Тема: “Повторение сведений о падежах имён существительных”.
Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний падежей имён существительных через эвристическую беседу;
- творческое задание;
- иллюстрации;
- использование краеведческого материала по Чунскому району;
- исследование карты.
Оборудование: карта России, карта Иркутской области, маршрутные листы, иллюстрации с изображением природной тайги.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка и природоведения.
2. Сообщение темы и постановка учебной цели.
1.- На какой реке расположен посёлок Лесогорск?
- Хотели ли вы узнать, откуда берёт своё начало Чуна, какие города стоят на нашей реке?
- Тогда отправляемся в путь, в путешествие по реке Чуне .
2. 6 парт получают маршрутные листы, на которых название падежа. (Поставить вопросы, определить предлоги, указать роль существительного в этом падеже в предложение ).
3. Выберите вид транспорта .
(картинки самолёта, теплохода, вертолёта, машины).
Предложения детей с доказательством .
4. Определите тему урока:
Из-за далёких рубежей
Доходит к нам молва.
Столь раз в любом из падежей
Ты названа Чуна .
Послушай радиоволну
Минуту или две:
Чуна,Чуны,Чуне, Чуну, Чуною, о Чуне.
Тема урока: повторение сведений о падежах существительных.
5. Какую цель каждый из вас поставит перед собой?
3. Отправление в путешествие.
1. Предложите, куда отправимся сначала: к устью или к истоку?
2. Орфографическая минутка.
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные? (По числам, по падежам).
- Сколько падежей в русском языке?
- Как отличить один падеж от другого?
- В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим?
- Каким членом предложения могут быть существительные, если они стоят в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падежах?
3. Маршрутные листы готовы?
- Встаньте по порядку .
Ученики повторяют сведения о падежах и переворачивают маршрутные листы, на которых написано :
И.п. посёлок Лесогорск, река Чуна.
Р.П. город Нижнеудинск.
Д.п. река Уда.
В.п. пик Триангуляторов.
Т.п. река Тасеева.
П.п. реки Ангара и Енисей.
4. Словарная работа.
Из Лесогорска отправляемся вверх по течению.
1) Определите падеж имён существительных.
Отправляемся в путешествие на вертолёте, по берегу, с багажом, с юга на север, в четверг, в октябре.
Изменение по падежам – это словоизменение или словообразование? (словоизменение).
2) Образуйте однокоренные слова от слова Чуна. (Чунский, чунари, чунарочка)
3) Знание слова Чуна.
(Раньше называли Чуна. По эвенски означает свист рябчика, писк бурундука).
5. 2 маршрутный лист.
Ученик выходит к карте и ведёт указкой вверх по течению реки. Встречаем г. Нижнеудинск, а наша река уже называется Уда.
3 маршрутный лист.
Приближаемся к истоку.
- Прочитайте по карте, где берёт начало наша река. Чуна ( Уда ) берёт своё начало на северных склонах пика Триангуляторов в Восточных Саянах.
Отправляемся теперь от истока.
- Расскажите, используя иллюстрации, что можно увидеть?
(Красота неописуема : вода чиста, воздух свеж, по берегам реки раскинулась тайга. Можно увидеть много лесозаготовительных предприятий, предприятий по переработке древесины ).
4 маршрутный лист.
Ученик по карте.
Пролетаем по Чунскому району, встречаем посёлок Октябрьский, попадаем в Тайшетский район. Что заметили? Наша река, сливаясь с Бирюсой, носит название Тасеева.
Это интересно знать :
Длина реки 1125 км, в неё впадает 7950 речек и речушек, общей протяжённостью 33450 км.
Наша река богата рыбой.
- Назовите, какая рыба водится? (ельцы, пескари, гольяны, налимы, стремительный хариус, ленок, таймень, щука, благородная стерлядь)
6. Физминутка
Покажите, как забрасывают удочку, как гребут веслами, как плавают
- Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке
7. – Повторим, что интересного узнали о нашей Чуне, какой город расположен на нашей реке?
5 маршрутный лист
Ученик у доски работает по карте.
- Куда впадает река Тасеева?
Сначала в Ангару, а Ангара в Енисей. Пролетаем над Енисеем. Здесь встречаем город Туруханск, Игарка, Дудинка.
6 маршрутный лист
Енисей несет свои воды в енисейский залив, затем в Карское море, Северный Ледовитый океан.
8. Творческое задание
Составьте рассказ о нашем путешествии. Можно рассказать о путешествии к истоку Чуны, по реке Чуне, или о том, что больше всего понравилось. Запишите свой рассказ (8-10 минут)
Зачитайте свой рассказ. Заслушиваются некоторые сочинения
Путешествие
Однажды я летел на вертолете над рекой Чуной.
Река Чуна начинается в Восточных Саянах под названием Уда. Мне было очень интересно во время путешествия.
Я видел, как рыбки плескались в прозрачной воде, красивые постройки домов, расположенные на берегу реки. На нашей реке много островков с деревьями и порогов.
В некоторых местах наша река окружена высокими холмами. Есть в нашей реке глубокие омуты и ямы. Через Чуну проложены автомобильные и железнодорожные мосты.
Хорошо, что я живу в Лесогорске, который стоит на реке Чуне.
Суханов Дима
Путешествие к истоку Чуны
Мы отправились в путешествие к истоку реки Чуны. Выбрали воздушный транспорт- вертолет. На вертолете мы проделали путь от начала реки Чуны до северного ледовитого океана.
Но давайте все по порядку. Если двигаться по Чуне к ее истоку, то можно увидеть вот что. Свое начало река берет с пика Триангуляторов в Восточных Саянах. Она называется Удой. Сливаясь с Бирюсой, Чуна получает название Тасеева.
Река Тасеева вливается в Ангару, а уже ангара в более крупную реку Енисей. Енисей поворачивает на север. Эта река становится все шире и шире и впадает в Енисейский залив.
Крестьянинов Денис
9. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- Достигли ли вы цели, которую поставили?
- Что вам дал этот урок? Что почувствовали?
Стихотворение “Падежи” читает ученик.
Воскликнул именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, – сказал родительный-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам
- Того, - сказал винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил творительный, -
Я лишь в ладу,
Кто уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
А. Тетевкин
Дома: записать свой рассказ в тетрадь, нарисовать рисунок.