Лицей “Школа менеджеров” является экспериментальной площадкой федеральной Академии ПК и ПРО “Школа гражданского становления”. В рамках этого проекта в целях воспитания нового поколения избирателей, считающего участие в выборах необходимым для каждого гражданина и рассматривающего выборы как наиболее действенную возможностью влияния на развитие государства и на свое личное будущее, учащиеся, также как и совершеннолетние граждане, участвуют в выборах, проводимых на федеральном и региональном уровне. И хотя в настоящее время их голоса не учитываются при подведении итогов выборов, благодаря этой работе они учатся демократическим нормам волеизъявления, приобретают способность делать самостоятельный осознанный выбор, проникаются необходимостью самим решать свою судьбу, а не отдавать это решение в чужие руки.
В период проведения выборов в лицее с максимально точностью создается модель реального избирательного участка, который включает информацию о кандидатах, бюллетени, урны, кабины для голосования, имеются также комиссии для подсчета голосов. В день выборов все учащиеся перед началом уроков и на переменах имеют возможность отдать свой голос за кандидата, которого они считают достойным. Ежегодно таким же образом проводятся выборы органов самоуправления лицея. Такая практика способствует воспитанию у учащихся гражданской ответственности, прививает нормы политической культуры, учит ориентироваться в современном сложном мире. Поэтому то, что тема выборов находит отражение на уроках английского языка, является абсолютно логичным и обусловленным особенно в 10-х классах, когда изучается второй урок “WESTERN DiOCRACIES. ARE THEY DiOCRATIC?”.
Цели урока:
Познавательный аспект – знакомство с программами кандидатов в ходе предвыборной агитации на выборах в Тульскую областную Думу и с информацией об активности избирателей на выборах всех уровней в США и деятельностью неправительственной некоммерческой организации Kids Voting USA.
Развивающий аспект – развитие способности к сравнению, формулированию выводов на основе прочитанного текста.
Воспитательный аспект – урок затрагивает проблему активного участия в политической жизни региона, способствует осознанию необходимости участия в выборах для реализации своих возможностей влиять на развитие общества и определять собственное будущее.
Учебный аспект – совершенствование речевых навыков и навыков чтения.
Речевой материал: to vote, election, vital, poll, to give one’s voice for/against, nonpartisan, nonprofit, to cast ballots, civic responsibility, eligible,
Лексический и грамматический материал предыдущих уроков.
Подготовительный этап:
Нам кажется, что проблему выборов лучше всего обсуждать после изучения темы 4 (Must a politician be kind?), когда учащиеся овладеют необходимой политической лексикой, ознакомятся со структурой региональных органов управления, освоят грамматический материал (модальный глагол should), научатся выражать согласие, несогласие, частичное согласие, и тем самым будут подготовлены к изучению новой темы.
Обсуждению проблемы выборов и участия в них должен предшествовать определенный подготовительных этап. Так как детям, которые в основном не интересуются политикой, очень сложно ориентироваться в предвыборной борьбе, проходящей, как правило, при большом количестве кандидатов, выдвигаемых самыми различными партиями и движениями, с применением самых различных политических технологий и проведением напористой не всегда корректной предвыборной агитации. Но это и не является целью нашего урока. Наша цель привлечь внимание учащихся к выборам, заставить их задуматься о своей роли в определении развития своего региона. Для ознакомления с программами кандидатов в депутаты Тульской областной Думы мы подготовили стенд с предвыборными плакатами, вырезками из газет, портретами кандидатов, листовками различных партий и движений. При этом мы не ставили целью обязательную полноту информации о выборах, а скорее просто старались дать общее представление о подобных материалах, о популярных кандидатах, наиболее известных партиях и движениях.
В начале урока учащимся предлагалось ознакомиться с этими материалами на русском языке и ответить на вопрос:
Which of the programs do you find most attractive? Why?
Чтобы облегчить эту задачу, учащимся предлагалось заполнить таблицу, куда им необходимо было внести фамилии кандидатов и отметить проблемы, которые они обещали решить в случае их избрания.
Put in names of any candidates you like and tick problis they promise to solve.
Problis |
Names of candidates |
|||
iployment/new jobs Education Leisure time for young people Pensions City transport Improvient of public facilities Housing construction |
(Учащиеся могут сами дополнить какие-нибудь специфические проблемы региона и внести их в таблицу, при необходимости обращаясь за помощью к учителю.)
Получив таким образом более четкую картину о программах избирателей, учащимся было легче выразить свое мнение и обосновать его.
I think this candidate’s program is most attractive
In my opinion vital
It seis to me constructive
I find this candidate’s program real
I consider this candidate’s program promising
Because
This program helps elderly people solves problis of the teens.
The candidate promises to solve all urgent problis of our regionto settle conflicts between …
После того как учащиеся определились со своими политическими симпатиями, им было предложено сравнить свой выбор на уроке и во время проведения выборов (количество совпадений и несовпадений фиксировалось на доске) и подумать, как нужно действовать и чем руководствоваться при голосовании на выборах.
- Did you give your voice for this candidate at the election?
- Do you think you made the right choice?
- What do you think you should do before voting?
Далее учащимся предлагалось прочитать текст, предоставляющий статистические данные об активности американских избирателей на выборах и деятельности общественной организации Kids Voting USA, направленной на повышение их активности благодаря привлечению детей к участию в выборах (проспект Kids Voting USA, 398 South Mill Avenue, Suite 304, Tipe, Arizona 85281, (480) 921-3727, www.kidsvotingusa.org).
Our freedom to vote is one of our most important rights. Yet while countries around the world fight to gain and maintain this right, millions of Americans stay away from the polls in increasing numbers.
Consider this disturbing statistics:
- 50 percent of eligible citizens do not participate in presidential elections;
- 65 percent do not participate in local elections;
- Many mayors in U.S. cities are elected by mandate of less than five percent.
Only 49 percent of those 18 to 24 years old are registered to vote, lower than any other age group. Only 43 percent of 18 and 19 year olds are registered, , but more than 74 percent have a driver’s license. At best, 30 percent will vote by the age of 21, but 84 percent will drive a car.
Past and present statistics are alarming. But there is hope for the future. That hope is Kids Voting USA.
Kids Voting USA is nonprofit, nonpartisan, grassrootsdriven voter education program. Students from kindergarten through high school participate in exciting curriculum about the election process and then cast their ballots alongside their parents in, local, state and national elections. By establishing a voting tradition, Kids Voting USA is developing a future generation of voters who will regard voting as vital to American live.
The project also riinds adults of their civic responsibility.
Для лучшего понимания текста учащиеся выполнили несколько упражнений:
1. Найти в английские эквиваленты следующим русским словам и выражениям:
Match the Russian words with their English equivalents.
избирательный участок driving license
имеющий право избирать by a mandate of
местные выборы register
по волеизъявлению nonprofit
непартийный civic responsibility
некоммерческий legible
подсчитывать голоса local election
гражданская ответственность nonpartisan
водительские права poll
регистрировать cast ballots
2. Согласиться и не согласиться со следующими утверждениями и найти подтверждение своей правоты в тексте:
Agree or disagree with the following statients and find an approval of your opinion in the text.
- Most Americans consider voting vital to American life.
- Americans needn’t fight to gain their right to vote.
- Only 35 percent of eligible citizens participate in local election.
- If an American doesn’t have a driving license, he can’t enjoy the right to vote.
- Kids Voting USA can directly influence official results of elections.
- By voting kids can persuade their parents to vote.
3. Выбрать наиболее подходящее название текста:
Which do you think is the right heading of this text?
Election Process in the USA
Crisis
Disaster
Stay away from the Polls
После выбора правильного ответа, характеризующего ситуацию с выборами в США как кризис, логично обратиться к только что прошедшим выборам в области и спросить учащихся, голосовали ли их родители, за кого и почему, и ходят ли они обычно на выборы.
Do your parents always go to the polls?
What elections do they usually participate in?
Did they vote on the 3rd of October? Who did they give their voices for?
Учащиеся подсчитали количество и процент участвовавших в выборах и сравнили их со статистическими данными в США.
Compare the percentage of participants in local elections in the USA with that among your parents.
В нашем случае оказалось, что активность избирателей на местных выборах значительно ниже, что вызвало вполне логичный вопрос: Кто определяет наше будущее? Ответ на этот вопрос в форме развернутого высказывания учащиеся должны были подготовить в качестве домашнего задания к следующему уроку.
- Who decides our future?
- Are you interested in politics? Do you discuss results of elections with your friends/parents?
- What are the most popular politicians in our country/region/town? What are their positive and negative traits?
- Will you go to the election when you come of age? Why?
- What in your opinion a voter should do to make the right choice?
- Do you think we need an organization like Kids Voting USA? Why?
Разумеется, этот урок не охватывает всей проблематики и всех возможностей, которые может предоставить изучаемая тема. Она открывает большое поле деятельности для творчества учителя, в частности, в отношении форм проведения урока, например, ролевая игра “Избирательный участок”, предвыборная агитация, интервью с кандидатом многое другое.