Цели:
- создать условия, при которых учащиеся смогут открыть новый способ образования слов – сложение основ;
- развивать речь, мышление, умение употреблять в речи сложные слова; выделять их основы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, любовь к русскому языку, внимание.
Оборудование: карточки со сложными словами, плакат с кроссвордом, индивидуальные карточки, эпиграф к уроку на плакате “Грамоте учиться – всегда пригодится”, рисунок самолёта, сказочные герои, название остановочных пунктов, слова “физическая культура” и “ физминутка”, запись сложных слов с пропущенными орфограммами на индивидуальных карточках.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Какое сегодня число? Прочитайте запись числа. Что вы заметили? Какое это слово? Из каких основ состоит это слово? Какие орфограммы есть в слове шестнадцатое? Прежде, чем записать число, подготовим пальчики к работе.
Гимнастика для пальцев. Дети поочерёдно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт. Поочередной массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
…Один, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять – массаж правого большого пальца;
Этот пальчик самый сильный, – массаж левого большого пальца;
Самый толстый и большой, – массаж правого указательного пальца;
Этот пальчик для того, – массаж левого указательного пальца;
Чтоб показывать его – массаж правого среднего пальца;
И стоит он в середине – массаж правого безымянного пальца;
Этот пальчик безымянный – массаж левого безымянного пальца;
Он избалованный самый, – массаж правого мизинца;
А мизинчик хоть и мал, – массаж левого мизинца;
Очень ловок и удал.
– Запишите число, классная работа. Напоминаю вам правила письма – наш девиз.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Грамматика вместе со сказочными героями вот на этом самолёте. (Показ рисунка.)
Мы в путь за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём!
– Итак, в путь!
II. Словарная работа.
Первая остановка “Словаринка”.
– Поиграем в игру “Перекрёсток”. Заменим предложения одним словом и запишем по горизонтали в кроссворд. Один ученик работает у доски, а остальные – записывают в тетради эти слова в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
1с | з | |||||
2 | а | о | ||||
3 | м | в | ||||
4 | о | |||||
5 | р | л | ||||
6 | а | ё | ||||
7п | т |
- Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез)
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем. (Пароход)
- Большой чайник на ножках. (Самовар)
- Русская народная игра – пляска. (Хоровод)
- Лес, поваленный бурей. (Бурелом)
- Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства. (Самотёк)
- Огнестрельное оружие. (Пулемёт)
– Прочитайте слова, буквы которых расположены
по диагонали квадрата. Какие слова получились? (Сложные)
– Почему эти слова сложные? Докажите.
III. Актуализация знаний.
Вторая остановка “Повторяйка”.
– Что такое сложные слова?
– Как соединяются два корня в сложных словах?
– После каких звуков пишется соединительная
гласная о?
– После каких звуков пишется соединительная
гласная е?
– Образуйте сложное слово от слов “птица” и
“фабрика”.
– Есть ли в нашем городе птицефабрика? Для чего
городу нужна птицефабрика?
– Какую соединительную гласную запишем в этом
слове? Покажите карточкой. Запишите слово и его
схему. Какая схема подошла к этому слову?
– Как вы думаете, над чем мы будем работать
сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
Сообщение целей урока.
IV. Постановка проблемного вопроса.
Третья остановка “Думающая”.
– Всегда ли в сложных словах есть соединительная гласная?
V. Решение проблемного вопроса.
– Прочитайте слово “физкультура”.
Задумывались ли вы, как образовалось слово
“физкультура”? (На доску вывешивается запись
на листе бумаги: “физическая культура”. В слове
физическая убирается часть “ическая”, а
культура придвигается к части “физ”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно
ли его считать сложным?
Работа в проблемных группах и подготовка ответов.
– А знаете ли вы как произошли некоторые сложные слова, такие как парикмахер, чародей и т. д.? Послушайте историю образования этих слов. (Группа учащихся рассказывают о происхождении слов спасибо, медведь, пароход, велосипед, чародей, злодей, ротозей, парикмахер, спортсмен, бизнесмен)
– Прочитайте слова: диван-кровать,
ковёр-самолёт, стенгазета, горицвет,
мышка-норушка, Новгород.
– Какие это слова? Как они образованы? Есть ли в
них соединительные гласные?
– Так как ещё могут соединяться основы в сложных
словах?
Вывод: В сложных словах основы соединяются с помощью соединительных букв и без них.
VI. Закрепление изученного.
Четвёртая остановка “Тренировочная”.
а)
– С основой “душа” существует много слов. Подберите сложные слова с основой “душа”.
На доске запись:
Просто- Равно- Велико- Мало- Тще- Благо- Двое- Прямо- Едино- -щипательный |
– Как вы понимаете значение слов – малодушный,
тщедушный, единодушный, душещипательный?
– Есть ли в словах соединительные гласные? Какие?
– Запишите 5 слов по выбору в тетрадь. Разберите
по составу первое слово.
Взаимопроверка.
б) Самостоятельная работа.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1-й вариант:
Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.
2-й вариант:
Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока.
– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка по таблице на доске.
в) Упражнение 2, с. 100.
– Какие из данных слов являются сложными? Выпишите эти слова, выделив корни, подчеркните соединительные гласные.
Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой
Фронтальная проверка.
VII. Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу.Итак, что же
такое сложные слова? Незнайка ответил на этот
вопрос так: “Все непонятные слова называются
сложными”. Буратино сказал: “Все длинные слова
– это сложные”. Домовой Афанасий ответил:
“Слова, в которых сложены две основы, называются
сложными”. Кто из них прав?
– Как соединяются основы в сложных словах?
VIII. Домашнее задание.
– Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.
IX. Рефлексия.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего,
зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал
на “отлично”– покажите красную полоску, кто
работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску,
а кто считает, что работал не в полном объёме, то
покажите синюю полоску.