Цели:
- развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
- обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;
- коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
- воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.I. Организационный момент (2 мин).
II. Разминка (8 мин.).
III. Литературно-физический конкурс (15 мин)
IV. Физический конкурс (15 мин)
V. Сочинение – рассказ (30 мин)
VI. Общий итог (мин). Домашнее задание: написать сочинение-рассказ (5 мин)
VII. Рефлексия (5 мин)
Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме “Законы Ньютона” на литературном материале.
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Б. Слуцкий
С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.
Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.
Учитель русского языка и литературы: А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?
Учитель физики: Пусть каждый решит для себя этот вопрос.
II. РазминкаУчитель физики:
В этом конкурсе времени на обдумывание не дается, отвечайте сразу. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
- Инерция – это…
- Причиной ускорения тела является …
- Масса тела – это…
- Первый закон Ньютона читается так: …
- Что такое сила?
- Чем характеризуется сила?
- Второй закон Ньютона читается так: …
- Второй закон Ньютона записывается в виде:…
- Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?
- Каков физический смысл единицы силы?
- Как читается третий закон Ньютона?
- Какова математическая запись третьего закона Ньютона?
Работа экспертной группы
III. Литературно-физический конкурс
Учитель русского языка и литературы:
Каждой команде предлагается отрывок литературного произведения. Прочитав отрывок, команды должны ответить на вопросы:
- Кто автор этого произведения? Название произведения.
- Какое физическое явление описывается в литературном произведении?
За правильный ответ команде начисляется по 2 балла за вопрос. Обсуждение вопроса проводится 1 мин, под веселую мелодию.
1 КОМАНДА
Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.
Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу. “Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок”.
-
Укажите автора и название произведения.
- Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?
2 КОМАНДА
Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.
Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.
“Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.
“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.
-
Объясните, откуда взялся ветер, и почему
пришла в движение вода?
- Укажите автора и название произведения.
3 КОМАНДА
М.М. Пришвин. Кладовая солнца.
Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.
“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.
Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.
Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился.
И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”
-
Объясните случившееся.
- Укажите автора и название произведения.
4 КОМАНДА
В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.
“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.
-
Почему лягушка упала на землю не на то
место, над которым она начала падать?
- Укажите автора и название произведения.
5 КОМАНДА
Из монгольской сказки “Мудрый малыш”.
“Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:
- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю”.
-
Почему “седок полетел на землю”?
- Укажите автора и название произведения.
Презентация решения.
Работа экспертной группы.
IV. Физический конкурс
Решение задач
Учитель физики:
Важнейшим умением в физике является умение решать задачи, поэтому максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла за решение задачи и 2 балла за ответ на литературный вопрос.
Каждой команде предлагается задача. Обсудив ее решение, команда выдвигает своего представителя для решения задачи у доски.
1 КОМАНДА
Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.
- Не надо, не надо, - просил Малыш.
- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.
В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.
2 КОМАНДА
Ф.А. Искандер. Святое озеро.
“Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.
Укажите автора и название произведения.
Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.
3 КОМАНДА
Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…
- Какую силу надо приложить к репке массой
200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
Укажите автора и название произведения.
4 КОМАНДА
Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.
“Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.
- С каким ускорением вылетело ядро из пушки,
если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на
ядро, равна 300 Н.?
Укажите автора и название произведения.
5 КОМАНДА
А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон".
1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон
толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает
Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы.
О каком законе идет речь в задаче?
2. Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?
Презентация решений.
Работа экспертной группы.
V. Сочинение – рассказ
Учитель русского языка и литературы:
Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.
Рассказ – небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.
Вспомним составляющие части рассказа:
- завязка (момент, с которого начинается действие);
- развитие действия;
- кульминация (наивысшая точка в развитии действия);
- развязка (результат развития действия).
Композиция рассказа:
I. Вступление
II. Завязка
III. Кульминация
IV. Развязка
V. Заключение
В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. “Рамка” знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.
Главное – выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.
Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.
Повествовать – значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.
Чем отличается повествование от рассказа?
- В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.
Какие рассказы вы знаете?
- Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.
Написать сочинение – рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.
Презентация сочинения-рассказа.
1. Прочтение
2. Элементы анализа рассказа:
- тема;
- основная мысль, как она раскрыта;
- особенности построения;
- использование художественно – изобразительных средств.
Работа экспертной группы
VI. Общий итог (мин).
Домашнее задание: написать сочинение-рассказ с использованием трех законов Ньютона.
VII. Рефлексия
1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?
2. Все ли чувствовали себя комфортно?
3. Создавались ли конфликтные ситуации? Почему?
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по
физике: Физика в художественной литературе: 7-11
класс – М.: Просвещение,1996 г.
2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе
литературных сюжетов. – Екатеринбург:
У-Фактория, 2003 г.