Культура Древнего Египта

Разделы: МХК и ИЗО


Учебные цели и задачи: приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; развивать гуманитарную культуру; повышать уровень их художественного развития.

Познакомить учащихся с художественной культурой египетского народа (скульптурой, архитектурой, живописью); религиозными убеждениями.

Культура Древнего Египта.

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика древнеегипетской культуры.
2. Развитие архитектуры, скульптуры, живописи.
3. Египетский пантеон.
4. Амарнский период.

I. Общая характеристика древнеегипетской культуры.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус (материалом для него служил упругий лист, склеенный из полосок нарезанной тонкими слоями сердцевины нильского тростника, тоже называемого папирусом), иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка). Египет – это родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.

Доклад кадета: “Папирус”

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счет, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греческого “хиерос” – “священный” и “глифе” – “вырезанное”) – рисунки значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали и росписи, и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса – тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение “красная строка”), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в “Книге мёртвых”. Художник изобразил рай загробной жизни Иару – это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790-1832). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанного около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.

Всю историю Египта можно разделить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический. Есть еще более подробное деление: 1) додинастический период (IV тыс. до н.э.);
2) Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н.э.);
3) Среднее царство (XXI–начало XIX вв. до н.э.) ;
4) Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.);
5) Позднее время (XI в. до н.э. – 332 г. до н.э.).

Древнее царство возникает в результате длительных войн между Верхним и Нижним Египтом, в которые объединились различные области. Победу одерживает правитель Верхнего Египта Мин, основавший I династию (всего династий будет 30). Своеобразное отражение получило это важное событие в древнейшем памятнике – палетке Нармера. Это рельеф высотой 64 см. Палетка – тонкие пластины из серо-зеленого шифера, культового назначения. Рельефы и надписи на обеих сторонах плиты рассказывают об объединении Египта: царь Нармер в короне Верхнего Египта булавой убивает вражеского вождя; царский сокол держит на веревке голову врага, вырастающую из символа Нижнего Египта – болота с шестью лотосами; Нармер в короне Нижнего Египта направляется со свитой к пленным; Нармер в образе быка разбивает ограду вражеской крепости. Центральная выемка для ритуального растирания красок оформлена сплетёнными шеями гепардов, олицетворяющих идею объединения Египта.

Таким образом, палетка Нармера – это яркий пример итога художественного развития предыдущего, архаического периода и яркий образец зарождающегося “египетского стиля”.

  • Развитие архитектуры, скульптуры, живописи.
  • Все жители подчинялись неограниченной власти фараона. В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного при жизни правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура – ведущий для этой страны вид искусства. Скульптура и живопись подчинялись архитектуре. Древний Египет был очень богат камнем различных пород, а дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Не случайно Египет дал миру поразительные образцы каменной пластики и архитектуры. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамиды, обелиск, колонна).

    Первым значительным сооружением была ступенчатая пирамида фараона Джосера, высотой более шестидесяти метров. Эта сплошная гора из каменных боков подавляет человека своей грубой массивностью и в то же время чёткой, волевой организованностью, простотой форм, которую человек дал груде камней.

    Вершиной творчества египетской архитектуры было создание пирамид на западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) – Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура (Микерина). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса (высотой около 147 м, со стороной основания 232 м), сложена из боков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

    Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

    Видеосюжет о пирамидах.

    В видеосюжете видно, как органично вписан в архитектурный ансамбль лежащий Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – фантастическое существо с львиным туловищем и головой фараона Хафра. Его лицо непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса; учёные считают, что статуя символизирует мудрость человека и силу льва и стоит на страже, охраняя покой мёртвых.

    В скульптуре были распространены различные рельефы, одиночные и парные статуи. Особого внимания заслуживают статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет. По традиции, статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет, а Нофрет – в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике, на шее у неё разноцветное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура; её округлое, несколько тяжеловатое лицо, выразительные глаза, инкрустированные халцедоном, подкупают непосредственной жизненностью, хотя перехватить взгляд, устремлённый в вечность, невозможно.

    Помимо скульптуры, для оформления храмов и гробниц создавали рельефы и росписи. В них применяли в основном красную, жёлтую, синюю, зелёную, чёрную и белую краски. Изображение всегда наносилось так, как если бы его рисовали по линейкам в тетради. Такое изображение называется построчным. Рисунки были симметричны, часто пояснялись надписями. Ведь главное их назначение состояло в том, чтобы представить богам умершего, рассказать о его достоинствах и поступках. В росписях гробниц можно увидеть сцены битв, пиршественные столы, сцены охоты, рыбной ловли, оплакивания умерших.

    Для того, чтобы зритель не ошибся в определении персонажей, в искусстве рисунка были выработаны свои законы: фигуры богов изображались крупнее фараонов; фараон – крупнее жены; умершие – крупнее живых; знатные – крупнее слуг. Людей изображали так, словно на них смотрели сразу с разных сторон – спереди и сбоку, поэтому голову и ноги изображали в профиль, а тело – фронтально; глаз рисовали так, как будто смотрели человеку в лицо.

    III. Египетский пантеон.

    У древних египтян было множество богов. Некоторым поклонялись во всём Египте, другим – лишь в отдельных селениях. У каждого бога был свой родной город, где находился его главный храм.

    Все явления природы египтяне приписывали действиям богов. Почему светит солнце и идёт дождь? Почему каждое утро на востоке поднимается Солнце, а ночью на небе появляются звёзды и Луна? Как появились на Земле люди?

    Происхождение мира они объясняли красивой легендой.

    Первоначально существовал бездонный и бескрайний океан Нун. Но однажды поверхность океана взволновалась, из его недр появился великий бог Амон-Ра. Он произнёс заклинание, и появилась суша. Затем он выдохнул через нос первого бога – бога воздуха Шу и выплюнул первую богиню Тефнут. Она стала богиней влаги.

    Но Шу и Тефнут сразу исчезли в темноте, царящей вокруг. Тогда Амон-Ра послал на поиски детей собственный глаз, сотворив себе новый. Ярко, как солнце, освещая путь, понеслось божественное Око над миром и вскоре обнаружило и возвратило детей отцу. Но самому Оку возвратиться было некуда, ибо на его месте сиял новый глаз, сотворённый богом. Разгневалось, разозлилось Око и превратилось в змея. Но Амон-Ра обвил змеем солнечный диск на своей голове и повелел ему зорко глядеть вдаль, предупреждая об опасности.

    Прошло время, прежде чем Шу и Тефнут создали небо Нут и землю Геб. Шу разделил их, подняв Нут над землёй. Поэтому его часто изображали стоящим на одном колене и поддерживающим небесный свод. Амон-Ра из своего второго глаза создал Луну, поместил её на небе, а небо украсил звёздами.

    Нут и Геб породили других богов: Осириса, Сета, Исиду, Нефтиду. Из пролитых слёз Ра появились люди, и эти люди расселились по всему свету.

    Так же, как и в жизни людей, в мире богов постоянно происходит борьба добра и зла. Добрым богом египтян был Осирис. Он научил людей выращивать ячмень и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медь, золото.

    Злой рыжеволосый бог грозы и знойного ветра пустыни Сет завидовал брату и решил его погубить. Коварно заманив Осириса в гроб, Сет сбросил его в Нил. Горько плакала Исида, жена Осириса, разыскивая тело мужа. Найдя его, она похоронила Осириса в тайном месте. Но однажды, охотясь, Сет нашёл тело Осириса, рассёк его на 14 частей и разбросал по всему Египту. Исида отыскала части тела Осириса и с помощью Нефтиды сложила тело мужа. Сын Нефтиды Анубис пропитал его бальзамами и обмотал лентами. С тех пор Анубиса почитают как бога бальзамировщиков.

    К этому времени вырос и возмужал сын Осириса и Исиды – Гор. Он решил отомстить за отца и вступил в битву с Сетом. Во время сражения Сет вырвал глаз Гора и разрубил его на 64 части. Однако, Гор всё же одолел злого бога. Вскоре на помощь Гору пришёл бог счёта Тот. Он собрал части глаза и срастил. Гор сразу же отправился к мумии Осириса и дал ей проглотить око. Очень скоро тело Осириса проросло зелёными колосьями, и он ожил. Каждую весну, когда появляется первая зелень, люди празднуют возрождение Осириса и верят, что каждый из них, подобно богу, воскреснет в Загробном царстве.

    Олицетворявший умершую и воскресающую природу, Осирис изображался с зелёным лицом. Тело его, подобно мумии, перевито бинтами. В руках он держит посох и бич – символы власти. На голове бога – белая корона Верхнего Египта, ибо там находился исток Нила. Считалось, что из пота рук Осириса вытекает Нил. Корону украшают перья богини справедливости Маат, как знак власти Осириса на суде в Загробном мире.

    На суде Осирис смотрит, какая чаша “Весов Истины” перевесит: с фигуркой богини Маат или с сердцем умершего. Если тяжесть грехов перевешивала чашу справедливости, грешника тотчас съедало страшное чудовище с телом льва и пастью крокодила. Безгрешный попадал в “райские поля”. Если чаши весов оставались в равновесии, значит, грехи покойного уравновешивались добрыми делами, а он сам имел право на вечную жизнь. Тогда бог письма и счёта Тот записывал имя египтянина на папирус, и после этого он мог отправляться в “рай” и наслаждаться вечной жизнью.

    Здесь, как и в земной жизни, надо было выращивать урожай и пасти скот, но здесь не было засухи и болезней. Чтобы покойный мог отдыхать, в его саркофаг клали ушебти – фигурки людей из глины или дерева. Именно они должны были выполнять всю работу за покойного. Достаточно было иметь 365 ушебти – по одному на каждый день.

    Бедняки не могли купить себе человечков, поэтому в их гроб клали список 365 работников – жнецов, пастухов, водоносов. Произнося нужные заклинания, покойный мог оживить перечисленных в списке, и они вечно трудились за него в загробной жизни.

    Древние египтяне думали, что боги могут принимать облик животных, поэтому богов они изображали с головами животных и птиц, а многих зверей считали священными.

    Когда Осирис воскрес, он не захотел жить среди людей и стал правителем Загробного мира. Вместо себя на земле он оставил Гора – следить за порядком и помогать править фараонам. Чтобы хорошо справляться со своим делом, Гору понадобились быстрые крылья и зоркие глаза сокола. Его голову украшает двойная корона фараонов как знак власти над Верхним и Нижним Египтом. Порой Гора изображали крылатым солнечным диском с двумя змеями-хранителями.

    Звероликой была любимая дочь Ра – Тефнут. Она одновременно была и доброй, и злой. Когда она пребывала в гневе, то приносила эпидемии, засуху, неурожай. Люди называли её Сохмет, что значит “могучая”, приносили ей дары как богине мести и войны. В этом случае её изображали львицей или женщиной с головой львицы, украшенной солнечным диском со змеёй. Это напоминало о том, что Тефнут-Сохмет была любимой дочерью Ра, его глазом.

    Если Тефнут изображалась в виде юной прекрасной девушки, значит, она воплощала собой любовь, радость, веселье. И тогда её называли Хатор. Одновременно она считалась богиней неба, подменяя собой Нут. Поэтому её изображали также в виде женщины с коровьими рогами, меж которых находился диск солнца, а тело окрашивали в голубой цвет.

    IV. Амарнский период.

    В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 – около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным истинным богом был провозглашён Атон – само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходящими от него лучами, которые завершались знаком жизни - анхом ( крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: “Утром ты озаряешь землю, прогоняешь мрак, посылаешь лучи света… Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы летают в своих болотах, крылья их величают дух твой… всё живёт, когда ты смотришь на нас…”.

    На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято условно обозначать как “амарнский период”, а в искусстве – как амарнский стиль.

    Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцового (необожжённого) кирпича в короткие строки. Город пересекала главная улица; в центре его находились Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных колоннад располагались большие, открытые солнцу дворы с жертвенниками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с “окном явлений”, в котором по торжественным дням фараон представал перед своими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изображали бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах благоухали тенистые сады, сулили прохладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

    После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, чтобы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. В них переданы лирические настроения, естественные человеческие чувства. Эти новые, неканонические особенности отличают скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: Они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приёме послов, при раздаче наград из “окна явлений”, при парадных выездах на колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в момент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки – царь касается руки жены – в традиции древнеегипетского искусства уникален.

    Из росписи парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя обнажёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности.

    Среди мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса – по-видимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета.

    Незавершённое изображение Нефертити из мастерской Тутмеса – небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, - полно обаяния, женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронутого лёгким загаром. Прошли годы, и ещё одна небольшая статуэтка из известняка являет нам постаревшую Нефертити – на её по-прежнему прекрасном благородном лице печать затаённой грусти.

    Правление Эхнатона, которое длилось всего около семнадцати лет, в масштабах тысячелетней древнеегипетской истории подобно мгновению, яркой вспышке. После смерти фараона-реформатора был восстановлен культ Амона-Ра. Один из приемников Эхнатона – Тутанхамон – вновь сделал Фивы столицей. Там не менее искусство амарнского периода не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего это сказалось в произведениях середины XIV в. до н. э. – сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.

    Восстановление военной мощи Египта, новый приток в страну богатств и рабов в правление фараонов XIX династии – Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III – позволили возобновить грандиозное строительство, прежде всего в Фивах. Новые властелины Египта стремились превзойти своих предшественников, затмить их. Искусство того периода приобрело торжественность, памятники архитектуры отличались колоссальными масштабами, обилием колонн и статуй, необычайным богатством и пышностью убранства.

    Египетское искусство развивалось 3000 лет, и до сих пор оно волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.