Тип урока: комбинированный.
Цели: Знакомство обучающихся с новым типом алгоритма – разветвляющимся. Составление программ на языке Basic.
Задачи:
- Выйти на проблемное изложение материала, через развитие у детей таких качеств как догадка, сообразительность.
- Познакомить с ветвлением в алгоритмах.
- Способствовать развитию опорно-образной памяти.
- Развитие внимания, настойчивости, трудолюбия.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Краткий фронтальный опрос по пройденному материалу.
- Назовите оператор ввода.
- Назовите оператор вывода.
- Можно ли использовать комментарий в операторе ввода?
- Что такое метка?
- Что означает вопросительный знак в программе?
- Как запустить программу на выполнение?
- Как обозначается оператор присваивания?
- С какими данными может работать компьютер?
- Что такое переменная?
- Как обозначается переменная?
- Какого типа бывают переменные?
- Какие алгоритмы называют линейными?
- Изучение нового материала. Слово учителя.
У обучающихся на столе карточки красного и серого цвета. Если ответ ученик знает, то поднимает серую карточку, если нет – то красную. Это дает возможность не ставить в положение неуспешности тех обучающихся, которые по какой-либо причине не знают ответ на поставленный вопрос, а также показывают педагогу общий уровень подготовки к уроку.
Дорогие ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на картину Виктора Васнецова “Витязь на распутье”.
рисунок 1.
- Что мы здесь видим?
- Почему витязь задумался и остановил своего коня?
- Сколько дорог лежит перед витязем?
- Какую дорогу на ваш взгляд выберет витязь?
А теперь представьте, ребята, что нам необходимо написать программу выбора пути для героя Васнецова.
- Сможем ли мы это сделать при помощи линейной структуры?
Вот мы подошли к теме нашего урока “Ветвление в алгоритмах”
Камень, перед которым замер витязь, очень похож на новую алгоритмическую структуру изображаемую при помощи блок-схемы – это ромб.
Данная фигура вводится в блок-схему тогда, когда появляется некоторое условие.
В нашем случае это может быть вопрос: Витязь поедет направо? И тогда на этот вопрос мы можем дать только два ответа: “ДА” или “НЕТ”.
Вот поэтому у ромба две ветви, на одну можно вступить, ответив “ДА”, на другую – “НЕТ”.
Чаще всего в качестве условия в программах, написанных на языке Бейсик используются следующие математические знаки сравнения:
Знаки сравнения приготовлены заранее на карточках и прикрепляются к доске.
А теперь нам предстоит разобраться в том, какие бывают алгоритмические структуры ветвления по опорным схемам. (Каждому учащемуся выдается лист с опорным конспектом).
Опорный конспект:
Разветвляющиеся алгоритмы
Определение: Алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов, называется разветвляющимся.
Полная развилка Неполная развилка
рисунок 2 рисунок 3
Задача: Составьте программу нахождения разности двух чисел.
Детям предлагается решенная задача, по которой они самостоятельно определяют те операторы (служебные слова), которые описывают условный оператор. Учащиеся набирают данную программу на компьютере и проверяют ее работоспособность.
По завершении набора программы на компьютере обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- Какая строка в программе отвечает за реализацию условия? (60)
- Какая развилка используется в программе? (Полная)
- Какие новые слова вы увидели в программе? (if, then, else)
- Какими русскими словами можно их заменить? (Если, то, иначе)
Постановка новой задачи: Введите с клавиатуры переменную С. Переменной В присвойте значение, равное 10. Если С > В, выведите на экран их сумму, иначе, выведите удвоенное произведение.
К доске вызывается ученик, который составляет для данной задачи блок-схему. (Можно заранее приготовить блок-схему на ватмане или обратной стороне доски, а ученик должен будет вписать в готовые формы необходимую информацию). Далее все обучающиеся самостоятельно составляют по готовой блок-схеме программу. Проверить правильное выполнение программы можно, добавив в каждую ветвь программы музыкальный фрагмент. Учащиеся 7 класса еще не изучали возможность составления на языке BASIC музыки, и это сделает конец урока более эффектным.
Карточка №1, содержащая музыкальный фрагмент, который ученики должны включить в ветвь, в которой выводится сумма двух чисел.
“Туш”
play “<c4e8g8”
play “>c16c16c16c16c16c16c16c16”
play “d16d16d16d16d16d16d16d16”
play “e4d4c8c16c32c8p8”
Карточка №2, содержащая музыкальный фрагмент, который ученики должны включить в ветвь, в которой выводится удвоенное произведение.
“Песенка о кузнечике”
play “mft240aeaeag#g#p4g#eg#eg#aap4”
play “aeaeag#g#p4g#eg#eg#ap2”
play “abb8b8b4b4>cc8c8ccc<bag#aap4”
play “abb8b8b4b4>cc8c8ccc<bag#ap4”
Как только проиграет музыка в двух направлениях, ученики рассаживаются за парты, чтобы подвести итог урока.
Учитель благодарит учеников за активную работу, ставит оценки.
Домашнее задание: Написать программу “Пароль”.