Интегрированный урок: русский язык + природоведение

Разделы: Начальная школа


Тема: “Повторение сведений о падежах имён существительных”.

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний падежей имён существительных через эвристическую беседу;
  • творческое задание;
  • иллюстрации;
  • использование краеведческого материала по Чунскому району;
  • исследование карты.

Оборудование: карта России, карта Иркутской области, маршрутные листы, иллюстрации с изображением природной тайги.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка и природоведения.

2. Сообщение темы и постановка учебной цели.

1.- На какой реке расположен посёлок Лесогорск?

- Хотели ли вы узнать, откуда берёт своё начало Чуна, какие города стоят на нашей реке?

- Тогда отправляемся в путь, в путешествие по реке Чуне .

2. 6 парт получают маршрутные листы, на которых название падежа. (Поставить вопросы, определить предлоги, указать роль существительного в этом падеже в предложение ).

3. Выберите вид транспорта .

(картинки самолёта, теплохода, вертолёта, машины).

Предложения детей с доказательством .

4. Определите тему урока:

Из-за далёких рубежей
Доходит к нам молва.
Столь раз в любом из падежей
Ты названа Чуна .
Послушай радиоволну
Минуту или две:
Чуна,Чуны,Чуне, Чуну, Чуною, о Чуне.

Тема урока: повторение сведений о падежах существительных.

5. Какую цель каждый из вас поставит перед собой?

3. Отправление в путешествие.

1. Предложите, куда отправимся сначала: к устью или к истоку?

2. Орфографическая минутка.

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам).

- Сколько падежей в русском языке?

- Как отличить один падеж от другого?

- В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим?

- Каким членом предложения могут быть существительные, если они стоят в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах?

3. Маршрутные листы готовы?

  • Встаньте по порядку .

Ученики повторяют сведения о падежах и переворачивают маршрутные листы, на которых написано :

И.п. посёлок Лесогорск, река Чуна.

Р.П. город Нижнеудинск.

Д.п. река Уда.

В.п. пик Триангуляторов.

Т.п. река Тасеева.

П.п. реки Ангара и Енисей.

4. Словарная работа.

Из Лесогорска отправляемся вверх по течению.

1) Определите падеж имён существительных.

Отправляемся в путешествие на вертолёте, по берегу, с багажом, с юга на север, в четверг, в октябре.

Изменение по падежам – это словоизменение или словообразование? (словоизменение).

2) Образуйте однокоренные слова от слова Чуна. (Чунский, чунари, чунарочка)

3) Знание слова Чуна.

(Раньше называли Чуна. По эвенски означает свист рябчика, писк бурундука).

5. 2 маршрутный лист.

Ученик выходит к карте и ведёт указкой вверх по течению реки. Встречаем г. Нижнеудинск, а наша река уже называется Уда.

3 маршрутный лист.

Приближаемся к истоку.

- Прочитайте по карте, где берёт начало наша река. Чуна ( Уда ) берёт своё начало на северных склонах пика Триангуляторов в Восточных Саянах.

Отправляемся теперь от истока.

- Расскажите, используя иллюстрации, что можно увидеть?

(Красота неописуема : вода чиста, воздух свеж, по берегам реки раскинулась тайга. Можно увидеть много лесозаготовительных предприятий, предприятий по переработке древесины ).

4 маршрутный лист.

Ученик по карте.

Пролетаем по Чунскому району, встречаем посёлок Октябрьский, попадаем в Тайшетский район. Что заметили? Наша река, сливаясь с Бирюсой, носит название Тасеева.

Это интересно знать :

Длина реки 1125 км, в неё впадает 7950 речек и речушек, общей протяжённостью 33450 км.

Наша река богата рыбой.

- Назовите, какая рыба водится? (ельцы, пескари, гольяны, налимы, стремительный хариус, ленок, таймень, щука, благородная стерлядь)

6. Физминутка

Покажите, как забрасывают удочку, как гребут веслами, как плавают

- Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке

7. – Повторим, что интересного узнали о нашей Чуне, какой город расположен на нашей реке?

5 маршрутный лист

Ученик у доски работает по карте.

- Куда впадает река Тасеева?

Сначала в Ангару, а Ангара в Енисей. Пролетаем над Енисеем. Здесь встречаем город Туруханск, Игарка, Дудинка.

6 маршрутный лист

Енисей несет свои воды в енисейский залив, затем в Карское море, Северный Ледовитый океан.

8. Творческое задание

Составьте рассказ о нашем путешествии. Можно рассказать о путешествии к истоку Чуны, по реке Чуне, или о том, что больше всего понравилось. Запишите свой рассказ (8-10 минут)

Зачитайте свой рассказ. Заслушиваются некоторые сочинения

Путешествие

Однажды я летел на вертолете над рекой Чуной.

Река Чуна начинается в Восточных Саянах под названием Уда. Мне было очень интересно во время путешествия.

Я видел, как рыбки плескались в прозрачной воде, красивые постройки домов, расположенные на берегу реки. На нашей реке много островков с деревьями и порогов.

В некоторых местах наша река окружена высокими холмами. Есть в нашей реке глубокие омуты и ямы. Через Чуну проложены автомобильные и железнодорожные мосты.

Хорошо, что я живу в Лесогорске, который стоит на реке Чуне.

Суханов Дима

Путешествие к истоку Чуны

Мы отправились в путешествие к истоку реки Чуны. Выбрали воздушный транспорт- вертолет. На вертолете мы проделали путь от начала реки Чуны до северного ледовитого океана.

Но давайте все по порядку. Если двигаться по Чуне к ее истоку, то можно увидеть вот что. Свое начало река берет с пика Триангуляторов в Восточных Саянах. Она называется Удой. Сливаясь с Бирюсой, Чуна получает название Тасеева.

Река Тасеева вливается в Ангару, а уже ангара в более крупную реку Енисей. Енисей поворачивает на север. Эта река становится все шире и шире и впадает в Енисейский залив.

Крестьянинов Денис

9. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Достигли ли вы цели, которую поставили?

- Что вам дал этот урок? Что почувствовали?

Стихотворение “Падежи” читает ученик.

Воскликнул именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!

- Того, – сказал родительный-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.

- Тому, - ответил дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам

- Того, - сказал винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил творительный, -
Я лишь в ладу,
Кто уважительно
Относится к труду.

- О том, - сказал предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

А. Тетевкин

Дома: записать свой рассказ в тетрадь, нарисовать рисунок.