Цели:
- формировать понятие “карта”, “условные обозначения на карте”;
- формировать умение читать карту;
- воспитывать интерес к предмету, любознательность.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Мы продолжаем путешествие в древний мир к древним людям, когда не было современных приборов, когда люби очень мало знали о нашей Земле. На прошлом уроке мы узнали, как можно уместить Землю на листе бумаги.
Беседа.
– Что помогало древним людям в их далеких
путешествиях? (План и карта)
– Что наносили на план и карту? (Ориентиры)
– Что служило ориентиром для людей? (Берег моря,
реки, холмы, горы)
– Почему людям неудобно было пользоваться
планом (На нем нельзя было изобразить большие
участки земли)
– Что такое карта?
3. Постановка учебной задачи.
Перед вами карта. (Учитель показывает
контурную карту.)
– Расскажите, что вы видите на ней?
– Что необычное? (Не цветная)
– У каждого из вас есть фрагмент карты,
раскрасьте его, чтобы карта стала красивой и
интересной. Соединить все части по номерам.
– Почему неудобно пользоваться такой картой? (Надо
договориться каким цветом рисовать)
– От чего зависит выбор цвета?
Значит, нам надо решить, что и как изобразить на
карте.
4. Видеофрагмент.
Попутешествуем и посмотрим на поверхность
Земли.
– Что увидели? (Горы, равнины, холмы, моря)
– Какие они? Какого цвета?
– Что можно изобразить на карте? (Горы, равнины,
холмы)
– Как это изобразить? (Разным цветом)
5. Закрепление: рабочая тетрадь, страница № It. Выполните задание № 1. 5.
– Все горы одинаковой высоты? (Нет, есть
высокие, есть горы ниже)
– А моря тоже одинаковой глубины?
– Как показать на карте?
6. Практическая работа: посмотрите на две пирамиды сбоку ( видно, что разной величины), а сверху (не видно).
– Как показать высоту и глубину на карте? (Версии)
Вывод: глубину и высоту показывают более тёмным цветом.
7. Коллективная работа: составление макета местности.
На дне коробки изображена карта местности, а вы при помощи заготовок должны собрать макет этой местности и объяснить, почему так сделали
.8. Работа с картой: физическая карта Евразии.
Рабочая тетрадь. Задание № 2.
– Прочитайте условные обозначения. Каким
цветом обозначены равнины? Горы?
– Какое море глубже: Каспийское или Средиземное?
Почему?
– Какие горы выше: Тибет или Уральские горы?
Почему?
– Кому нужны карты?
9. Самостоятельная работа: выполните индивидуальное задание.
Найдите на физической карте Евразии:
– Западно-Сибирскую равнину;
– Горы Альпы;
– Черное море;
– Японские острова;
– Найдите Аравийский полуостров. Опишите его
поверхность: горы, пустыни, равнины.
10. Составление рассказа по листу основного содержания:
1. Сам себе.
2. Расскажи своему соседу.
3. Рассказ для всего класса.
11. Проверка знаний (тест).
Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.
1. Карта – это изображение Земли на плоскости. (Да)
2. На карте изображают небольшие участки Земли, а
на плане большие. (Нет)
3. На карте изображают формы поверхности Земли. (Да)
4. Глядя на предметы сверху, можно сказать какой
из них выше, какой ниже. (Нет)
5. При помощи оттенков одного и того же цвета
можно показать глубину или высоту. (Да)
6. Карты нужны только морякам. (Нет)
12. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?
Лист основного содержания:
План ответа |
Содержание ответа |
1. Карта – это … | |
2. На карте изображают… | |
3. Высоту гор и глубину морей показывают… | |
4. Карты нужны …. |
Литература:
- “Окружающий мир, 2”. Автор Н.Ф. Виноградова.
- Программа Окружающий мир. Авторы Н.Ф. Видоградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов