Урок-сказка "В гостях у старика Года", 1—2 классы

Разделы: Начальная школа


Цель: Изготовление цветов из природных материалов на основе шишки

Задачи:

  • расширение представлений о разнообразии природных форм и конструкций;
  • формирование представлений о строении цветов;
  • формирование умения работать с объемными природными материалами, обучение простейшим способам соединения (клей, пластилин);
  • развитие фантазии, воспитание аккуратности.

Оборудование: Образцы цветов, выполненных из природного материала, виды различных шишек.

Материалы: Ветки деревьев, шишки ольхи и сосны, семена дыни, крылатка ясеня, фигурные кусочки пенопласта, коричневый пластилин, клей ПВА.

Инструменты: Подкладной лист (доска или клеенка), тряпочка.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

В начале урока учитель показывает детям ветки с цветами из природных материалов.

Ученики рассматривают и определяют, из каких знакомых им материалов сделаны цветы, выделяют основные части и определяют способы соединения деталей.

Затем учитель предлагает детям сказку, которая позволяет им отправиться в сказочную мастерскую к дочерям Года для изготовления волшебной ветки с цветами. Дети делятся на четыре группы (Зима, Весна, Лето, Осень) и самостоятельно приступают к творческой работе. Каждая группа выполняет свою композицию. Эта работа требует максимум фантазии и сообразительности, а также аккуратности и точности в выполнении задания.

По окончанию работы организуется просмотр и обсуждение детских работ. При обсуждении желательно вызвать интерес и желание детей создать свой цветок из природного материала.

При подведении итогов урока необходимо выявить лучшую композицию, ее можно рассматривать как тест на выявление творческих способностей.

ХОД УРОКА

За высокими горами, за могучими дубами на семи столбах стоял терем. Жил в нем седой старик Год, и было у него четыре дочери: Зима, Весна, Лето и Осень.

Прозвал Год дочерей и говорит:

- Пора вам начинать помогать лесным жителям. Подарю я вам дары заветные. Если дары мои добру служить будут, то каждая из вас может вырастить волшебный цветок!

Поклонились дочери отцу.

- Подойди, Зима, дочь старшая! Возьми волшебный станок. Будешь ткать ковры серебристые, да от холода всех оберегать.

Весна, дочь любимая! Дарю тебе ключи золотые - отпирать чистые воды журчащие.

Лето красное, возьми короб с изумрудами, цветами душистыми, плодами зелеными.

Осень, а тебе по полям ходить, волшебной кистью для деревьев и кустов разноцветные наряды рисовать.

С тех пор так и повелось: Зима землю от холода белыми коврами укрывает, Весна за ней идет, воды отпирает. Лето наряжает деревья в зеленые платья, ароматами душистыми одаривает. Осень волшебной кистью листья расписывает, спелые плоды собирает.

Как-то раз к Году седому прибежали зайцы ушастые и волки серые, прилетели птицы голосистые, зашумели, закричали:

- Беда! Богатыри могучие по лесам и лугам ходят, силу свою показывают: поля водой заливают, деревья с корнем вырывают, наши дома разрушают!

Выслушал их Год и говорит:

- Дочери мои,помогите лесным и полевым жителям!

Вышли девицы из терема, а волки серые впереди них побежали - дорогу показывать. Спустились сестры с пригорка, смотрят - навстречу им Вихрь идет, ветки ломает, листья срывает. Зима взмахнула рукавом и накрыла землю и деревья серебристым ковром. Долго Вихрь разорвать его пытался, но ничего у него не вышло.

Тут на помощь ему Поток журчащий пришел, стал поляну заливать. Да только Весна ему помешала: замкнула шумные воды золотыми ключами.

Выглянуло Солнце жаркое из-за тучи, стало своими жгучими лучами травы сушить. Тогда Лето открыло свой короб, изумруды в травы бросило - и вновь они ожили, налились изумрудным соком.

Вдруг небо серыми тучами затянуло. Пошел Дождь проливной. Листья на деревьях пожухли, травы поникли. Осень поскорей взмахнула волшебной кисточкой, и лег у ее ног разноцветный ковер из красных, бордовых, золотых листочков, а дождевые капли высохли.

Поклонились богатыри сестрам, прощения у них попросили за то, что слишком рьяно силу свою молодецкую показывали.

Улыбнулся Год и промолвил:

- Умницы, доченьки, справились с испытанием! Теперь идите в лес и принесите каждая по ветке, которая больше приглянется!

Весна выбрала березовую ветку.

Березовая ветка

Лето принесла яблоневую ветку.

Яблоневая ветка

Осень - липовую,

Липовая ветка

а Зима - сосновую.

Сосновая ветка

Весна вымыла ветки в прозрачной воде. Осень принесла в корзине шишки да семена, на белой скатерти рассыпала.

Взяла Весна ольховую шишку и семена дыни.

Ольховая шишка и семена дыни

Осень выбрала шишку лиственницы и крылатки ясеня.

Шишк лиственницы и крылатки

Долго думала Зима, какую ей шишку выбрать, и взяла сосновую, а лепестки приготовила из чешуек кедровой шишки.

Сосновая шишка и чешуйки кедровой шишки

Лету понравилась сосновая шишка, но никак было не подобрать лепестки. Мимо пробегала Мышка полевка и спросила:

- О чем задумалась, Лето? Могу ли я помочь тебе?

- Не найти мне лепестков для волшебного цветка, - ответила Лето.

Ничего не сказала Мышка и быстро побежала по дорожке. Вскоре она притащила похожие на лепестки цветов кусочки пенопласта, которые нашла на старой даче.

Сосновая шишка и пенопласт

Вынул Год из ларца волшебный клей “ПВА” и пластилин. Намазали девицы лепестки-семена клеем и в шишечки вставили.

У весны получился такой цветок.

У Лета такой.

Цветок Осени оказался похож на хризантему.

Зима тоже сделала свой цветок.

Каждая из сестер скатала из пластилина маленькие шарики и налепила их на ветки, а к этим шарикам аккуратно прикрепила чудесные цветы.

Дочери Года хранили свои волшебные цветы в шкатулках. Всем они старались помочь: и зверюшкам, и птичкам, и мошкам, и букашкам. А богатыри учились у них добро делать. Поток всех водой чистой поил да рыбку берег. Дождь землю питал. Вихрь семена по лесам и полям разносил. Солнышко ласково всех пригревало.