Решение задач экономического типа. 4 класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения решать задачи, объяснить для чего нужна экономика, познакомить с видами потребностей, формирование активных жизненных позиций нравственности;
  • развитие мышления, речи, умения делать выводы.
  • воспитывать уважение к старшим.

Оборудование: видеокассета с записью мультфильма “ Лето в Простоквашино”, телевизор, видеомагнитофон, деньги ( муляж), карточки, плакат.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Актуализация прежних знаний.

Устный счет. На карточках записаны выражения: 300 х 7, 400:8;

х + 85=147, 480 –180 +20 +60.

За этими выражениями спрятаны слова. Ваша задача решить пример устно и открыть обратную сторону. Прочитав слова, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

-Какие это слова? (Экономика, Деньги, Доход, Потребность.)

Что такое ПОТРЕБНОСТЬ?

ПОТРЕБНОСТЬ – это, все то, в чем нуждается человек.

У каждого есть потребности. Как удовлетворить их?

Ответить на этот вопрос нам помогут друзья из Простоквашино.

Включить фрагмент из мультфильма: “Что мы все без молока, да без молока.”

В каком животном появилась потребность у кота Матроскина? (В корове).

Что такое экономика?

ЭКОНОМИКА – правильное ведение домашнего хозяйства.

ДЕНЬГИ – металлические или бумажные знаки, которые служат мерой стоимости при покупке или продаже товара, средство обмена.

(Фрагмент: “ Надо корову купить. А где денег взять?” )

-Чтобы купить что-то нужное, нужно продать что-то не нужное или что-то сделать.

Потребности бывают разные, и каждый удовлетворяет их по разному: кто-то обдумывает свою покупку, кто-то не задумывается. У вас у каждого определенная сумма денег –700 руб. Мы идем в магазин. Ваша задача приобрести товар исходя из ваших потребностей, на эту сумму.

Хлеб – 4 руб. 50коп.
Молоко (1л) – 5руб.
Мука(1мешок) – 320 руб.
Ручка шариковая – 2 руб.
Ручка гелевая – 5 руб.
Обувь летняя для семьи – 550 руб.
Туфли – 300 руб.
Молоток – 20 руб.
Вилы – 45 руб.
Пила – 65 руб.

-Рассчитайте, на какую сумму вы приобрели товар. (Дети в тетрадях производят рассчет, того что они приобрели.)

-У кого остались деньги? Почему? С какой целью оставили? (Ответы детей).

Следующее слово –ДОХОД.

ДОХОД – денежные или материальные средства, поступающие государству, предприятию или отдельному лицу.

(Фрагмент “ Рождение теленка”).

-Чем является теленок – доход или избыток? Это мы узнаем решив задачу.

Задача: Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 л в год. Теленку Гаврюше израсходовали 600 л молока. На личные потребности они израсходовали 2000 л. Какой доход получил Матроскин? Если оставшееся молоко продал по 5 руб. за 1 литр.

Удой коровы – 3500 л.
Расход Гаврюше – 600 л.
На личные потребности – 2000 л.
Продал остаток по – 5 руб. за 1л.
Доход – ? руб.

3 500 – (600 + 2000.) = 900 л. – остаток
900 х 5 = 4 500 руб. – доход

Значит, теленок Гаврюша  – это доход друзей.

-Ну, вот у нашей коровы Мурки и теленок есть, а значит, она начала давать молоко. (Фрагмент: “Вся посуда занята молоком, даже в умывальнике молоко.”)

-Что произошло в случае с нашими друзьями? (Избыток молока.)

Предлагаю задачу: “Корова Мурка дает в день 9 л молока. В доме есть две кастрюли по 5 л, два ведра по 10 л, рукомойник на 7 л и трехлитровая банка. Через сколько дней молоко некуда будет девать, если Матроскин выпивает 3 л в день, ДЯДЯ ФЕДОР –1 л, а Шарик поссорился с Матроскиным и не пьет молоко совсем?

(Дети решают задачу самостоятельно )

-А что бы вы могли предложить им? (Ответы детей.)

- Хорошо, значит плодами своего труда распоряжается каждый сам. Молоко можно продавать, можно из него делать молочные продукты для употребления, но еще можно давать молоко пожилым людям, у которых нет коровы, и они не могут купить молока.

ИТОГ УРОКА

-Какие новые слова вы сегодня узнали?

-Как вы их понимаете?

-Что вы для себя возьмете с этого урока?

Задание на дом на карточках : "Матроскин открыл фирму “Мурматрос” и снаб жает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если в день дает 9 л, а каждая кошка выпивает четверть литра молока?"