На уроке в пространстве обучения-учения методом экспертной оценки определяются чаще всего результаты организованной учебной деятельности. Экспертом является учитель, который не согласует критерии оценивания с тем, чью деятельность и её результаты он оценивает. Методом оценки является сравнение учебных достижений с эталоном, сложившимся у учителя и меняющим свои очертания в зависимости от настроения, самочувствия, фона.
Таким образом, существующая система оценивания не распознаёт талантов учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.
Главная цель оценки – помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика.
Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.
Портфолио – одна из форм оценивания интересов, творческих проявлений ребёнка. Работая с портфолио, ученик может выстроить индивидуальную линию развития.
Портфолио помогает учителю выявить уровень владения умениями и навыкам, пробелы в подготовке учащихся. Портфолио способствует выработке положительной мотивации, интереса к учению, развитию самооценки детей.
Портфолио представляет собой форму и процесс организации (в первом классе- накопление) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника
(лучшие работы по предметам, олимпиадные работы), а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (объединений дополнительного образования, музыкальных, спортивных, художественных школ), начало которых связано с индивидуальным интересом ученика. В портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика.
Конечная цель компоновки учебного портфолио состоит в смещении акцента с того, что ученик знает и умеет к тому, что не знает и не умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
Предварительные результаты применения портфолио позволяют учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащихся.
Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допускать потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.