Цель: отрабатывать умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания об особенностях проверяемого и проверочного слова; учить подбирать проверочные слова.
Ход урока
Организационный момент
Запись в тетради даты, классная работа.
Введение в тему урока
Учитель: Я хочу рассказать вам один случай, который произошёл однажды на уроке русского языка.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам: “Спишите их. Только - не спешите”. Все пишут, а Алёша - нет…
- Почему ты не работаешь, Алёша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите “спишите”, то “не спишите”…
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Алёша растерялся?
Дети: Алёша подумал, что “спишите” и “спешите” имеют одно значение, ведь произносятся они одинаково. Он не знал, что эти слова пишутся по-разному, значит и значение у них разное.
Учитель: Как правильно записать эти слова?
сп..шите - пишут
не сп..шите - спешка (на доске вставляем пропущенную безударную букву и записываем проверочное слово).
Учитель: Назовите тему урока.
- Какие цели поставите перед собой?
- Чему будете учиться?
В течение урока будем отвечать на вопросы:
Ответим на первый вопрос (на доску выносятся буквы: а, о, и, е, я).
Учащиеся хором читают вопрос по схеме, желающие отвечают на него полным предложением. На доске схематическая запись.
На доске три столбика слов. Внимательно прочтите их и определите, в каком столбике все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
слезать слезать перелезет
слежка следить наследие
летит слетать долететь
Проверка: доказательство. Выберете проверочное слово с доски, запишите рядом. Выясняется, что к слову слетать проверочного слова на доске нет. Дети подбирают самостоятельно.
Учитель: Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнёзда родственных слов. Поработайте в группах, на листочке записан “корень”, вам нужно найти его “родственников”, записать (работает пять групп).
- ЛЁД -
- ХОД -
- БЕЛ -
- СВИСТ -
- БОЛЬ -
Проверка: зачитываются слова от каждой группы. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Почему?
Игра
Учитель называет слова с безударной гласной в корне, учащиеся показывают сигнальную карточку с нужной гласной и называют проверочное слово.
Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?
пригород - горе
нагляделся - глядя
волна - вол
Найдите и исправьте ошибки: сенева, вода, драва, бежать, трова.
Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока.
- Кто хочет задать первый вопрос? Кому? Учащиеся по очереди задают вопросы друг другу и отвечают на них.
Итог урока. Домашнее задание.