I. План работы на первый год
На первом занятии необходимо разъяснить цели и задачи программы обучения, рассказать о том, чем учащиеся будут заниматься, чему научатся в течение первого года обучения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством. Каждый учащийся получает перечень этапов овладения мастерством в виде цветка (Приложение 1). Этапы перечисляются на лепестках. В процессе обучения предлагается закрашивать лепестки. Если тема понравилась и усвоена - лепесток закрашивается ярким цветом. Цветок - это показатель уровней овладевания мастерством. Он показывает на сколько связаны все темы. Не будет одного какого-либо лепестка, не будет в целом цветка. Каждый учащийся также получает схему "ступени познания" (Приложение 2). На ступенях он отмечает свои достижения (оригинальное решение той или иной задачи, создание своего проекта, участие в конференциях и т.п.)
II. Показ презентации о ДДЮТ
Презентация - это продукт, созданный в среде Power
Point, позволяющий показывать слайды (подобные
слайдам для слайдоскопа). В качестве слайдов
можно сделать "живые" объявления,
использовать видеоролики или звуковое
сопровождение показываемого материала. Процесс
создания презентации начинается с отбора и
подготовки отдельных слайдов, которые при
демонстрации сменяются один другим. Была создана
презентация о нашем Дворце.
Задача данного этапа: ознакомиться с
коллективами Дворца детского и юношеского
творчества, его традициями, историей, обзорно - с
коллективами ДДЮТ. Ознакомиться со сведениями о
коллективах (выполнив упражнение по выбору
виртуального маршрута).
Правила работы с презентацией:
1. Запустить презентацию.
2. При показе появится цветок, на лепестках
которого вставлены управляющие кнопки с
названием того или иного отдела ДДЮТ.
3. Если указатель мыши подвести к нужной кнопке,
открывается соответствующая информация о
выбранном коллективе. Можно также просмотреть
видеофильм об отделе.
При просмотре презентации есть возможность
выбирать маршрут движения самостоятельно.
III. Запись техники безопасности в тетрадь
Это очень важный момент - соблюдение техники безопасности. Техника безопасности записывается на первом листе рабочей тетради (Приложение 3). Далее записываются основные правила поведения в ДДЮТ. Ведь ДДЮТ - это единение всех коллективов, никто не обособляется. Это видно из просмотренной презентации.
Правила поведения в ДДЮТ:
1. Здороваться со всеми педагогами.
2. Обязательно носить сменную обувь.
3. Организованно входить в кабинет перед началом
занятия и выходить после окончания.
4. Не опаздывать на занятия.
После записи в тетрадях техники безопасности и
правил поведения в ДДЮТ учащимся даётся домашнее
задание: придумать и написать "вредные
советы" по технике безопасности и правилам
поведения. На втором занятии рассматривается
единый вариант "вредных советов", он
сканируется и распечатывается для каждого
учащегося. Учащийся вклеивает "вредные
советы" в тетрадь. Пример такой работы
приведён в Приложении 4.
IY. Знакомство (первое знакомство учащихся
группы)
Когда была работа с презентацией, учащиеся уже
немного познакомились друг с другом. Ведь это
была работа в малых группах (по 2 человека). Теперь
необходимо подробное знакомство всех ребят
учебной группы. Для этого каждый учащийся должен
встать, представиться, кратко рассказать о себе,
сказать, чему он хочет здесь научиться. Для этого
желательно иметь предмет-эстафету (какая-либо
игрушка, поделка, еловая шишка и т.п.), который
будет передаваться из рук в руки. Тот, кому
предмет попадает в руки, рассказывает о себе
(называет имя, говорит, где учится, какой школьный
предмет больше всего любит, что ждёт от занятий в
ДДЮТ, чему хотел здесь научиться, чем любит
заниматься в свободное время). Если возникает
необходимость, педагог тактично направляет
разговор, приходит рассказчику на помощь, задаёт
ему вопросы. В конце занятия можно
сфотографировать всю группу, и затем сделать
листок знакомства, который вывешивается в
кабинете. Такая вывеска будет у каждой группы.
Учащиеся будут видеть всех членов коллектива.
Пример такого листка приведён в Приложении
5.
Y. Заполнение анкеты
Чтобы педагогу лучше узнать об интересах и увлечениях своих учеников, учащиеся заполняют анкету. Но заполнение анкеты проходит в игровой форме. Цель такого заполнения - творческий подход к выполнению любого задания. По предложенному плану предлагается написать о себе мини-сочинение. Но в описании должен участвовать не сам учащийся, а какой-либо сказочный выдуманный персонаж (Кубарик, Мальвина и т.п.).
Примерный план мини-сочинения
1. Как зовут персонаж?
2. Зачем он сюда пришёл учиться?
3. Что ему уже успело понравиться, а что нет
4. Чем он любит заниматься дома?
5. Умеет ли он общаться с компьютером?
6. Как он проводит время за компьютером, а если
компьютера у него нет, то как бы он хотел
проводить время за ним?
7. Как этот вымышленный персонаж представляет
себя в будущем?
8. Игра "Снежный ком".
Это последний этап первого занятия. Смысл игры:
первый участник встаёт и называет своё имя и
фамилию. Далее второй также представляется, но он
должен ещё назвать, как зовут первого. Третий
повторяет имя первого и второго, то есть тех, кто
был до него и так далее. В конце игры первый
называет всех. Такую игру имеет смысл повторять
на нескольких первых занятиях. Так учащиеся
быстро запоминают всех членов своей группы (кого
и как зовут). В конце занятия можно
сфотографировать всю группу, чтобы в дальнейшем
использовать общую фотографию для оформления
стенда. Это можно выполнить как показано в Приложении 5. Смысл такой формы:
коллектив - это единое целое, это снежный ком.
Снежный ком - это не один, а это мы, все вместе.
В течение всего учебного года каждый учащийся
показывает, как он изменился в том или ином
месяце: стал внимательнее, подружился с кем-то
новым, т.е. учащийся вписывает свои личностные
характеристики.
В листке знакомства в середине года показать, кто
с кем дружит.
Приложение 1 (Перечень этапов овладения мастерством)
Приложение 2 (Ступени совершенствования учащегося)
Приложение 3 (Правила техники безопасности)
Приложение 4 (Вредные советы по технике безопасности, придуманные учащимися)
Приложение 5 (Листок знакомства учебной группы)