Собрание для родителей учащихся 1–3-х классов "Воспитание сознательной дисциплины"

Разделы: Работа с родителями


Участники: родители учащихся 1–3 классов, классные руководители, педагог-психолог, заместитель директора по ВВР.

Подготовка:

  1. Провести анкетирование родителей: 3 анкеты. (Приложение 1)
  2. Провести анкетирование учащихся. (Приложение 2)
  3. Снять видеосюжет “Мнение учащихся 1–2-х классов о дисциплине”.

Оформление и оборудование:

  1. Результаты анкетирования родителей. (Приложение 3, Приложение 4)
  2. Результаты анкетирования учащихся.
  3. Видеоаппаратура, видео сюжет.

План:

  1. Мотивация проведения родительского собрания.
  2. Результаты диагностики самостоятельности ребёнка. Домашняя работа, соответствующая определённому возрасту.
  3. Правила общения с детьми согласно доминирующим типам темперамента.
  4. Формирование у детей сознательной дисциплины.
  5. Эффективность используемых методов наказания.
  6. Решение родительского собрания.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1. На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

Просмотр видеосюжета “Мнение учащихся 1–2-х классов о дисциплине”.

А каково же мнение родителей по этому вопросу?

Результаты анкетирования родителей (Анкета 1).

Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, у которого это качество стало как бы свойством характера.
В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ... обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов “Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это “определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.
На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

2. Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Хочется, прежде всего обратить внимание на то, что осознанная дисциплинированность ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь.
От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

Результаты анкетирования родителей (Приложение 3)

Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие возможности доказать свою значительность. Посильная работа прививает навыки, учит приносить пользу, ценить заботу о себе окружающих людей и уважать чужой труд. Для родителей остаётся соблазн делать всё самим. Они думают, что так легче, и они всё делают “должным образом”. Такие родители лишают детей возможности научиться сотрудничеству и ответственности.
Существует перечень работ, который ребёнок должен уметь делать в определённом возрасте:

  • шесть – восемь лет:
    • вытрясти коврики;
    • полить цветы;
    • почистить овощи;
    • приготовить простую еду (варёные яйца, тост, сандвич);
    • приготовить школьный завтрак;
    • повесить свою одежду в гардеробной;
    • собрать дрова для костра;
    • сгрести листья и траву;
    • вывести на прогулку животное;
    • содержать в чистоте контейнер для мусора;
    • следить за порядком в ящике для столовых приборов;
  • девять – десять лет:
    • поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину;
    • управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства и отбеливатель;
    • совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать альтернативный выбор;
    • соблюдать свои собственные договорённости (школа, доктор, кружок, спортивная секция и т.д.);
    • спечь печенье и пироги из смесей;
    • готовить еду для семьи;
    • получать и отвечать на свою почту;
    • обслуживать гостей;
    • планировать свой собственный день рождения;
    • выполнять какую-нибудь работу по соседству;
    • вязать, шить (даже используя швейную машинку);
    • мыть семейный автомобиль;

Предложения:

  • Составляйте вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье.
  • Научите детей навыкам работы и выполняйте её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.
  • Обеспечьте детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.
  • Установите время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.
  • Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы он её полностью закончил.
  • Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время, чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.
  • Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

3. Огромное значение в общении с ребёнком имеет знание родителей об его темпераменте.

Холерик

Вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

Правила взаимодействия с ними:

  • Спокойный ровный тон педагога.
  • Предъявление четких и обоснованных требований.
  • Демонстрация перспектив деятельности.
  • Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник

Подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.

Правила взаимодействия с ними:

  • Четкая постановка целей деятельности.
  • Возможность демонстрации ребёнком его достижений.
  • Одобрение и поддержка взрослого.
  • Учет интересов ребёнка в порученном деле.

Флегматик

Инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

Правила взаимодействия с ними:

  • Демонстрация практического результата выполняемой работы.
  • Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).
  • Использование положительных методов воздействия.
  • Отсутствие в деятельности взрослых ярлыков.
  • Поддержка начинаний ребёнка проявления его инициативы.

Меланхолик

Не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчивый, слезливый, медлителен, рассудителен, эмоционален.

Правила взаимодействия с ними:

  • Эмоциональное поглаживание и эмпатия.
  • Создание условий для выполнения совместной групповой деятельности
  • Демонстрация достижений ребёнка.
  • Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

4. Понятие дисциплины неразрывно связано с таким понятием, как любовь близких, так как:

  • Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
  • Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детях представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.
  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
  • Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом:

  • обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
  • старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
  • обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;
  • не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;
  • не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

5. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Результаты анкетирования родителей (Анкета 3, Приложение 4)

Результаты анкетирования учащихся “Поощрение и наказание” (раздать родителям)

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

6. Итог родительского собрания.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник. Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.

Приложение 1

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в подготовке родительского собрания и заполнить три анкеты:

I. По вашему мнению, дисциплина – это____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

II. Заполните в таблице второй и третий столбик, поставив одну “*” напротив действия:

Перечень действий ребёнка

Ваш ребёнок делает

Самостоятельно

по требованию, с помощью, с разрешения

– собирается в школу    
– выбирает себе одежду для школы, для праздников    
– делает уроки    
– определяет с кем ему дружить    
– готовит еду, если это необходимо    
– убирает квартиру по собственной инициативе    
– ходит в магазин за покупками    
– помогает по дому и на даче    
– приглашает друзей к себе домой    
– определяет время прихода домой с прогулки    
– принимает решение в различных ситуациях    
– распоряжается данными ему деньгами    
– оценивает объективно себя и свои поступки    
– помогает в воспитании младших    

ІІІ. Заполните в таблице 2-й, 3-й, 4-й столбики, поставив “*” напротив используемых методов:

 

Методы наказания

Как вас наказывали ваши родители

Как вы наказываете ваших детей

Отметьте из них действенные

1. Ставили в угол      
2. Прекращали общаться на длит.вр      
3. Применяли телесные наказания      
4. Ограничивали свободу      
5. Лишали любимого занятия      
6. Читали бесконечные нотации      
7. Стыдили при посторонних      
8. Оскорбляли и ругались      
9. Лишали любимых лакомств      
10. Ограничивали в покупках      
11. Выгоняли из дому      

СПАСИБО !

Приложение 2

Анкетирование учащихся.

На уроках труда сделать аппликации “Поощрение и наказание”

Поощрение

Наказание

Приложение 3

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА ДОМА (по классам)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА ДОМА (средние показатели)

Приложение 4

НАКАЗАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЕМЬЕ

ЭФФЕКТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
(по мнению родителей)