Структура урока
- Организационный момент урока (распределение учащихся по группам).
- Вводная беседа-опрос.
- Запись темы урока, формулировка целей и задач урока.
- Игра – решение задач.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание и консультация по его выполнению.
- Выставление оценок.
Цели урока:
- образовательные:
- повторить физические понятия, связанные с давлением жидкости;
- научить применять формулу расчёта давления жидкости при решении задач прикладного содержания;
- воспитательные:
- воспитывать умение слушать, взаимовыручку и сотрудничество;
- развивающие:
- развить навыки решения задач прикладного характера.
Тип урока: урок-решение задач в форме игры.
Основные методы обучения:
- репродуктивно-игровой;
- аналитико-синтетический.
Оборудование:
- карточки-задания для каждой группы (3 варианта в двух экземплярах ),
- “орехи знаний”, разрезанные на осколки, которые прикреплены скрепками к овалу и поэтому сохраняют форму ореха, сосуды с молоком, подсолнечным маслом и “уксусом”.
ХОД УРОКА
Класс делится на 3 группы.
I. Вводная беседа-опрос:
– На прошлом уроке мы узнали, по какой формуле
рассчитывается давление жидкости на дно и стенки
сосуда. Вспомним и запишем на доске эту формулу. (
р = gh)
– Кто может показать, как эта формула была
получена?
У доски выводит эту формулу ученик, используя готовый чертёж.
– От каких величин зависит давление жидкости? (От
плотности, высоты столба жидкости и величины g).
– Какое парадоксальное явление можно объяснить
с помощью этой формулы? (Гидростатический
парадокс)
– В чём он заключается? (Разные массы жидкости
создают одинаковое давление на одну и ту же
площадь при равной высоте жидкости в сосуде)
– В каких единицах должны быть выражены , g и h в формуле,
чтобы р было получено в паскалях? ([ ] в кг/ м3, [ g ] в Н/кг,
[h ] в м ).
– Ребята, сегодня с помощью формулы р = gh мы будем решать задачи
аналогичные примеру, рассмотренному в параграфе
38, который вы читали дома, а также и более сложные.
Поэтому главная цель нашего урока: развить
навыки решения задач на применение формулы р=gh.
Запишем тему урока “Решение задач на применение
формулы р = gh”.
Наш урок мы проведём в форме игры “ Крепкий
орешек”. Я напомню вам правила: у каждой группы
свой орех они, различаются заданиями. Своими
знаниями вы должны разбить “орехи” на осколки.
Осколки на “орехах” пронумерованы, и номера
заданий в карточках им соответствуют. Маленькому
осколку аналогично лёгкое задание, а крупному –
потруднее. Получайте карточки с заданиями,
назначайте ответственного, который пойдёт
решать задание у доски. Если задание выполнено
верно, то ученик из группы получит определённое
число баллов от 1 до 3 и отколет осколок от своего
ореха. В течение урока каждый должен постараться
набрать не менее 3 баллов – это минимум, за
который я поставлю “3” а команда в целом должна
быстрее отколоть все осколки от своего ореха. За
большее число баллов оценка будет
соответственно выше. Каждое дополнение, ответ я
буду оценивать дополнительными баллами.
Решайте же задачи, решайте без сомнения,
Орешек вам поможет развить свои умения!
– Итак, приступаем к выполнению заданий.
Задания для 1 группы:
- Что вы знаете о давлении на одинаковых уровнях в жидкости?
- Какое давление оказывает на дно канистры слой керосина высотой 50 см?
- Водолаз в жёстком скафандре погружается на глубину 250 м. Определите, какое давление испытывает водолаз на такой глубине в озере.
- На какой глубине давление воды в море равно 412 кПа?
- Какая жидкость оказывает на глубине 5 м давление 40 кПа?
- Из формулы р = gh выразите величину h.
- Сравните давления р 1 и р 2 (см. рис.1).
Задания для 2 группы:
- Искусный ныряльщик погружается в море на глубину 50 метров. Какое давление испытывает он?
- Какое давление испытывают рыбки, плавая в аквариуме на глубине 20 см?
- Как зависит давление от высоты столба жидкости?
- Определите высоту водонапорной башни, если у её основания давление равно 220 кПа.
- Какая жидкость на глубине 0,1 м оказывает давление 790 Па?
- Сравните давления р1 и р2 (см. рис. 2).
- Из формулы р = gh выразите величину .
Задания для 3 группы:
- На какую высоту может поднять нефть насос, создающий давление 160 кПа?
- Из формулы р = F/S выразите S.
- Самое глубокое озеро-Байкал, его глубина 1620 метров. Определите давление на дне этого озера.
- Какое давление оказывает ртуть в резервуаре термометра, если её высота 20 см?
- Какая жидкость на одной и той же глубине оказывает большее давление: керосин или вода?
- Сравните давления р1 и р2 (см. рис.3).
- Какая жидкость на глубине 100 метров оказывает давление 710 кПа?
Когда группы справятся с заданиями на карточках, им предлагают экспериментальные задания по определению давления жидкости на дно сосуда и выбрать верный ответ под буквой, указанной в “ядре ореха”.
1 группе: определить давление молока на дно банки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности (см. “орех” 1).
2 группе: определить давление “уксуса” на дно бутылочки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности (см. “орех” 2).
3 группе: определить давление подсолнечного масла на дно бутылки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности ( см. “орех” 3).
– Итак, ребята, каждая группа разбила свой орех
и справилась с экспериментальным заданием.
Вы хорошо поработали на уроке, решили много
интересных задач и выполнили экспериментальное
задание. Я думаю, что теперь задачи на расчёт
давления жидкости не вызовут у вас затруднений.
Что же осталось ещё? В “орехах” хранится задание
на дом: повторить § 38, упр. № 15 (3). Запишите его в
дневник и прочитайте условие задачи.
Проанализируем её условие и наметим план
решения.
По условию задачи давление в трубке
уравновешивается давлением гири на камеру.
Значит, эти давления равны. Как рассчитать
давление жидкости вы знаете. А давление гири с
дощечкой ? (р = F/S ) .Из этой формулы вы и найдёте S.
А сейчас подсчитаем заработанные баллы, и я
выставлю оценки за сегодняшний урок.
Приложения к уроку.