Как работать над ошибками? (памятка)

Разделы: Начальная школа


Как работать над ошибками?

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Работа над ошибками вызывала большой интерес еще давно у методистов прошлого века.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. “Общий принцип исправления ошибок,- говорит Н.С.Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…” (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе.)

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, мною составлена “Памятка по работе над ошибками”. Для организации самостоятельной работы, домашней работы необходимо использовать эту памятку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму. В этой памятке дала указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести. Работа по памятке происходит следующим образом. К традиционной палочке на полях, я приписываю маленькую цифру- номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускаю две строчки и на последующих строчках указываю эти номера. Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: надела шупку – на полях ученик видит – № 8. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№ 8 шубку – шуба;
№ 6 волна – волны.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

  • самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;
  • самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;
  • подобрать проверочное слово;
  • еще раз повторить правило.

Безусловно, работа над ошибками учеников всего класса и отдельных учащихся не ограничивается рамками одного урока. Это длительный процесс. Планируя повторение учебного материала, опрос учащихся, их самостоятельную работу, всегда готовлю карточки с заданиями теми орфограммами, на которые ученик допустил ошибку. Наблюдения показывают, что работа над ошибками дают положительные результаты.

Книжка-памятка

Урок русского языка.

Тема: Родительный падеж имен существительных 1 склонения.

Цели:

  • познакомить с особенностями окончаний существительных 1 склонения в родительном падеже – учить пользоваться контрольным словом для проверки безударных окончаний 1 склонения;
  • работать над развитием речи и орфографической зоркости;
  • воспитывать аккуратность, интерес к учебе.

Оборудование: карточки, опоры, картинки, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

В 2 ряда дома стоят
10, 12, 100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)

– Какая буква пишется вначале слова? Сегодня повторяем написание буквы Уу.

2. Минутка чистописания.

Уу Уу Уу

3. Минутка орфографической зоркости.

Улица
уголок
устный
удочка

– Найдите орфограммы в этих словах? (Ответы детей.) Какое слово лишнее? (Ответы. Разные варианты.)
– Теперь придумайте свои слова с этими орфограммами и напишите. Докажите свой выбор.

4. Словарная работа.

– Ведя разговор об улице, мы часто используем слова, правописание которых нельзя проверить. Напишите одним словом:

  • Узкая полоса земли, которая предназначена для передвижения. (Дорога)
  • Дорога с твердым покрытием. (Шоссе)
  • Самоходная машина для перевозки груза или пассажиров. (Автомобиль)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)
  • Городская наземная электрическая дорога или ее вагон, поезд. (Трамвай)

– Какой части речи эти слова относятся?
– Определите склонение!
– Какое слово потерялось среди существительных 2 склонения. (Дорога)
– Составьте предложение со словом ДОРОГА, чтобы это слово было подлежащим. (Удачное предложение записываем с комментированием.)

Например: Узкая дорожка вывела девочку к сторожке.

– Определите падеж существительных.
– Как проверили безударные окончания имен существительных 1 склонения?

II. Работа по теме.

1. Беседа

– Как проверить безударные окончания имен существительных?
– Какие признаки помогают определить падеж существительных?
– А если вы забыли правило, то как проверяем?
– Какие слова являются контрольными?

2. Работа по учебнику. Упр. 295.

Дети выходят к доске и комментируют словосочетание, доказывают какое окончание надо написать.

  • слаще смородины (чего?, 1 скл., окончание Р. п.).
  • росли у опушки (у чего? , предлог у, окончание и.)
  • убежал из клетки
  • упал с крыши

3. Самостоятельная работа.

У детей имеются карточки с существительными 1 скл. Нужно изменить окончание.

4. Комментированное письмо.

Дети пишут пословицу: Золото добывают из земл…, а знания из книг… .

– Как понимаете смысл предложения?

В это время у доски 2 ученика работают по карточкам.

Задание 1: выписать существительные 1 склонения.

Задание 2: определить склонение и падеж существительных.

Проверка выполнения задания.

III. Работа над закреплением пройденного материала.

– Ни одна улица, ни один шофер не обходится без светофора. И нам светофор подсказывает следующее задание.
– У кого красные кружочки вы смотрите, что подсказывает вам светофор красным глазом. ( аналогично – желтый глаз, и зеленый глаз)

  • красный – упражнение 297
  • желтый – упражнение 300
  • зеленый – упражнение 301

Дети самостоятельно выполняют задание.

IV. Итог урока.

– Какое открытие вы сегодня для себя сделали на уроке?
– Как проверить какое окончание написать у существительных 1 склонения?

V. Домашнее задание.

– Повторить правило, сравнить своим выводом. Выполнить упр.136.

Математика.

Тема: Деление многозначных чисел на двузначное.

Цели:

  • помочь осознать общий механизм выполнения деления на многозначное число,
  • помочь учащимся самостоятельно сформировывать общий алгоритм выполнения операции деления, учить использовать метод округления чисел при делении многозначных чисел на двузначное число,
  • совершенствовать умение решать задачи на движение и вычислительные навыки
  • воспитывать интерес предмету.

Оборудование: карточки, таблица-опора, тетрадь № 1, учебник.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришел в гости Буратино. Вы должны помочь ему, преодолев все трудности, научиться делить многозначные числа на двузначное и решать задачи на движение. Сначала давайте вспомним, как надо записывать многозначные числа.

1. Математический диктант:

– Запишите число, в котором:

  • 8 ед.тыс. и 8 ед.
  • 250 ед. I кл., 50 ед. II кл.
  • 9 сот., 6 дес., 4ед.
  • 250 ед.
  • 327 дес.
  • 6782 сот.

– Прочитайте числа. Как можно сгруппировать эти числа?

Пока дети ищут ответ, некоторые учащиеся идут к доске и работают индивидуально.

1. 1453 : 100,
5639 : 10,
83827 : 100,
56721 : 1000

2. Решить уравнение:

18с + 5с – 30 = 200

3. Решить задачу 199(1)

 2. Вопросно-ответная работа с классом.

– Какие варианты нашли?

Дети доказывают свои решения. Если какой то вариант не найден детьми – на доске появляется готовые ответы.

– Какое число самое большое?
– Какое число самое маленькое?

Задача: От дома до школы Буратино должен пройти 250 м. Он хочет узнать за какое время он дойдет до школы, если будет двигаться со скоростью 50м/мин. (250 : 50 = 5 мин.)
– А если он будет идти со скоростью 25м/мин? (250 : 25 = 10 мин.)
– Если скорость у него будет 10м/мин.? (250 : 10 = 25 мин.)

II. Работа по теме.

– А теперь посмотрите следующее выражение:

38016 : 72.

– Подумайте, как найти значение частного? (Делитель заменить на произведение удобных слагаемых). Узнайте значение частного.
– А теперь откройте учебники и посмотрите задание №197 (2 пункт).
– Можно ли применить свойство деления на произведение? (Нет)
– Какой же способ остается? (Способ подбора)
– Давайте решать и запоминайте ход решения. С чего начнем деление? (С определения количества цифр в частном. 6357 : 39. Первое неполное делимое 63 сотни, значит в частном будет 3 цифры.)
– Как вы думаете, что делать дальше? (Округлить делитель)
– Какому числу ближе число 39? (40)
и.т.д.
– Давайте повторим еще раз алгоритм деления многозначных чисел на двузначное число.
– Пользуясь алгоритмом, решаем еще 3 выражения.

179375 : 625;
4183 : 47;
4891 : 73.

– К какому выводу мы сегодня пришли? (Не всегда можно применить свойство деления)
– Я думаю, мы подсказали Буратино алгоритм деления на двузначное число, а теперь давайте покажем, как мы решаем задачи и попытаемся научить Буратино.

III. Работа над пройденным материалом.

– Хитрая Лиса Алиса и кот Базилио опять хотят обмануть Буратино. Они повесили объявление на заборе:

Турагенство “Л.А. и К. Б”
Приглашает в город “Развлечений”

– Чтобы туда попасть, надо 3 часа ехать на машине со скоростью 60 км/час, 2 часа плыть на катере со скоростью 23 км/час и еще ехать на лошади 6 км. Сколько км до города Развлечений?

60 х 3 = 180 км – ехали на машине;
23 х 2 = 46 км – плыли на катере;
180 + 46 + 6 = 232 км – до города.

– Буратино так понравилось, как вы решаете задачи и просит вас решить еще одну задачу. По учебнику – № 199 (2з.)
– О чем говорится в задаче? Что интересного вы заметили? Эту задачу вы решите дома.

IV. Самостоятельная работа.

Задание для детей с высоким РУВ – карточках, для остальных – тетрадях “Попробуй, реши”. Задание № 27-1.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

– Вы уже получили задание (задача №199 /3).

Группа учащихся получает (у кого круги) домашнее задание в тетрадях  № 1 ( № 76 и № 77).