Преподавание физики в современной
школе, с одной стороны, должно давать твердые
основы знаний,
которые можно использовать в жизни. В этом смысле
учебный курс нужно построить на практическом
материале даже больше,
чем это было раньше. С другой стороны, мы должны
давать учащимся правильное представление о
физике,
как об открытой науке, в которой имеется масса
незавершенных и почти не начатых исследований,
А.П. Александров
Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Исходя из Концепции развития средней общеобразовательной школы №33 имени Л.А.Колосовой г. Якутска, творческая группа учителей физики, информатики предлагает набор элективных курсов по физике (образовательную траекторию школьника) на основе общеобразовательных предметов и принципов здоровьесберегающей педагогики.
Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.
В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.
Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению.
Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.
Целью данной программы является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.
Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.
Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия.
Комфортное состояние человека, проживающего в регионах Севера, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления на Севере физических законов, а именно:
- механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;
- колебаниям напряженности магнитного поля;
- изменению атмосферного давления;
- сокращению продолжительности светового дня;
- вопросам зрения и слуха;
- дефициту светового и ультрафиолетового излучения;
- вопросам дизайна и т.д.
Задачи данной программы:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
- формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
- формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.
Данная программа “Физика и здоровье” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.
Программа также рассчитана и для основной школы с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:
- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.
Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.
Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.
Практическим результатом программы должен быть выход на творческий экзамен в рамках школы и с перспективой выхода на конференцию “Шаг в будущее”.
Каждый элективный курс должен обеспечить подготовку учащихся к изучению данного раздела физики.
Задачи курсов ставятся:
- развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий;
- выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека;
- раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики;
- повторение знаний, необходимых для освоения нового материала.
В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.
Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.
Раздел физики | Названия элективных курсов | Примерное содержание курса (тематическое планирование занятий) |
Механика | Механика в спорте и искусстве |
|
Механика в космонавтике и воздухоплавании |
|
|
Механика в транспорте и строительных сооружениях |
|
|
Мир звука. Физика и музыка |
|
|
Механика глазами писателей и художников |
|
|
Основы молекулярной физики и термодинамика | Физика температур |
|
Физика твердых тел |
|
|
Физика и экология |
|
|
Электродинамика | Электростатика |
|
Электромагнитные явления |
|
|
Колебания и волны | Средства связи |
|
Световые явления |
|
|
Квантовая физика | Достижения и проблемы физики |
|
Физика атома и атомного ядра |
|
В приложении приведены примеры элективных курсов.
Приложение 1
Элективный спецкурс углубленного
изучения раздела основного курса “Волшебный мир
магнетизма”.
Автор: Школкина Л.А.
Тема занятий | Кол-во часов |
|
1 |
История магнетизма | 1 |
2 |
Магнитное поле Земли | 1 |
3 |
Магнитные свойства вещества | 2 |
4 |
Искусственные магниты | 1 |
5 |
Использование магнитов | 1 |
6 |
Биомагнетизм | 1 |
7 |
Влияние магнитов на жизнь человека | 2 |
8 |
Применение магнитов для здоровья человека | 2 |
Элективный курс “Механизм
терморегуляции и теплоотдача человеческого
организма”.
Автор: Павлова А.В.
1 |
Теплообмен человека с окружающей
средой
|
Лекция Семинар Самостоятельная работа |
1 1 1 |
2 |
Примеры теплопередачи в организме
человека
|
Лекция Лекция Практическое занятие Семинар Проверочная работа |
1 1 1 1 1 |
3 |
Одежда
|
Лекция Лекция Практическое занятие Семинар Самостоятельная работа Практическая работа |
1 1 1 1
1 |
4 |
Обувь
|
Лекция Практическое занятие |
1 1 |
5 |
Создание новых материалов
|
Лекция Лекция Практическое занятие |
1 1 1 |
Элективный курс “Мир звука. Физика
и музыка”.
Автор: Зараменская Э.П.
№ |
Тема занятия | Кол-во часов |
1 |
“А это – звука волшебство…” | 1 |
2 |
Откуда берется голос? | 2 |
3 |
Лечение голосовых расстройств. | 2 |
4 |
Мир звуков и красок | 1 |
5 |
“Отбитый” слух | 1 |
6 |
Старинные музыкальные инструменты | 1 |
7 |
Из истории современных музыкальных инструментов | 4 |
8 |
Хомус, поднимающий дух | 2 |
9 |
Колокола и колокольный звон | 2 |
10 |
Подведение итогов | 1 |