Урок информатики в 7-м классе. Тема: "По следам витязя Васнецова"(Алгоритмическая структура "ветвления"на языке программирования Basic)

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный.

Цели: Знакомство обучающихся с новым типом алгоритма – разветвляющимся. Составление программ на языке Basic.

Задачи:

  1. Выйти на проблемное изложение материала, через развитие у детей таких качеств как догадка, сообразительность.
  2. Познакомить с ветвлением в алгоритмах.
  3. Способствовать развитию опорно-образной памяти.
  4. Развитие внимания, настойчивости, трудолюбия.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Краткий фронтальный опрос по пройденному материалу.
  3. У обучающихся на столе карточки красного и серого цвета. Если ответ ученик знает, то поднимает серую карточку, если нет – то красную. Это дает возможность не ставить в положение неуспешности тех обучающихся, которые по какой-либо причине не знают ответ на поставленный вопрос, а также показывают педагогу общий уровень подготовки к уроку.

    1. Назовите оператор ввода.
    2. Назовите оператор вывода.
    3. Можно ли использовать комментарий в операторе ввода?
    4. Что такое метка?
    5. Что означает вопросительный знак в программе?
    6. Как запустить программу на выполнение?
    7. Как обозначается оператор присваивания?
    8. С какими данными может работать компьютер?
    9. Что такое переменная?
    10. Как обозначается переменная?
    11. Какого типа бывают переменные?
    12. Какие алгоритмы называют линейными?
  4. Изучение нового материала. Слово учителя.

Дорогие ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье”.

рисунок 1.

- Что мы здесь видим?

- Почему витязь задумался и остановил своего коня?

- Сколько дорог лежит перед витязем?

- Какую дорогу на ваш взгляд выберет витязь?

А теперь представьте, ребята, что нам необходимо написать программу выбора пути для героя Васнецова.

- Сможем ли мы это сделать при помощи линейной структуры?

Вот мы подошли к теме нашего урока “Ветвление в алгоритмах”

Камень, перед которым замер витязь, очень похож на новую алгоритмическую структуру изображаемую при помощи блок-схемы – это ромб.

Данная фигура вводится в блок-схему тогда,  когда появляется некоторое условие.

В нашем случае это может быть вопрос: Витязь поедет направо? И тогда на этот вопрос мы можем дать только два ответа: “ДА” или “НЕТ”.

Вот поэтому у ромба две ветви, на одну можно вступить, ответив “ДА”, на другую – “НЕТ”.

Чаще всего в качестве условия в программах, написанных на языке Бейсик используются следующие математические знаки сравнения:

Знаки сравнения приготовлены заранее на карточках и прикрепляются к доске.

А теперь нам предстоит разобраться в том, какие бывают алгоритмические структуры ветвления по опорным схемам. (Каждому учащемуся выдается лист с опорным конспектом).

Опорный конспект:

Разветвляющиеся алгоритмы

Определение: Алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов, называется разветвляющимся.

Полная развилка Неполная развилка

             

рисунок 2                                                           рисунок 3

Задача: Составьте программу нахождения разности двух чисел.

Детям предлагается решенная задача, по которой они самостоятельно определяют те операторы (служебные слова), которые описывают условный оператор. Учащиеся набирают данную программу на компьютере и проверяют ее работоспособность.

По завершении набора программы на компьютере обучающимся предлагается ответить на вопросы:

- Какая строка в программе отвечает за реализацию условия? (60)

- Какая развилка используется в программе? (Полная)

- Какие новые слова вы увидели в программе? (if, then, else)

- Какими русскими словами можно их заменить? (Если, то, иначе)

Постановка новой задачи: Введите с клавиатуры переменную С. Переменной В присвойте значение, равное 10. Если С > В, выведите на экран их сумму, иначе, выведите удвоенное произведение.

К доске вызывается ученик, который составляет для данной задачи блок-схему. (Можно заранее приготовить блок-схему на ватмане или обратной стороне доски, а ученик должен будет вписать в готовые формы необходимую информацию). Далее все обучающиеся самостоятельно составляют по готовой блок-схеме программу. Проверить правильное выполнение программы можно, добавив в каждую ветвь программы музыкальный фрагмент. Учащиеся 7 класса еще не изучали возможность составления на языке BASIC музыки, и это сделает конец урока более эффектным.

Карточка №1, содержащая музыкальный фрагмент, который ученики должны включить в ветвь, в которой выводится сумма двух чисел.

“Туш”

play “<c4e8g8”
play “>c16c16c16c16c16c16c16c16”
play “d16d16d16d16d16d16d16d16”
play “e4d4c8c16c32c8p8”

Карточка №2, содержащая музыкальный фрагмент, который ученики должны включить в ветвь, в которой выводится удвоенное произведение.

“Песенка о кузнечике”

play “mft240aeaeag#g#p4g#eg#eg#aap4”
play “aeaeag#g#p4g#eg#eg#ap2”
play “abb8b8b4b4>cc8c8ccc<bag#aap4”
play “abb8b8b4b4>cc8c8ccc<bag#ap4”

Как только проиграет музыка в двух направлениях, ученики рассаживаются за парты, чтобы подвести итог урока.

Учитель благодарит учеников за активную работу, ставит оценки.

Домашнее задание: Написать программу “Пароль”.