Литературно-музыкальная композиция на тему: "Путешествие в оригамскуую осеннюю сказку"(2–3-и классы). Экспозиция творческих работ по оригами "Золотой Урал"(1–6-е классы)

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.
  2. Обогащать эмоционально-чувственную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.
  3. Развивать умение детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач об осени, способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности.
  4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы через музыкальное сопровождение, выставочные работы, выполненные в технике оригами, через слушание песен, стихов, сказок.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость на искусство в технике оригами.
  6. Свободно проявлять творческую инициативу в избранных и смежных сферах искусства (ИЗО, оригами, аппликация, пение, стихи, сказки).
  7. Доставить радость не только исполнителям, но и окружающим от подготовленных на выставку экспонатов.

Методы и приемы:

  1. Вербальные - беседа, рассказ, диалог, объяснение, художественное слово, слушание и исполнение песен;
  2. Действенные - рассматривание экспозиции работ, сравнение, исполнение стихов, песен, драматизации;
  3. Визуальные - показ, наблюдение.

Материалы:

  1. Коллажи по оригами по теме “Золотой Урал”. Стихи, сказки об осени, народное творчество (“Три поросенка”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, сказ П.П. Бажова “Серебряное копытце”), разноцветные листочки-одиночки.
  2. Маски-ободки: “Красавица Осень”, “Лиса и волк”, “Медведь”, “Заяц”, “Два ежа”, “Ветер”, “Белка”, “Мишка”.
  3. Игрушки-оригамушки: а) фонарик, хлопушка, дракон, лягушка, цветок, волшебница цветов, б) белка, лев, мартышка, лиса, солнце, лев, лебедь, северный мишка.
  4. Оригамное письмо от Лесовичка.

Литературный ряд: Сказка “Сказочный лес”, созданная детьми ГПД 2-3 кл.; П.П.Бажов “Серебряное копытце”; стихи, загадки об осени (по выбору и желанию детей).

Музыкальный ряд:

  • Песня “Оригами”, слова и музыка В. А. Добрыниной, муз. рук. д/с 38 г. Озерска
  • Грамзапись музыкального цикла “Времена года” П.И.Чайковского “Октябрь” (фрагмент)
  • Песня “Зонтики” (об осени)
  • Песня “Оригами”, музыка и слова З. и А.Осеевых из посёлка Зюзельский Свердловской области

Ход занятия

Педагог:

Ребята, я сегодня получила письмо от Лесовичка. Хотите с ним познакомиться?

Письмо Лесовичка:

В лесу мокром, золотом
Ходит осень под зонтом…

А что происходит в городе? Ребята, расскажите мне о природе-чудеснице в это время года.

Фрагменты грамзаписи из музыкального цикла “Времена года” П.И. Чайковского “Октябрь” - (Звучит музыка). 2 мин.

Что вы почувствовали, услышали, ощутили? (Дети отвечают).

Я посылаю вам свои загадки и загадочные объявления. А вы пришлите мне ваши рассказы, сказки о золотой и поздней осени. Жду ваших ответов.

Загадки и загадочные объявления, присланные Лесовичком:

Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе,
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе.
Кому нужны грибы, приходите ко мне!
(Еж)

Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)

Выход Осени.

Музыкальное сопровождение.

Осень:

Здравствуйте дети, вы обо мне вспоминали?

Ведущий:

Хлопнула она в ладоши и призвала к себе осенний ветер.

Осень:

Ветер, Ветер, мой Слуга,
Полети скорей в луга,
Облети луга и рощи,
Возвращайся поздно ночью.
Принеси мне, быстрый Ветер,
Листья все, что есть на свете,
Платье я себе сошью,
Что не снилось и Дождю.

Ведущий:

Расправил ветер крылья и полетел.

Осенний ветер:

Уж я, Ветер, засвищу, засвищу,
Уж я, Ветер, налечу, налечу.
Эй, Береза, Липа, Ясень,
Листья мне свои давайте!

Ведущий:

Жалко деревьям листьев. Да разве устоишь против Ветра!

Пришлось отдать. Все до единого листочка - всех цветов и размеров. Сгреб Ветер листья в корзинку и понес с собой.

Осенний Ветер:

Я приказ исполнил твой!

Красавица Осень:

Молодец, лети домой.

Ведущий:

Отослала Осень Ветер домой, чтобы не мешал ей работать, не гонял листья по полянке, принялась за работу и к утру “сшила” себе такое платье, какого на белом свете никогда не видала.

Красавица Осень:

Я - хозяйка Сентября,
Октября и Ноября.
Я сестра Зимы и Лета
Осенью зовут меня.
Я не просто так пришла -
Вам подарки принесла:
Вот корзиночка грибов,
Вот мука для пирогов,
Вот капуста, вот картошка,
Спелых яблочек немножко,
И арбуз. И виноград…
Кто подаркам тут не рад?

(Дарит детям корзинку с сюрпризом).

Все:

Рады! Рады!

Осень:

Если Осень вам мила,
Значит, я не зря пришла,
Не напрасно я выходит,
Все оставила дела.

Песня “Зонтики” (группа детей 3 класса).

Входят дети в кокошниках белки, зайчика, ежика, мишки (маски оригами).

Осень:

А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка!
Сейчас мы их сказать попросим:
Как все они встречают Осень?!

Зайчик:

Пора мне, зайчику, линять
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу -
Меня заметят на снегу!
Ты, Осень, шубку мне найдешь?

Осень:

Найду, найду, потом придешь.

Белка:

А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас…

Мишка:

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью - зима опять,
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет!

Осень:

А вы что хотите, ежи - ежишки?

Ежики:

Мы тоже будем спать, как мишки (вдвоем).

I ежик:

Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне отдохнуть пора за это,
Устал я, выбился из сил.

II ежик:

Сучков себе я принесу
Квартирку сделаю в лесу,
Проснусь - пойду встречать весну,
Опять охотиться начну!

Ежи:

Осень, а мы для ребят приготовили загадки. Можно загадать?

ЗАГАДКИ

I ежик:

1.

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

3.

Малышки не знали грибов,
Вот умора!
Из леса домой принесли
Три… (мухомора)

II ежик:

2.

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
Как веснушки на носу. (Опята)

4.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я… (подосиновик)

Осень:

Ну, что ж. Все у вас толково, к холодным дням все - все готовы!

Зверюшки уходят на места.

Осень:

Настала пора и мне позабавиться загадками.

Загадки - обманки:

Любит по ветвям носиться!
Конечно рыжая …лисица
Правильный ответ: белка.

В малине понимает толк
Хозяин леса бурый… волк
Правильный ответ: медведь

Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит … баран
Правильный ответ: дятел

Молодцы, дети, знаете отгадки - обманки.

Чтение стихов детьми (по желанию).

Ведущий:

Осень, а мы с детьми тоже тебе приготовили подарки. Посмотри, какие интересные оригамные работы приготовили наши оригамисты.

Ты знаешь, что такое оригами?

Это японское слово. А переводится как японская техника складывания из бумаги.

Рис.1

Рис.2

  • Анечка Теплых исполнит оригамную песенку. Слова и музыку написала Валентина Алексеевна Добрынина, музыкальный работник д/сад № 38 г. Озёрск (2 мин).
  • Стихотворение “Листопад” (по желанию детей) (2 мин).
  • Ребята из 5 кл. представили орнамент из модулей.
  • Сережа Воробьев - “Мальчик Ваня” и “Девочка Маня”.
  • Текутьева Наташа - орнамент “Золотая осень” (2 мин).
  • Дети из творческой группы 2-4 кл. “Радуга” - фигурки из геометрических форм. Эта китайская игра называется “Танграм” (1 мин).
  • Дети 1-ых классов постарались показать сюжет по сказке “Три поросенка”. Показ фрагмента из сказки с игрушками - поросятками, волком.
  • В январе 2004 года исполнилось 125 лет со дня рождения П.П. Бажова. Он наш земляк. Родился в г. Сысерти Свердловской области. В городе открыт музей П.П. Бажова. Вы много читали сказов, смотрели фильмы о нем и его сказах.

  • В ГПД знакомились со сказами П.П. Бажова, а эти осенние и зимние коллажи выполнила Настя Марчук по какому сказу? (“Серебряное копытце”). Герои? (Даренка, Муренка, дед Кокованя - 2-3 кл. ГПД, а Серебряное копытце сложил Горелов Матвей из 6 класса). (1 мин).
  • Дети 2-3 кл. ГПД составили сказку “Сказочный лес”. Кто ее расскажет? (1 мин).

    “СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС”

    Сказка, которую составили дети 2-3 классов в процессе выполнения коллажа на занятии

    Мы с ребятами пошли погулять в наш парк и набрели на сказочную полянку. На этой полянке росли деревья, кустарники с удивительно красивыми листочками: красными, бордовыми, коричневыми, желтыми, оранжевыми, пурпурными, зелеными.

    И вдруг мы увидели целую семейку красавцев - мухоморов. Они между собой переговариваются: “Какие мы красивые, шляпки у нас нарядные, в белую крапинку”. Обрадовались мухоморы приходу детей в парк и говорят: “Послушайте нас, какие мы красивые, полезные, сочные”. А ребята возразили: “Вы красивые, сочные, но есть мы вас не будем. Пусть вас едят лоси, белочки, ежи, когда заболеют. А люди едят белые грибы, подберезовики, маслята, рыжики, подосиновики, лисички…” Довольные, радостные от увиденного и услышанного вернулись дети из сказки осеннего леса в школу, где их ждали друзья.

  • Песня об оригами (2 мин)

Заключительные слова красавицы Осени:

Я поняла ребята, что вы любите и знаете осень! Но пора мне попрощаться с вами до следующего года. За мной зимы черед настал - ее встречайте вскоре. До свидания детвора!

Дети:

До свидания, Осень!

Ведущий:

А сейчас послушайте песню об оригами, которую мы привезли из г. Омска. Оригамисты передали всем-всем детям, взрослым огромный привет, дальнейших творческих исканий.

Слушание песни (2 мин).

Что же мы сегодня узнали? Увидели? В какой сказке побывали? Что вы почувствовали с уходом Осени?

(Ушла Золотая Осень, пришла Поздняя Осень, с дождями, хмурыми днями, полными корзинами урожая, начались учебные дни. Будем с нетерпением ждать прихода Матушки Зимы со снегом, санками, лыжами, морозами, елкой, Дедом Морозом и т.д.).

Детские высказывания.

Пришла пора вручения подарков - (игрушек-оригамушек) присутствующим гостям. Дети готовили игрушки с огромной любовью и радостью. Ведь оригами - единственный вид искусства - некоммерческий.

Модели, выполненные в технике оригами, не продаются, а дарятся близким, друзьям, товарищам, гостям.

Звучит тихая музыка при вручении оригамушек.