Правовая экономическая игра "Солнышко"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Объяснительная записка

Современное образование уделяет большое внимание воспитанию школьников. Воспитание сейчас выходит на первое место даже по отношению к обучению, потому что всем стало ясно, что не только от образованности, но и от воспитанности наших выпускников зависит наше будущее и будущее наших детей. Много говорится сейчас о социализации наших выпускников, о том, как им сложно и трудно адаптироваться к жизни, в которую они попадают после окончания школы. Значит нужно давать им возможность “проживать” эту жизнь ещё в школе. В ходе этого “проживания”, дети, во-первых, получат некоторый жизненный опыт, который будет не таким жёстким, как в настоящей жизни, потому что пока они имеют возможность обратиться за помощью и получить её со стороны учителей и родителей. Чем больше будет таких “проживаний”, тем более подготовленным будет ребёнок к будущей жизни. Для решения проблем социализации своих воспитанников я стала использовать игру “Солнышко”. Хотя и называю эту форму работы игрой (потому что моими воспитанниками являются младшие школьники), но на самом деле это очень серьёзная, ежедневная, кропотливая работа.

Проводя эту игру, ставлю перед собой следующую цель: экономическое и правовое образование учащихся, активизация деятельности всех членов ученического коллектива, нравственное воспитание.

Правила игры

В нашей школе образовалась организация “Школьная страна”. Она делится на города-классы, которые возглавляют МЭРы (мудрые, эрудированные руководители). Вот мы и стали “строить” свой город. Это стало первым этапом игры. Целью данного этапа было патриотическое воспитание через знакомство детей с символами нашего государства (флаг, герб, гимн) и развитие творческих способностей через создание своих символов. Сначала мы выбрали название своему городку (“Солнечный”), а потом девиз: “Мы, солнечные лучики, дарим людям тепло и свет!”. Своим гимном сделали известную песенку из мультфильма про кота Леопольда “Неприятность эту мы переживем”. Теперь оставалось только создать герб города. Мы снова взялись за дело. Изучили герб России и некоторых городов нашего государства. Сделали свой герб, на котором изобразили веселое лучистое солнышко с книжкой. Объяснили это так: “Мы любим учиться, и дружны, как солнечные лучики”. (Рисунок 1).

Герб класса

Рисунок 1.

Вторым этапом игры стало введение “своих” денег (солнышек). Цель данного мероприятия: экономическое образование и активизация деятельности всех членов ученического коллектива. На одном из классных часов разработали условия получения “зарплаты”.

Условия получения “зарплаты”

1. Успехи в учебе. . . . . . . . . . . . . . . . 1-3 солнышка

2. Помощь в учебе товарищу. . . . . . . . 1-2 солнышка.

3. Дежурство в классе. . . . . . . . . . . 1 солнышко.

4. Дежурство по школе. . . . . . . . . . 1-3 солнышка.

5. Аккуратное ведение тетради, дневника (по итогам проверки в конце каждого месяца). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  1-2 солнышка.

6. Активное участие в делах класса. . . . . . 1-3 солнышка.

7. Активное участие в общешкольных делах. 3-5 солнышек.

8. Помощь учителю в подготовке к урокам. . 1-5 солнышек.

Деньги нашего городка

Рисунок 2. Деньги нашего городка.

Но возникает вопрос о том, куда девать полученные деньги. Ребенок, имеющий деньги, может, во-первых, участвовать в аукционе или в праздничной лотерее (они проводятся в конце каждой учебной четверти), совершая покупки у учителя различных товаров, которые приобретаются на родительские деньги. Хочется сразу выразить признательность и сказать слова благодарности родителям за то, что поддержали учителя в этом деле. А во-вторых, может положить на каникулы деньги в банк, откуда, после окончания каникул, получит их уже с процентами. За каждые пять солнышек ребёнок получит ещё одно шестое (проценты). В-третьих, может собирать солнышки на поездку с учителем в конце учебного года в один из театров города Красноярска, или поиграть на компьютере. Это совсем не значит, что другие дети никогда никуда не поедут. Каждый год мы всем классом выезжаем куда-нибудь. Но эта поездка, на которую дети собирают солнышки, будет особенной. Она будет только для них. Таких детей собирается всегда немного, поэтому круг мероприятий, запланированных на эту поездку, увеличивается. Например, в последний раз смогли посетить парк отдыха и попали на карнавал, который проводился в г. Красноярске. У детей остались незабываемые впечатления. Здесь ребёнок постоянно ставится в ситуацию осознанного выбора. Куда же я потрачу заработанные деньги? Перед таким же выбором постоянно оказываемся и мы в нашей взрослой жизни.

Третьим этапом игры стало составление “Кодекса класса”. Цель данного мероприятия: правовое и нравственное воспитание школьников. Эту работу мы начали с 1 класса, определив основные правила школьной жизни в нашем классном коллективе. В них предусмотрены не только права и обязанности детей, но и меры наказания за нарушение закона в виде штрафов. Кодекс по необходимости изменяется и дополняется на классных часах.

Кодекс класса

1. Закон жизни класса

Класс - это коллектив детей, обучающихся вместе. Чтобы не мешать другим жить и учиться в коллективе, каждый из нас должен:

  1. Быть ответственным за свои поступки.
  2. Уважать чужое мнение.
  3. Быть честным.
  4. Помогать, поддерживать и защищать товарищей (один за всех, и все за одного).

В случае нарушения закона:

  • Предупреждение
  • При наличии трёх предупреждений - штраф (1 солнышко)

2. Закон о дежурстве

Наша школа - это наш общий дом. Мы здесь живём, значит, чистота и порядок в нашем доме зависит только от нас.

Каждый из нас должен:

  1. После окончания занятий убрать своё рабочее место.
  2. Не позволять себе мусорить в классе и школе.

Дежурный должен:

  1. в течение всего дня следить за порядком в классе, готовить доску к занятиям,
  2. после окончания занятий помыть доску, полить цветы, убраться в классе.

В случае нарушения закона:

  • Предупреждение
  • При наличии трёх предупреждений - штраф (1 солнышко)

3. Закон о портфеле

Портфель - это сумка для школьных принадлежностей. В портфеле должен быть порядок.

Каждый из нас должен:

  1. Держать в порядке учебники, тетради, дневник (они должны быть обёрнутыми, чистыми).
  2. Смотреть, чтобы ручки, карандаши, резинка и линейка всегда были исправными.
  3. Держать портфель в порядке (он должен быть чистым и находиться в установленном месте).

В случае нарушения закона:

  • Предупреждение
  • При наличии трёх предупреждений - штраф (1 солнышко)

4. Закон о собственности

Личные веши - это вещи, принадлежащие одному человеку. Общие вещи - это вещи, принадлежащие группе людей.

Каждый из нас должен:

  1. Не брать чужие вещи без разрешения хозяина,
  2. Никому не передавать чужую вещь.

В случае нарушения закона:

  • Предупреждение
  • При наличии трёх предупреждений - штраф (1 солнышко)

Работая четвёртый год в этой системе, увидела следующие результаты работы. Во-первых, дети стали активнее участвовать в делах класса и школы. Во-вторых (как показывают результаты социометрического исследования), в классе повышается уровень общего благополучия всех членов классного коллектива. А, в-третьих, учащиеся стали свободнее, раскованнее, потому что каждый из них имеет возможность сделать свой собственный выбор пути “зарабатывания” и использования заработанных денег. Делает своё дело и кодекс класса. Теперь не учитель, а дети решают “наказывать” провинившегося штрафом, или нет, ведь этот кодекс составляли они, а значит, и следят за его выполнением тоже они, ученики.