с буквой.
4. Минутка здоровья.
Упражнение для глаз.
“Круг” (обводим глазками сначала по часовой стрелке, потом против).
“Покорчим рожи” (изображаем животных).
5. Работа в прописи
- Показ буквы.
На какую букву похожа?
Чем отличается?
Характеристика звука [и] и [й].
Письмо й.
- На наборном полотне составляем слово МОИ, преобразуем в МОЙ.
ТВОИ – ТВОЙ, СВОИ – СВОЙ.
- Запись слов в прописи.
Показ соединений ОЙ.
- Запись слов САРАИ – САРАЙ.
6. Музыкальная пауза.
Танец (движения под музыку).
7. Работа с книгой.
- Чтение слов с доски:
ТРАМВАЙ | словарно–логическое упражнение. |
ВЕЛОСИПЕД | какие из слов лишние, почему? |
СКАМЕЙКА | как одним словом назвать оставшиеся? (Транспорт) |
ТРОЛЛЕЙБУС | составляем это слово, печатаем в печатнике. |
САРАЙ | |
АВТОБУС |
- слова на карточках:
КРАСНЫЙ | какой звук встречается во всех этих словах? читаем с доски: |
ЖЕЛТЫЙ | |
ЗЕЛЕНЫЙ |
Характеристика звука.
- Что напоминают нам эти слова:
Беседа “Умей переходить улицу” (на доске картинки по ПДД).
- Объяснение дорожных знаков, стр. 99
8. Минутка здоровья.
Упражнение для кистей рук.
“Птичка” “Здравствуйте”.
9. Работа в прописи.
- составление и запись предложения.
Разбор. Анализ слов. Правила.
10. Минутка здоровья
Гимнастика для улучшения слуха.
(Скатываем и раскатываем ушко. Ушки должны быть теплыми. Массаж ушка).
11. Работа с книгой.
- чтение текста, стр. 99.
Жужжащее чтение.
О чем прочитали?
Чтение вслух.
Прочитать слова со звуком [й].
Характеристика звука.
Чтение в парах (2 пары).
12. Минутка здоровья.
Упражнения для кистей рук “Солнышко” “Волны”.
13. Работа в прописи.
Запись предложения:
“НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!”
- показ соединений.
- письмо по памяти:
“САМ ПОГИБАЙ, А ДРУГА ВЫРУЧАЙ”.
- слово “ПОГИБАЙ” делим на слоги.
14. Чтение дополнительной литературы.
III. Итог урока.
- с каким звуком познакомились?
какой он?
- показ лучших прописей.
Похвалить всех ребят за работу.