Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить писать ребенка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Поэтому не случайно, что при работе с трудными словами учитель широко использует картинный словарь, сменные наборные полотна. Однако применение данных пособий не дает нужного эффекта. Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, осваивается в отрыве от изучения проверяемых безударных гласных, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти, обучающий характер учебной деятельности, регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Эту тематическую группировку слов с непроверяемыми написаниями использую в своей работе и я. Над группой слов работаю в течение недели, а иногда и больше.
На первом уроке дети знакомятся с новыми словами. Как известно, дети лучше запоминают то, что они нашли сами. После того, как они определят ударный и безударный слоги, записывают слова в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слова, сами показали трудное место. Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: солдат, это слово связано с итальянским «сольдо». «Сольдо» - это название монеты и «жалование». Человек, получающий «сольдо», т.е. жалование, назывался сольдато. Для закрепления написания слов с непроверяемыми орфограммами на последующих уроках используют такие виды работ: выборочные диктанты, диктанты с использованием загадок, творческие диктанты (заменить развернутые определения одним словом), ребусы, составление словосочетаний, предложений, письмо сочинений-миниатюр. Работу над трудными словами провожу в минуты, отведенные на чистописание. На заключительном уроке провожу проверку. Делаю это с помощью перфокарт, использую устную и письменную взаимопроверку в парах.
Хорошим подспорьем в работе над словами с непроверяемыми орфограммами является книга В.П.Канакиной «Работа над трудными словами в начальных классах». Используя из этой книги практический материал (загадки, пословицы, тексты, стихи) и тематическую группировку слов (по Лысенковой), я систематизировала работу над каждой группой слов. Покажу это на примерах (3 класс).
1 урок
Слова: ветер, погода, горизонт, север, юг, запад, восток, заря.
Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
Погода – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте в данное время.
Горизонт - №1 все видимое вокруг наблюдателя пространства, №2 видимая граница неба и земной или водной поверхности. К истокам слова: слово горизонт восходит к греческим "горидзон" - предел, рубеж, "горидзо" – намечать границу.
Север – одна из четырех сторон света и направление, противоположное югу.
Юг – сторона горизонта, противоположная северу.
Запад – одна из четырех сторон света.
Восток – сторона, противоположная западу.
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
2 урок
Выборочный диктант
Предложения: Там вдали, за рекой, зажигались огни, в небе ясном заря догорала. Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? Румяной зарею покрылся восток. И север есть у нас, и юг. Сады цветут на юге, на севере снега вокруг – там холода и вьюги. Налево, до самого горизонта, тянется золотистое море поспевающей ржи. В тот год осенняя погода стояла долго на дворе. Мы вышли на станции метро «Юго-западная».
3 урок
Диктант с использованием загадок, творческий диктант.
- По полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (ветер)
- Он и летом, и зимой – между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди – он все будет впереди. (горизонт)
- Состояние атмосферы в данном месте в данном время. (погода)
- Сторона горизонта, в направлении которой муравьи строят свой дом. (юг)
- Сторона, противоположная предыдущей. (север)
- Сторона горизонта, где восходит солнце. (восток)
- Сторона горизонта, где заходит солнце. (запад)
- Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом. (заря)
4 урок
- Грамматический разбор предложения по членам предложения и частям речи. Раскинулась м _ я стр _на / от / сев_ра / до / юга.
- Записать по памяти остальные слова из этой группы /запад, восток, погода, горизонт, заря, ветер/.
5 урок
Письмо сочинения-миниатюры.
Примерные сочинения:
Летом я была в Крыму. Мы отдыхали на западном побережье Черного моря. Погода стояла жаркая, дул южный ветерок. Ранним утром я видела, как на востока алела заря. /Васина Анастасия/
Раннее утро. Дует лёгкий ветерок. На востоке заиграла заря. Восходит солнце. Погода сегодня будет хорошей. /Копылова Елена/
В субботу мы ходили в лес. Когда я поднимался в гору, то увидел линию горизонта. Дул северный ветер. С помощью компаса я определил, где север, юг, восток, запад. /Сидоров Борис/
Для тех детей, кому трудно написать сочинение, даю такое задание. В отрывок из стихотворения вставить слова с непроверяемыми орфограммами, написать эти слова с заглавной буквы.
Север планеты пусть встретится с Югом, Запад - с Востоком, а дети – друг с другом. /Дж. Родари/
6 урок
Проверка с помощью перфокарт.
Вторая группа слов: дорога, шоссе, автомобиль, шофёр, метро, улица, трамвай.
1 урок
Дорога – узкая полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от "дёргать" - продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.
Шоссе – дорога с твёрдым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. Слово заимствовано из французского языка.
Автомобиль - самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов. Автомобиль - слово, составленное из греческого местоимения аутос, обозначающее «сам», и латинского прилагательного «любис», которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижный».
Шофёр – водитель автомобиля. Слово из французского языка.
Метро – городская электрическая ж/дорога, обычно подземная. Слово из французского языка. Французские инженеры назвали парижскую подземную дорогу «метрополитен» - «столичная». Парижане сократили слово до метро.
Улица - два ряда домов и пространство между ними для проезда и прохода.
Трамвай – поезд, состоящий из одного или нескольких вагонов. Это английское слово: «трам» - вагон, «уэй» - дорога. Это слово из Бельгии.
2 урок
Разгадать кроссворд.
- Бежит, гудит, в два глаза глядит. А станет - ярко красный глазок глянет. /автомобиль/
- Неживая, а идет. Неподвижна, а ведет. /дорога/
- Многолюден, шумен, молод, под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. /метро/
- Дорога с твердым покрытием, предназначенная для движения безрельсового транспорта. /шоссе/
- Из края города в другой ходит домик под дугой. /трамвай/
- Водитель автомобиля. /шофер/
- В два ряда дома стоят – 10, 20, 100 подряд – и квадратными глазами друг на друга все глядят. /улица/
3 урок
Составление словосочетаний.
шофер метро шоссе автомобиль улица дорога трамвай |
легковой извилистое желтый московское оживленная гладкая опытный |
4 урок
Письмо сочинения–миниатюры.
Учителем предлагается 2 варианта начала.
1 вариант.
Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась по шоссе машина...
2 вариант.
Мой брат получил шоферские права. Теперь он может водить автомобиль...
Примерные сочинения:
Мы поехали на автовокзал в автомобиле. Быстро мчалась машина по шоссе. За окнами мелькали улицы. Шофер подвез нас к самому вокзалу. / Копылова Женя /
Мой брат получил шоферские права. Теперь он может водить автомобиль. Часто он ездит на работу на машине. А я люблю ездить в метро или на трамвае. /Капустина Лена/
5 урок
Диктант по памяти. Расположить слова в алфавитном порядке.
6 урок
Проверка с помощью перфокарт.
Изучение слов с непроверяемым написанием дает возможность познакомить с фразеологизмами. Такое знакомство позволяет учителю показать богатство нашего языка, обогатить речь детей, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и использовать их в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов можно отнести следующие: прокатить с ветерком, заячья душа, воробью по колено, язык без костей, язык подвешен хорошо, язык заплетается, яблоку негде упасть, медведь на ухо наступил, медвежья услуга, после дождичка в четверг, при царе Горохе, проехал зайцем, ворон считает, трещит, как сорока, сорока на хвосте принесла, как кошка с собакой живут, как собака на сене, два сапога - пара, сапоги каши просят, твердый орешек и.т.д.
Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание слов с непроверяемым написанием запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.
При изучении группы словарных слов: одежда, пальто, варежки, валенки, фуражка, платок, костюм, я предложила детям написать рекламу.
Некоторые из них:
Приходите в «Солнышко» /магазин в Талнахе/,
покупайте на зиму валенки да варежки.
А особенно пальто, чтобы было вам тепло. /Матюшик Саша/
Русские валенки крепки, хоть и стареньки.
Будешь валенки носить, будешь долго-долго жить. /Устюгова Лиза/
В данной работе я попыталась описать виды заданий и приемы работы, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и употребления слов в устной и письменной речи. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, a систематическая, хорошо организованная, педагогически, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Список используемой литературы
- С.Н. Лысенкова «Методы опережающего обучения»
- В.П. Канакина « Работа над трудными словами в начальных классах», Москва Просвещение 1991г.