Использование информационных технологий в изучении экономики и географии. Создание электронного учебника "География России. Хозяйство. Экономические регионы" (с углубленным изчением экономики Красноярского края), 9-й класс

Разделы: География, Экономика

Класс: 9


Пояснительная записка

Одной из важнейших целей образования является формирование функционально-грамотной личности, что предполагает познание окружающего мира как целостной сложной системы взаимосвязей между людьми, окружающей средой и экономикой. Достижение этой цели невозможно без интеграции знаний по географии, экономике, демографии, экологии, социологии, не говоря уже о физике, химии, биологии.

Представленный УМП помогает организовать научно-практическую деятельность учащихся по курсу экономики и географии, позволяет учащимся ознакомиться с современными проблемами развития мировой экономики, помогает выяснить место России в мировом интеграционном процессе.

Если дистанционное образование будет охватывать и общеобразовательные предметы, то школа может решать проблему недостатка квалифицированных кадров, что для провинции немаловажно. А если школа с другого берега смотрит на дистанционное образование, то решается вопрос загруженности и удержания имеющихся учителей-профессионалов.

Как рядовой учитель решаю проблему нехватки часов. Создание учебно-методического пособия для учащихся 9 классов в виде "Мультимедийного учебника". Изучая данный материал, ученик получает дополнительную возможность глубже изучить интересующий предмет (область знаний, в том числе и не из школьного курса), т.е. решается проблема самореализации.

Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, который с необходимостью должен включать в себя:

  • индивидуализированные формы учебной деятельности,
  • выработку проектно-исследовательских навыков,
  • самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности
  • четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. “Выпадение” из образовательного процесса любой из этих составляющих неминуемо обесценивает его основную сущность и содержание.

В любой сфере деятельности стремятся достичь наилучшего качества этой деятельности. Естественно, это наблюдается и в сфере образования. Особенно сейчас, когда мы переходим к самым разнообразным педагогическим технологиям, практика ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения их в свою деятельность. В этом плане мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий. Ведь не секрет, что ЭВМ настолько прочно вошла в нашу жизнь, что просто нельзя этого не замечать. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой, чтобы компьютер не просто выполнял функции думающей игрушки, но и имел обучающие программы по предметам. Опыт создания таких программ есть, как положительный, так и отрицательный. Но, к сожалению, даже хорошие программы не соответствуют требованиям образования на современном этапе, поэтому учитель снова и снова возвращается к традиционному учебнику...

Никто не спорит о том, насколько велика роль учебника в педагогическом процессе, как для учителя, так и для ученика. Но что делать в том случае, если учебника нет, его заменяют многочисленные газетные публикации, часто противоречащие друг другу или же изложенные сложными научными терминами? Если учитель теряет массу времени на подготовку материала, необходимого ему в работе? Если этот материал не всегда оказывается достоверным?

Именно эти проблемы, плюс нарастающий интерес к национально-региональному компоненту стандарта, заставил задуматься и предложить выход из этой ситуации. У многих сразу возникнет вопрос: почему электронный учебник, а не простой, в типографском исполнении? Ответ очевиден из-за явных преимуществ:

1. Не надо обращаться в типографию, определять себестоимость, приглашать художников для оформления. Да и вообще, не ставился такой вопрос, так как он не под силу простому учителю.

2. Электронный учебник позволяет удачно разместить большой текст, дополнить его картами, схемами, рисунками, таблицами, не заботясь о занимаемом объеме.

3. С учебником легко работать и до урока, извлекая из него необходимую программную информацию, и во время урока, когда карту, схему можно вывести на экран монитора или телевизора.

4. Электронный учебник легко “листается”, при необходимости легко находится необходимая справочная информация.

5. У него удобная структура, охватывающая все аспекты регионального компонента по географии хозяйства России и Красноярского края.

6. Интересно оформленный учебник может выполнять функцию интеллектуального самоучителя, потому что мы знаем, с каким удовольствием дети знакомятся с новыми компьютерными программами. 

Классы: 9 или 10

Количество часов в неделю: 1 час в неделю, всего 36 учебных часов.

Образовательная область: “География, экономика”.

Профили: социально – экономический профиль.

Элективные курсы – важнейшая составляющая эксперимента по организации профильного обучения. Основной задачей введения предпрофильной подготовки в 9 классах является проба сил через прохождение курсов по выбору и выбор профиля обучения.

Цели и задачи курса

  1. По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
  3. По мотивирующему потенциалу программы, программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
  4. По полноте содержания Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
  5. По научности содержания. В программу включены прогрессивные, научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
  6. По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.
  7. По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников
  8. По практической направленности курса. Программа позволяет осуществить и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний
  9. По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
  10. По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.
  11. По выбору методов обучения. Программа дает возможность использовать в преподавании активные методы обучения.
  12. По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
  13. По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.
  14. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее “ коротким путем” в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знании не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающиеся в памяти учебный материал.

Содержание учебника

Учебные тексты.

Тексты (как правило, из учебника), которые могут быть использованы учащимися для самостоятельного изучения темы и могут выступать в качестве основного, опорного текста по этой теме.

Учебные тексты повышенной сложности.

Тексты (как правило, из учебников), которые не могут быть основными (опорными) учебными текстами по причине своей неполноты или повышенной сложности. Тем не менее, эти тексты могут быть с пользой задействованы как дополнительное чтение по теме (например, более сильным ученикам можно дать прочесть материал из более сложного учебника).

Ситуации для анализа.

Практически в каждой теме можно применять теоретические инструменты к анализу реальных ситуаций. Материалом для таких реальных ситуаций, как правило, служат статьи из различных печатных и электронных изданий.

Примеры.

Иногда "сухой" и формализованный язык необходимо обогатить примерами из реальной жизни. Материалы этой рубрики, как правило – небольшие фрагменты книг или периодических изданий, иллюстрирующие то или иное положение на понятных и близких жизни ситуациях.

Из истории.

История хозяйства представляет собой благодатный источник ценной информации о том, как реально развивается все то, о чем учащиеся узнают из учебников по теории. Эти тексты могут использоваться как для подготовки лекций учителем, так и для дополнительно чтения учащихся.

Методика.

Советы преподавателю о различных способах проведения урока по данной теме, подходах к объяснению сложных понятий, описание форм заданий учащимся.

Задания и тесты.

Все типы контролирующих и развивающих заданий, которые преподаватель может давать учащимся: контрольные вопросы и тесты, вопросы для размышления, задачи, деловые игры.

Изображения.

Фотографии, рисунки, карты, схемы, таблицы. Эти изображения могут быть использованы для наглядной демонстрации незнакомых учащимся объектов, а также могут просто украсить презентацию, которую преподаватель может захотеть сделать самостоятельно.

Статистика.

Информация о реальном хозяйстве во многих случаях принимает форму статистических данных. Практически для каждой темы курса можно привести те или иные статистические данные. В тех случаях, когда нужна "свежая" статистика, указывается источник этих данных в Интернет .