Цели:
- познакомить учащихся с понятием “символы” и “строки”, учить производить над ними простейшие операции в языке программирования QB;
- развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся при работе со строковыми величинами; расширять кругозор девятиклассников в области информатики;
- прививать сознательное отношение к учебному труду, повышать уровень информационной культуры; воспитывать целеустремленность в достижении результатов своей деятельности.
Задачи:
- рассмотреть различные способы задания текстовых величин, простейшую операцию их объединения, тренировать учащихся в основных начальных этапах работы со строковыми постоянными;
- прививать детям умение работать в группах, оказывать помощь друг другу;
- учить рационально использоать свое время на уроке.
Тип урока: усвоение нового материала.
Оборудование: раздаточный, дидактический материалы, ПК с программным обеспечением – язык программирования Qbasiс.
Формы и методы: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа; вербальный, наглядный, практический, объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (1 мин).
Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Подготовка к усвоению знаний (2 мин).
– Сегодня мы начинаем изучение новой темы
“Текстовые данные”. Как вам известно, данные
могут быть как числовыми, так и текстовыми.
Уроки информатики в 7-8 классах были посвящены
изучению числовых данных и работы с ними. Нужно
ли изучать текстовые величины? Бесспорно, нужно,
т.к. без их знания мы не сможем подойти к
программированию.
Вот этим сегодня и начнем заниматься. Мы
познакомимся, какими способами можно задавать
текстовые строки в QB, как их можно объединить в
одну постоянную.
III. Усвоение новых знаний (28 мин).
1. Усвоение понятия “текстовые данные”
– Текстовые константы записываются в кавычках,
например, “Гимназия № 48”.
Учитывая все знаки, в том числе пробелы, ее длина
не может превышать 255 символо, константы нулевой
длины изображают так " ".
Текстовые переменные описывают с помощью
команды:
а$ = “Москва”
– Проведем аналогию с числовыми переменными:
1. Способы задания:
А) присвоение
а = 5
а$ = “Талнах”
ь = -3
ь$ = “Таймыр”
Б) ввод оператор INPUT (INPUT с) INPUT “Ввести текст”; с$
Задание: может быть такое имя текстовой переменной?
с$ = “Терпенье”
м1 = “ученье”
5$ = “труд”
1f$ = “все”
слово$ = “перетрут”
v1$ = “!”
2. Операции над переменными.
– Во время решения многих задач, как с
числовыми так и текстовыми переменными,
необходимо над ними производить определенные
операции.
Вспомним, какие операции над числами вы знаете? (Арифметические
и стандартные математические). Над текстовыми
тоже можно производить различные операции.
Рассмотрим одну из операций над ними –
объединение (+)
Пример:
ЭВМ = Э + В + М
а1$= “Э”
а2$= “В”
а3$= “М”
R1$= а1$ + а2$ + а3$
PRINT “ Полученная фраза” ; R1$
2. Практическая часть.
– Давайте, применим полученные знания на практике.
Учитель предлагает работу в группах: выполняя работу, дети одновременно заполняют карточки.
Задание № 1 Пусть T1$ = “New”, T2$ = “Year”. Составить программу объединения строк в одну.
|
Для проверки правильности составления
программы, учитель разворачивает доску (на
обратной стороне верный конечный результат).
Обратить внимание детей на экономию времени при
наборе ее на компьютере (использовать команду
КОПИРОВАТЬ – ВСТАВИТЬ)
CLS
T1$= “NEW”
T2$= “YEAR”
T3$= T1$ + “ ” + T2$
PRINT “ Полученная фраза” ; T3$
ЗСТ. Зарядка для улучшения мозгового кровообращения.
3. Определение длины переменной
– Рассмотрим первую из них – определение количества символов в текстовой величине.
LEN (A$) |
4. Практическая часть.
Задание № 2. Даны две фамилии (вводятся с клавиатуры).
Составить программу определения наиболее
длинной из них. |
Один ученик записывает программу на доске, остальные работают самостоятельно.
CLS
INPUT “Введите первую фамилию”; F1$
INPUT “Введите вторую фамилию”; F2$
a = LEN (F1$) : b = LEN (F2$)
IF a<b THEN PRINT “Вторая фамилия длиннее” ELSE PRINT “Первая фамилия длиннее”
Тем, кто справился раньше работающего у доски, учитель выставляет оценки.
IV. Закрепление новых знаний (5 мин).
Дети запускают программу “Itog” в QB, в которой предложены вопросы. Задача учащихся ввести правильный номер ответа.
ТЕСТ.
- С какими новыми величинами мы познакомились на
этом уроке?
1. Числовыми;
2. Текстовыми;
3. Функциональными. - Какую операция над текстовыми величинами из
ниже приведенных вы уже знаете?
1. Сложение;
2. Вычитание;
3. Умножение. - Выберите из операторов QB тот, который отвечает
за определение длины переменной:
1. DIM v
2. K$ + M$
3. LEN (a$)
Каждый ученик получает оценку за выполнение теста. Оценка выводится на экран компьютера.
V. Итог урока (2 мин).
Дети самостоятельно подводят итоги, что они сегодня нового узнали, понравился ли им урок и чем.
VI. Информирование о выполнении домашнего задания (2 мин).
Всем ученикам выдается на карточках домашнее задание. Одному из них – оно индивидуальное, т.к. ребенок показывает более высокие результаты, чем остальные.
Комментарии к домашнему заданию:
1. С какими величинами будете работать?
2. Какая операция будет производиться над
величинами?