Уровень грамотности учащихся средних школ – одна из острейших проблем. Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях развития обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку, в-третьих, отсутствием языковой среды в сельской местности. Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Иными словами, правописание – средства общения. Овладение орфографией – залог успешного овладения литературным языком. В докладе освещается опыт работы по улучшению навыков правописания на уроках русского языка в 4 классе. Приводятся методы и приемы работы с орфограммами, система заданий, выполненных на уроке, тесты для контроля умений и навыков.
Цель доклада: систематизировать методику зрительно-словарного диктанта и обобщить результаты развития навыков правописания орфограмм.
Объект исследования: развитие навыков правописаний учащихся на уроках русского языка в якутской сельской школе.
Предмет исследования: методика зрительно-словарных диктантов.
Задачи в ходе исследовательской работы:
- описать систему словарной работы по правописанию;
- анализировать виды проверочных контрольных работ;
В результате поставленных задач должно прослеживаться улучшение навыков правописания учащихся. Должен подтвердиться положительный опыт работы по привитию навыков правописания через зрительно-словарные диктанты.
Исследованием охвачены учащиеся 4-го класса. Национальный состав класса – якуты.
Новые направления в постановке учебно-воспитательного процесса в нашей республике заложены в “Концепции обновления развития национальных школ”. Устанавливаются равноправные положения родного и русского языка в школе, и на первый план выдвигается задача интеграции обучения двум языкам... Двуязычие становится нормой нашей жизни. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражения в трудах К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Д.Тихомирова, В.А.Флерова, а также советских методистов и психологов М.В.Ушакова, С.П.Редозубова, Л.К.Назарова особенно Н.С.Рождественского, психолога Д.Н.Богоявленского. В последние десятилетия широкую известность получили труды методистов Т.К.Рамзаевой, М.М.Разумовской; представители научной школы дидакта Л.В.Замкова, А.В.Поляковой; последователей психолога Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, В.В.Репкина, П.С.Жедек.
Якутская начальная школа работает под руководством Т.И.Петровой, Ф.В.Габышевой, Л.П.Шамаевой, В.М.Анисимова, К.Ф.Федорова, Т.П.Самсоновой, П.П.Борисова.
Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они взаимосвязаны):
- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах;
- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико - орфографических задач.
Начиная работу по данной теме, мы поставили две проблемы:
- Чему учить? Усвоению учащимися самых необходимых навыков в овладении умениями, обоснованными на орфографических правилах. Формирование навыков правописания.
- Как учить? С помощью зрительно-словарных диктантов.
А почему именно так, а не иначе? При чтении текста зрительно-словарного диктанта ученик испытывает много трудностей. Участвуют нервы, центры мозга, артикуляционный аппарат, слуховой, зрительный, дыхательный органы. Все они должны работать одновременно и слаженно. Это очень трудный, сложный процесс.
Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика – это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.
Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.
Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).
С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.
Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.
Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко, В.И.Зайцева. Материалы для своей работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся, специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое внимание уделяется распознанию орфограмм.
Например, опознавательные признаки орфограмм:
Для обучения распознанию орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки.
Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограмм – это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.
Например,
“много звезд” - много !з’вост!
“часы” - !ч’ исы!
Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительно-словарных диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), а не только слышит слово.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и следовательно создают опасность ошибок.
Опасные звуки – буквы: гласные а/о, и/е;
Парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш;
Сочетание согласных “стн/сн”, “здн/зн”, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
Сочетания “нч” и “нщ”, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу;
Согласные п,к,ф,т,с,ш, которые могут оказаться слабыми позициями (оглушенными) фонем ! б !, ! г !, ! в !, ! д !, ! з !, ! ж !.
Повышенное внимание должно обращаться на буквы е, е, ю, я или на звукосочетания “ э”, “ а “, “ о”, “у”.
Мягкие согласные, особенно ! л”! также принадлежат к числу “опасных”.
Третий опознавательный признак – это морфемы в словах корень, приставка, суффикс. Окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частицы (постфикс_ “-ся (-сь)”, сочетание морфем – две приставки, два суффикса и т.п.
Вывод: В выше рассмотренных примерах есть общие опознавательные признаки орфограмм:
1 группа признаков – расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
2 группа – “опасные” звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания;
3 группа – выделение морфем, прогнозирование орфограмм в них.
Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:
- быстро и безошибочно находить в слове корень;
- подбирать родственные слова и образовывать
формы проверяемого слова, выбирать из числа
проверочные слова.
После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для 4-го класса.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
- Трудности определения падежей:
а) винительный падеж некоторых имен
существительных совпадает с именительным – они
различаются по значению и роли в предложении;
б) у некоторых имен существительных совпадают
винительный и предложные падежи ( ушел в поле –
работал в поле).
Проводится работа над значениями падежей:
Предложный падеж обычно указывает место ( живет в городе), винительный падеж употребляется – переход действия на предмет : “прочитал книгу”, “вижу ворону”.
Четвероклассники знакомятся с доступными случаями склонения имен существительных во множественном числе.
Учитель подбирает слова для практической работы с ударяемыми окончаниями:
поля, дома, полки, сады с безударными окончаниями.
тетради, крылья, заводы
- Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
1 этап работы над правописанием безударных падежных окончаний имен прилагательных – это тренировка школьников в быстром и точном нахождении словосочетаний “ существительное + прилагательное”, в грамматическом анализе прилагательных.
Здесь с помощью учителя выясняется роль прилагательных в речи; они уточняют значение существительных, создают зримую картину “тяжелый труд”, “золотая осень” …
Следует подчеркнуть, что правописание падежных окончаний имен прилагательных содержит ряд трудностей и дает много ошибок.
1) Поэтому постоянно обращается внимание учащихся на “-ого”, “-его” (родительный падеж). Единственный способ усвоения запоминание.
2) Трудно различимы по звучанию безударные окончания творительного и предложного падежей: “синим небом – о синем небе”.
Проверяется с помощью вопросов каким? О каком?
3) Подобным же образом смешиваются безударные окончания прилагательных в винительном и творительном падежах: “синюю ленту – синею лентою”. Эти формы проверяются по вопросам какую? Какою?
Предлагаемая система заданий рассчитана на познание учащимися общих постоянных признаков того или иного орфографического правила. Очень распространена и довольно устойчиво ошибка на правописание безударной в корне. Отсутствие навыка грамотного написания от того, что недостаточно отрабатывается умения находить корень подбирать к нему родственные слова. Не осознаются учащимися все виды орфограмм, имеющиеся в корне. Поэтому выделить корни в знаменательных частях речи и объяснять их правописание является первостепенной задачей на уроках русского языка в 4-м классе.
4) Как проводится словарно-зрительный диктант?
Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде “гармошки”.
При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).
Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов, словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы 4-го класса. Учитель читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.
Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.
После проверки учитель берет на заметку слова, в которых допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько диктантов. Они активизируются в других видах работ.
В конце четверти проводится тестирование по проверке степени усвоения орфографии.
Оно содержит обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения изученного материала.
Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Тестирование оценивается по уровням:
“высокий” (выполнены правильно все
предложенные задания);
“средний” (выполнены все задания с
незначительными погрешностями);
“низкий” (выполнены отдельные задания).
Тестовой материал приводится в приложении. Таблицы показаны в той последовательности, в какой проводилась работа в каждой учебной четверти.
Работа над группой слов из предстоящего словарно-зрительного диктанта ведется в течении недели.
Виды упражнений:
1. Зрительное запоминание написания слов (трудных слов отдельно для слабых)
- проговаривание по таблице;
- запись по памяти;
- проговаривание (проверка) по своей записи;
- проверка по таблице.
2. Работа над формами слов (лексическая и грамматическая)
- склонение существующих, прилагательных;
- подбор родственных слов с помощью суффиксов;
- изменение формы слова в числах и родах
(прилагательное, глагол, числительное).
3. Составление синтаксических конструкций для дифференциации обучения. Применяются карточки вида:
По этим карточкам учащиеся составляют предложения. Очень практично закрепляются навыки разбор при однородных членах предложения.
4. Составление словосочетаний
- числительное + существительное (согласование)
Используется постоянная цифровая таблица на доске с цифрами от единицы до десяти, написанными разным цветом. С цифрой 1 (зеленый цвет) сочетаются существительные в единственном числе именительном падеже, 2,3,4 (красный цвет) – существительные имеют окончания единственного числа родительного падежа, с 5 по 10 (черный цвет) – существительные имеют форму множественного числа.
1 2 3 4
Это помогает учащимся составлять словосочетание существительного с любыми числительными ( в т.ч. и составным).
- притяжательные местоимения + существительные
Сначала подбираются к заданному местоимению подходящее существительное, потом склоняют конструкцию в целом, особое внимание уделяется словам, оканчивающимся на ь. В определении рода таких слов при затруднении используется вспомогательный прием. Учащиеся слово ставят в родительном падеже по образцу
Стол – парта, стола – карася м.р.
парты – вести ж.р
5. Использование орфографического словарика Грушникова (М, Просвещения, 1981 г.)
- Получают навыки работы со словарной
литературой;
- Учатся определять формы слова и родственные
слова;
- Используются для составления синтаксических
конструкций.
Таким образом, вся система работы словарно-зрительного диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь. Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных орфографических умений и навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ работы с учащимися 4 класса позволяет нам делать следующие выводы:
- словарно-зрительные диктанты помогли учащимся усвоить важнейшие орфографические понятия, такие, как орфограмма, орфографическое правило;
- сформированные орфографические умения и навыки помогают безболезненно переходить к фонетике, словообразованию, морфологии;
- у учащихся повысилась познавательная активность, появилось стремление к поисковой деятельности в работе со справочной литературой (словари);
- зародились благоприятные условия для формирования культуры умственного труда.
ЛИТЕРАТУРА
- Васильева М.А., Суворова Г.Ф. Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах. М., Просвещение, 1981.
- Волина В.В. Веселая грамматика. М. Знание, 1985.
- Грушников П.А. Орфографический словарик. М., Просвещение, 1981.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М., Академия, 1995.
- Ладыженская . Речь. М., Педагогика, 1990.
- Лимпан-Орлова Г.К. Пиши правильно. М., Логос, 1991.
- Львов М.Р. Правописание в нчальных классах. М., Флинта, Наука, 1998.
- Матвеева А.Н., Васильева Р.Н., Бугаева А.Л. Сборник диктантов для начальных классов. М., Просвещение, 1984.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов, М., Просвещение, 1984.
- Программа по русскому языку для 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Я., 1996.
- Семенова Е.Е. “Занимательная грамматика. М., Омега, 1995.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматика русского языка. М., Рольф. Айрис-пресс, 1997.
- Федоров К.Ф. Русский язык. Учебник для 4-го класса якутской школы. Я. Бичик, 1995.