Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил, наконец, если хотите, в счастье человека, ибо счастье - это есть продукт здоровья. Ещё великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Я абсолютно уверен, что при помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей могла бы обойтись без медицины. Как дереву нужны испарение и чистое освежение при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет, так и человеческому организму необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьёзные упражнения.
В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, основной целью “физической культуры”, является содействие формированию гармонично развитой личности. Вот почему среди задач и целей в работе с детьми я выделил главные:
- сохранение и укрепление здоровья;
- повышение уровня всесторонней физической подготовки учащихся;
- содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности физических и нравственного совершенствования у детей;
- пропаганда и массовое вовлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
За 22 года своей педагогической деятельности я пришел к выводу, что физическое воспитание и спорт являются видом общественной деятельности, осуществляемой в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические закономерности при формировании личности ребенка. За счет таких приемов и методов создаю здоровую психологическую атмосферу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности:
1. Проявления внимания к деятельности
спортсменов высокого класса.
2. Формирование положительных черт личности у
занимающихся спортом, включая лидерство.
3. Устранение панического страха при выполнении
упражнений у детей, слабо развитых физически.
4. Только обращение по имени к детям; (обращение)
по фамилии выражает мое несогласие с поведением
ученика, и это дети знают.
5. Умение взять ответственность на себя за ошибку
ученика и признать ее перед детьми.
6. Сообщение о хороших результатах ученика.
7. Работа в контакте гимназическими психологами.
8. Изучение личности ребенка через беседы и
встречи с родителями.
9. Развитие соревновательных способностей через
встречи с командами других классов и школ города.
10. Воспитание чувства коллективизма по правилу
"Я – частичка команды и не имею право ее
подводить".
11. Сообщение о достигнутых результатах через
рукопожатие учителя, дружеского похлопывания по
плечу и т.д.
12. Создание вокруг ученика доброжелательного к
нему отношения.
Одним из самых важных условий решения поставленных задач является правильное поэтапное построение занятий.
Используя основной принцип научной организации труда – принцип оптимизации, – структуру занятий можно представить в следующей пропорции:
- актуализация опорных ЗУН – 10% от урока;
- постановка цели и задач -5%;
- усвоение новых ЗУН ( учителем или тренированным учеником)-35%;
- закрепление полученных знаний , умений и навыков - 45%;
- домашнее задание -5%.
Каким бы отличным не было проведение уроков физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся, воспитания морально- волевых качеств, формирования гармонично развитой личности. Схематически внеклассную работу представляю такой таблицей:
Внеклассная работа:
1. Гимназические спортивные секции постоянного
действия.
2. “Рыцарские турниры” ко Дню Защитника
Отечества.
3. Гимназические праздники мужества в честь Дня
Победы.
4. Внутригимназические соревнования между
классами.
5. Внутригимназические праздники “Папа, мама, я
спортивная семья”.
6. Открытые уроки при проведении “Дня открытых
дверей в начальной школе при гимназии”.
7. Весенние и осенние Дни Здоровья для учащихся
гимназии.
8. Участие в республиканских соревнованиях.
9. Ежегодные проведения турнира “Возрождение” с
приглашением команд города.
Наблюдения за результатами работы с детьми, за динамикой их физического и умственного развития, беседы с родителям и учащимися, привели меня к мысли создания собственной программы по атлетической гимнастике. Среди многообразных средств физического воспитания атлетическая гимнастика занимает особое положение. Она отличается простотой, доступностью, огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств.
Атлетизм - вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и лечению многих врожденных и приобретенных заболеваний, развитию физических способностей человека. Ни в одной из рекомендованных Министерством образования программ по физической культуре нет раздела, посвященного развитию силовых качеств по средством АГ. Я рекомендую вводить атлетизм в уроки, а некоторые из них даже посвящать ПГ целиком.
Эта программа, включающая в себя подготовительный курс упражнений с собственным весом, упражнения с резиновыми амортизаторами, комплексы упражнений с гантелями, со штангой и на тренажерах, позволит в течение 1,5-3 лет достичь не только физического совершенства, но и морально подготовить себя к различным стрессовым состояниям:
- делает человека сильнее физически и духовней;
- развивает гибкость;
- повышает энергию;
- замедляет старение;
- повышает иммунитет;
- помогает контролировать вес тела;
- снимает стрессы;
- укрепляет кости;
- придает уверенность в себе.
Работая по программе, которая включает рекомендации тренера и врача по личной гигиене, закаливанию, физиологическим процедурам, знакомит учащихся с физиологическими особенностями организма, проявляющимися во время тренировок, обучаю учащихся самоконтролю, соблюдению правильного режима дня, рациональному и сбалансированному питанию, введению здорового образа жизни.
Начинающие занимаются по облегченной программе ( первое время по 20-30 минут ). Постепенно продолжительность и интенсивность тренировок увеличивается. Для занятий АГ предусматривается около 1,5 часов тренировочной работы, включая паузы для отдыха, при 3 тренировках в неделю. Все систематически занимающиеся АГ дают стабильный рост показателей физической подготовки.
Предлагаю:
Программа интенсивной тренировки перед соревнованиями.
№ ПОНЕДЕЛЬНИК | ccccc | Кол - во |
1. Приседания | 3х10 | |
2. Прыжки “ КУОБАХ” | 3x10 | |
3. Подъем переворотом | 3x10 | |
4. Подтягивание | 3х10 | |
5. Отжимание на брусьях с отягощением | 3x10 | |
6. Жим штанги лежа 75% от максим. | 3x10 | |
7. Подъем на носки | 3x10 | |
8. Подъем ног к перекладине | 3x10 |
№ ВТОРНИК | ccccc | Кол - во |
1. Приседания | 5х10 | |
2. Прыжки" КУОБАХ" | 5x10 | |
3. Подъем переворотом | 5x10 | |
4. Подтягивание | 5х10 | |
5. Отжимание на брусьях с отягощением | 5x10 | |
6. Жим штанги лежа 87% от максим. | 5x10 | |
7. Подъем на носки | 5x10 | |
8. Плавание | 5х10 | |
9. Подъем ног к перекладине | 5x10 |
№ ПЯТНИЦА | ccccc | Кол - во |
1. Прыжки и КУОБАХ" | 7x3 | |
2. Подъем переворотом до отказа 11 кл. | 3x18 | |
10 кл. |
3x16 | |
9 кл. |
3x14 | |
3. Жим штанги лежа до отказа 11 кл | 3x18 | |
10 кл. |
3x16 | |
9 кл. |
3x14 | |
4. " Скручивание " | 3x18 | |
5. Плавание | – |
Программа интенсивной подготовки к соревнованиям:
Подтягивание, отжимание в упоре на брусьях, поднимание прямых ног к перекладине. |
Подъем переворотом. |
Подъем силой. |
---|---|---|
1x7 | 1x6 | 1x3 |
1x8 | 1x7 | 1x5 |
2x6 | 2x5 | 2x5 |
2x7 | 2x6 | 2x6 |
3x6 | 3x5 | 3x5 |
3x7 | 3x6 | 3x6 |
4x7 | 4x5 | 4x5 |
5x6 | 5x5 | 5x4 |
5x7 | 5x6 | 5x5 |
6x6 | 6x5 | 6x5 |
6x7 | 6x6 | 6x5 |
7x6 | 7x5 | 7x4 |
7x7 | 7x6 | 7x5 |
8x7 | 8x6 | 8x5 |
9x7 | 9x6 | 9x5 |
Достижение высоких и желаемых результатов на тренировках обеспечивается оздоровительной направленностью занятий, творческим подходом к ним.