Восхитительная история из мира природы (по рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона "Кенгуровая крыса")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие:

1) Первое знакомство с естествоиспытателем, художником и писателем Э. Сетоном-Томпсоном.
2) Знакомство с литературным жанром – рассказ.

Развивающие:

1) Развитие умения наблюдать за жизнью кенгуровой крысы в естественных условиях и в плену у человека.
2) Развитие умения обобщать, сравнивать двух крыс (из рассказов Ч. Робертса “В воде и под землёй” и Э. Сетона-Томпсона “Кенгуровая крыса”.)
3) Отбирать необходимые знания из большого объёма информации.
4) Расширение кругозора учащихся.

Воспитательные:

1) Решение экологической проблемы – вмешательство человека в жизнь кенгуровой крысы.
2) Воспитание интереса к жизни наших “братьев меньших”.

Вид урока: урок-загадка с элементами поиска.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона; выставка его книг; рисунки с изображением кенгуровой крысы и растения юкки; словарная таблица; карточки для индивидуальной работы; альбомы для рисования и цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя:

- Сетон-Томпсон первый в мире выступил с рассказами, где героями были настоящие звери и птицы, которых он хорошо знал, понимал и очень любил. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. В автобиографии “Моя жизнь” он говорит о своем первом сборнике: “В ней (в книге) впервые обрисовано поведение животных. До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей...”

Эрнест Сетон-Томпсон родился 14 августа 1860 года, в английском городе Саут-Шильдсе, в семье Алисы Томпсон и потомственного судовладельца Джозефа Логана (из старинного рода Сетонов). Через шесть лет отец разорился, и его семья переехала на необжитые земли в Канаду. Эрнеста потрясла прекрасная картина дикой природы. Он рос талантливым мальчиком. В шесть лет он прочел первую строчку в газете и в том же году начал вырезать из дерева фигурки птиц и зверей. Птицы и звери волновали его больше всего на свете. Он подолгу наблюдал за дикими животными и птицами в естественных условиях обитания, приручал и ухаживал за ними. Позднее он стал замечательным естествоиспытателем = натуралистом (тот, кто занимается исследованием явлений природы), художником и писателем.

В Америке Сетон-Томпсон с большим успехом читал свои рассказы перед широкой публикой. Одна за другой стали выходить его книги: “ Жизнь гонимых”, “Животные – герои”, “Биография медведей”, “Свиток берёзовой коры”, “Маленькие дикари”, “Жизнь диких зверей” и другие.

Рисунки Сетона-Томпсона на полях книг похожи на зарисовки натуралиста, сделанные на полях рабочего дневника. Но рисунки эти передают не только внешний вид зверя или птицы, характерные для них позы, детали головы, лап, крыльев, но и их характер, настроение и всегда – отношение к ним автора, полного любви и добродушного юмора. Он тщательно вырисовывает изящную цепочку следов кенгуровой крысы и схему её подземной норы.

В 1879 году он окончил колледж искусств и был награждён золотой медалью “За выдающиеся успехи в живописи”

С детства он аккуратно вёл дневник. К концу жизни (он умер 23 октября 1946 года) у него скопилось 50 толстых томов – целая библиотека.

Небывалый успех его рассказов и рисунков – у юных и взрослых читателей одинаково – объясняется, прежде всего, его могучей любовью к жизни. Он не боялся рисовать жизнь лесов, гор, прерий такой, какая она есть, со всеми её жестокостями. Нередко его герои – животные погибают в конце рассказа. Но такова правда жизни, нельзя скрывать её от вас (детей), чтобы не превратить вас в плаксивых хлюпиков. Вы, погрустив о гибели любимца, сейчас же примитесь вспоминать его таким, каким он был в расцвете сил и способностей.

Писатель правдиво и точно описывает поступки, действия, поведение животных. Стараясь остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, он организовал в Канаде первую в Америке юннатскую организацию “Лигу леса и лесной охоты”. Он хотел, чтобы молодежь изучала родную природу, охраняла животных, воспитывала в себе чувство сострадания и уважения к зверям и птицам, не совершала жестоких поступков по отношению к ним. Ведь они – бессловесные – не умеют мстить человеку и сказать, что им больно и стыдно за нас, разумных людей!

II. Словарная работа.

Расскaз – это небольшое произведение в прозе, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека или животного;

рaнчо – усадьба – участок земли, находящийся при доме;

прeрии – обширная степь в Северной Америке;

пируэт – в танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги;

паж – мальчик из дворян, состоящий при знатной особе;

юкка – растение (испанский штык);

цитадeль – крепость, опора;

канделябр – большой подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей;

каньoн – глубокая узкая долина, размытая рекой;

ковбoй – пастух;

Аркaдия – счастливая страна;

пuнта – 0,55 литра;

джиль – 0, 14 литра;

оленьи мыши – белоногие хомячки, характерные жители лесов Северной Америки;

“бешеный кот” – народное название пятнистого скунса, отличающегося агрессивным поведением.

III. Работа над текстом рассказа.

Глава 1 (Следствие ведут малыши)

- Ребята, кто ведёт повествование этого рассказа? Подтвердите строчками из текста.

- Найдите в тексте и зачитайте описание местности, где происходит действие рассказа. Какой казалась местность приезжему и автору? Почему у них было разное восприятие этого места?

- Что нового узнал автор о жизни обитателей этой области?

- Что делал Сетон-Томпсон каждый вечер, прежде чем идти спать, чтобы иметь возможность круглосуточно наблюдать за их деятельностью?

- Какие коротенькие “записки” и от кого читал писатель каждое утро?

- Ребята, давайте по описанию следов (из текста) попытаемся установить, кому принадлежат они:

“ Но каждый раз через, и сквозь, все эти следы шли необычные, нежные кружева из точек – горошинок и извилистых линий.
Они были тут как тут каждое утро, только что сплетённые прошедшей ночью. Но их узор был так сложен, что мне долго не удавалось разобраться в нём”.

а) “Следы принадлежат множеству каких-то двуногих существ, причём за каждым следовал его детёныш”.

б) Было ясно, что какие-то крошечные двуногие создания приходят сюда по ночам в меховых тапочках, чтобы танцевать при лунном свете... они появлялись неизвестно откуда и так же исчезали, обладали способностью делаться невидимыми, так как иначе они не смогли бы избежать вечно бодрствующих койотов.

Если бы это дело происходило в Англии или в Ирландии, то это были бы феи. Но это происходило в Нью-Мексико. Оно, дойдя до развилки на своем пути, где стоял столб с указателями – налево:

“В Аркадию”, а направо: “В Науку”, выбрало путь направо (и тут следствие зашло в тупик).

- Тогда какое другое решение предпринял Сетон-Томпсон, чтобы раскрыть одну из чудесных тайн, связанную с загадочным существом? Проследите за линией точечно-кружевных следов, оставленных на расчищенном пространстве, и выскажите своё предположение об этом существе.

- Найдите и выразительно зачитайте из текста описание феи (портрет):

“Восхитительнейшее, грациознейшее желтовато-коричневое маленькое существо среди всех, какие я когда-либо видел: большие прекрасные глаза оленёнка – нет, даже не оленёнка, потому что и у них мне не приходилось видеть таких изумительно невинных светло-карих глаз; уши, как тончайшие морские раковины с розовыми прожилками... Задние ноги были большие и сильные, зато передние лапки – я скорее назвал бы их руками – крохотные, розовато-белые, округлые, с ямочками, совсем как у младенца, только каждая лапка была белее и меньше кончика младенческого мизинчика. Горло и грудь были снежно- белыми. Просто непонятно было, как это существо ухитрялось сохранять такую ослепительную белизну среди окружавшей его грязи. По наружной стороне его коричневых бархатных штанишек сбегала тонкая серебристо-белая полоса – совсем как на офицерских брюках. Хвост, то есть шлейф, был очень длинным, украшен двумя продольными белыми полосками и заканчивался очень красивой пушистой кисточкой, показавшейся мне вначале чересчур длинной...”

- Какие сравнения и эпитеты помогают ярко представить её облик?

- Каково отношение автора к героине рассказа через портретное описание?

- Какие чувства испытал автор к этому изящному созданию? (Восторг, выраженный в словах: “Восхитительно!”, “Покорен!”)

- Найдите в тексте слова и выражения, которыми он называет свою героиню.

Зачитайте их. Как проявляется авторское отношение к ней? ( “Ах ты, прелесть!”, “таинственная невидимка”, “фея”, “ночная танцовщица”, “восхитительнейшее и грациознейшее существо”, “кенгуровая крыса”)

- Чем покорила и завоевала сердце Сетона-Томпсона кенгуровая крыса?

Глава 2 (Подземный дом.)

- Какой жестокий поступок, по мнению автора, совершил он и почему? Оцените его поступок.

- Как Сетон-Томпсон исследовал и выведывал тайны того мира, обитателем которого была его пленница?

- Что за часовой, вооружённый колючками, стоял над каждой из девяти норок крысы? Зачитайте описание часового. Почему растение юкка сравнивается с часовым?

а) внешний вид;
б) место расположения.

- Какой секрет надо было знать, чтобы через любой вход можно было пройти до самого центрального прохода норы?

- Зачитайте описание комнаты, в которой жила кенгуровая крыса. Что содержалось в других комнатах? (Рассматриваем схему норы кенгуровой крысы, выполненную автором.) Что можно сказать о хозяйке этой норы?

Глава 3
“Кенгуровая крыса – не просто крыса,
не сверхъестественное существо; это – геологическая эпоха”.)

- Почему так считал автор?

- Как автор присматривался к хозяйке норы, сидящей сейчас в заключении?

- Почему он называл ее “неутомимым землекопом”?

- Что доставляло кенгуровой крысе, сидящей в ящике, огромное наслаждение?

- Чем занимался Сетон-Томпсон, глядя на крысу?

- Подтвердите свой ответ строчками из текста.

- В чём убедили автора несколько недель наблюдений за её деятельностью в ящике?

Глава 4 (Восхитительная история из мира природы.)

- Расскажите, какой неожиданный урок от крысы ожидал Сетона-Томпсона?

- Каково было отношение кенгуровой крысы – пленницы к её похитителю?

- Расскажите подробно, как пленнице удалось бежать из ящика?

Глава 5 (Свобода!)

- Чем занялась крыса, оказавшись на свободе?

- Согласны ли вы с эпиграфом к уроку, в котором Сетон-Томпсон утверждает, что “...удивительные маленькие существа оказались милее, лучше и даже человечнее тех существ, которые населяют детские книжки”? Почему?

- О чем думает автор рассказа теперь, когда слушает какую-нибудь народную сказочку про всяких фей и домовых, свойственных будто бы только самым романтичным частям Англии, Ирландии или Индии?

IV. Индивидуальная работа с учащимися по карточкам.

Задание: в данном отрывке из текста рассказа найдите и назовите эпитеты, сравнения и олицетворения. Для чего их использует автор?

КАРТОЧКА №1.

Неуловимая, как тень, быстрая, как стрела,
лёгкая, как пух, ясноглазая и прекрасная.
(кенгуровая крыса)

КАРТОЧКА №2.

Луна серебрит изгиб реки и покрывает голубой вуалью каждый холм.

КАРТОЧКА № 3.

...уши (крысы), как тончайшие морские раковины с розовыми прожилками...

КАРТОЧКА № 4.

Восхитительнейшее, грациознейшее желтовато-коричневое маленькое существо среди всех, какие я когда-либо видел: большие прекрасные глаза оленёнка...

КАРТОЧКА № 5.

Задние ноги (крысы) были большие и сильные, зато передние лапки крохотные, розовато-белые, округлые, с ямочками, совсем как у младенца...

Можно предложить ряд других карточек.

V. Обобщение. Итоги урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с кенгуровой крысой из рассказа Сетона-Томпсона. На предыдущем уроке мы говорили о болотной крысе – главной героине рассказа Чарльза Робертса “В воде и под землёй”. Сравните их внешность, поведение, авторское отношение к ним на протяжении всего рассказа.

- Какая из героинь вам понравилась больше и чем? Что удивило и привлекло вас в этой героине?

- Сейчас мы заслушаем сообщение ученика о кенгуровой крысе, составленное по материалам из энциклопедии (выступление не более 4-5 минут). Какое описание крысы (научное или художественное) вам понравилось больше и чем?

- Что нового вы узнали о крысе из рассказа Эрнеста Сетона-Томпсона?

- Почему автор назвал историю кенгуровой крыса восхитительной?

- Каково ваше отношение к рисункам, выполненным писателем на полях книги к данному рассказу?

- Если бы Сетон-Томпсон предложил вам совместно вести наблюдения за “таинственной незнакомкой” - кенгуровой крысой, ведущий телепередачи “В мире животных” Николай Дроздов посмотреть документальный фильм о жизни кенгуровой крысы, а Иван Затевахин пригласил принять участие в программе “Диалоги о животных”, то какое решение вы бы приняли? Что привлекло бы вас и вызвало наибольший интерес? Почему?

- Нарисуйте кенгуровую крысу в альбоме и выпишите из текста её портрет. (Организуется выставка работ учащихся.)

VI. Задание на дом:

1. Прочитать рассказ Э. Сетона-Томпсона “Чинк”.
2. Принести стихотворения и рассказы о собаках.
3. Подготовить небольшие сообщения о том, как собака служит человеку.