Цепочка слов, или Что такое синтаксис.
Отдельные слова, как известно, можно связывать друг с другом, образуя цепочки. Вот отдельные слова из словаря: звонко, в, роща, птицы, петь. Их можно соединить в предложение: В роще звонко поют птицы. А оно состоит из отдельных словосочетаний. Каких?
!
Помните, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Подлежащее со сказуемым – это- В словосочетании есть слова – “командиры” и зависимые – “рядовые”, которые подчиняются “командирам”. Укажите главные слова в данных словосочетаниях.
Быстрый ручей, глухо стонет, почки сосны, пышно цветут, в тихом лесу, охотиться на зайцев, из жарких стран, тихо качает, писать письмо.
Согласование, управление и примыкание – это способы связи слов в словосочетаниях.
- Поясните эти рисунки, указав способ связи между словами в словосочетаниях. Приведите свои примеры подобных словосочетаний.
Вставьте пропущенные буквы. Выпишите по два словосочетания со связью согласования, управления, примыкания, указав в них главные слова.
Туча растаяла. Влажным т..плом Веет в..сенняя ноч.. над с...лом; Ветер приносит с п...лей аромат, Слабо алеет за степью з..кат. |
Тонкий туман над ст..мневшей р..кой Лег сер..бристою нежной фатой, И за р..кою, в неяс..ной т..ни, Ро..ко блестят з..л..тые огни. (И.Бунин) |
Связь согласования | Связь управления | Связь примыкания |
__________________ | _______________ | ________________ |
- Нанизывая последовательно слова – “бусинки”, мы получаем нити бус – предложения. Используя данные ниже слова, постройте предложение.
- Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, в конце предложений поставьте нужные знаки препинания. Укажите виды предложений по цели высказывания.
На влажной з..мле возле луж..цы с..дят стайкой мотыльки ( ) А что это за странный бурый л..сток между ними ( ) Вдруг л..сток словно раскрывает..ся, опускает вниз два ч..десных черных крылышка ( ) Да это же бабочка ( ) А какая б..льшая и красивая ( ) Не ул..тай, не бойся ( )
- Заполните таблицу своими примерами.
Предложение |
Вид предложения по цели высказывания |
Вид предложения по интонации |
Повествовательное |
Невосклицательное | |
Вопросительное | Невосклицательное | |
Побудительное | Невосклицательное | |
Повествовательное | Восклицательное | |
Вопросительное | Восклицательное | |
Побудительное | Восклицательное |
- Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Подчеркните в предложении главные и второстепенные члены. Какими частями речи они выражены?
Внуч..ка маленьк.. смело
Шля..ку бабушк.. н..дела,
И облекся малый внук
В стар.. дедушкин сюртук.
(Д.Минаев)
- Дополните предложения недостающими главными или второстепенными членами. Разберите предложения по членам. Вставьте пропущенные буквы.
1. Небо затянули______________.2. ____________________ветер закруж..л пыль _________________. 3. Я люблю читать ___________ и . 4. ________________ и весной ________________ распускают..ся ________________. 5. ___________________ р..бята выехали к морю.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
- Поясните данные условные обозначения.
а)
б) Расставьте в схемах, где это необходимо, запятые. Придумайте свои предложения, соответствующие данным схемам.
- Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Подчеркните их как члены предложения.
1. Фиалки ландыши для нас веселый май в тиши припас. 2. Лес тихонько увядает выцветает облетает мокнет сохнет. 3. Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и ночного мотылька. 4. Мы ссорились мирились и спорили порой но очень подружились за нашею игрой. 5. К вечеру предзакатное солнце косыми лучами позолотило изумрудную листву берез и осин тронуло розовой краской их белые и темно-зеленые стволы.
- Какие слова могут входить в ряд однородных членов предложения? Составьте с этими словами предложения, указав синтаксическую роль однородных членов. Составьте схемы этих предложений.
1. Синица, подсолнух, чистил, ясный, скворец, дружеский, снегирь, поправлял. 2. Сидеть, рисовать, пейзаж, весенний, раскрашивать.
- Вставьте необходимые по смыслу обобщающие слова, расставляя необходимые знаки препинания.
1. С севера прилетают на лето …………… красавцы снегири нарядные свиристели. 2. Орехи шишки грибы любимые …………………. белок. 3. В лесах появляются осенние ………….. рыжики грузди опенки. 4. На лугу радуют глаза ……………. колокольчики ромашки васильки.
Синтаксический разбор первого предложения.
- Используя данные обобщающие слова, составьте предложения с однородными членами.
Времена года, всюду, звери, занятия, деревья.
- Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте их схемы.
1. Вся природа и лес и вода и холмы горит багровым заревом. | 1. _____________________________ |
2. Ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. | 2. _____________________________ |
3. Над нами кругом нас всюду туман. | 3. _____________________________ |
4. В сетях билась крупная рыба судаки щуки сомы. | 4. _____________________________ |
5. Все переливалось искрилось свежестью и стволы берез и сосен и травы и воздух. | 5. _____________________________ |
- “Допиши словечко!” О чем речь?
Всем нам при общении Поможет ______________. К людям, звездам или птицам |
Можешь смело
обратиться. При письме не забывай, Запятыми выделяй. |
Подчеркните обращения, расставьте недостающие знаки препинания.
Песня о весне
Уходи мороз косматый! Слышишь старый или нет? И над садом и над хатой Голубой весенний свет. |
Ты не слышишь дед
сердитый Как в заоблачной дали Над землей, дождем умытой, Закричали журавли? (Я.Колас) |
- Составьте предложения с указанными обращениями, ставя их в начале, середине, конце прдложения.
Дорогая мама, милая внучка, Саша, бабушка, жигит.
Разберите по членам одно предложение.
- Придумайте предложения, в которых слова солнце, дорогой друг выступали бы то в роли подлежащего, то в роли обращения. Произведите синтаксический разбор предложений.
- Поясните схемы. Придумайте свои примеры предложений, иллюстрирующие эти схемы.
- Допишите предложения, чтобы они стали сложными. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
1. Кот поет у печи а _________________________________ .
2. Солнце светит ярко и _________________________________ .
3. Я жду когда _________________________________ .
4. Ребята едва расслышали что _________________________________ .
5. Когда начинается зима _________________________________ .
6. Если солнце село за тучи _________________________________ .
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Есть ли среди этих предложений сложные?
1. Пришла в..сна и пот..кли сосульки затр..щ..л лед. 2. Ветер по морю гуляет и к..раблик подг..няет. 3. В..дали ли вы как гр..бы ходят? 4. Если солнечным утром п..йдешь в лес, то увидишь блестящие капли р..сы в тр..ве.
Номера сложных предложений: _________________________________ .
- Синтаксический тренажер. Дополните простые предложения однородными сказуемыми, а затем переделайте простые предложения в сложные, расставив, где необходимо, запятые.
Простое предложение |
Сложное предложение |
Солнце вскоре поднялось высоко и | Солнце вскоре поднялось высоко и |
Ласточки низко летали над землей и | Ласточки низко летали над землей и |
Белка заметила меня но | Белка заметила меня но |
Налетел ветер и | Налетел ветер и |
- О чем речь? Поясните данные схемы. Расставьте знаки препинания.
В предложениях расставьте знаки препинания, подчеркните глаголы, указывающие на прямую речь.
1. Обещала осень лесу я тебя озолочу. 2. Смотри папа какой корабль плывет восторженно кричала дочь. 3. А вы умеете летать спросила Валя у гостя.
- Дополните данные предложения прямой речью, составьте их схемы.
1. Ребята решили _____________________________________.
2. удивленно спросила подруга. _____________________________________.
3. А Лена добавила _____________________________________.
4. тихо прошептала бабушка._____________________________________.
- Расставьте знаки препинания. Обведите кружком номер предложения, соответствующего схеме: “П, – а, – п”. Подчеркните обращение.
1. Что же мне с вами делать баловни притворно сердито спрашивает бабка внуков. 2.Сиди тихо сказал с ласковой усмешкой рыбак да молчи а то я шутить не стану. 3.Разбудила пчелка пчелку не ленись встрепенись в дальний путь со мной несись. 4. Дождь осенний шепчет лесу сладко спи родной мой лес и весенних жди чудес.
- Сколько участников диалога в стихотворении Г.Ладонщикова? Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Скучать некогда
Села пчелка на цв..ток Опустила х..б..ток. Подл..тает к ней комар Что ты ищешь там Нектар. |
А тебе не надоело Не н..скучило искать Нет, Тому, кто занят делом, Просто некогда скуч..ть. |
- Составьте и запишите в форме диалога разговор двух друзей. Употребите в нем обращения. Подчеркните глаголы, сопровождающие реплики.
Озаглавьте текст и запишите его, правильно оформляя диалог.
Заметило солнце, что один цветок все время на него глядит. Хочешь быть братом спросило солнце. Да ответил цветок. Ведь у меня нет брата. Стали с тех пор солнце и цветок братьями. И нет на всем свете у солнца более верного брата, чем подсолнух. Весь день стоит лицом к брату. (С.Вангели)
Использованная литература
1. Бурмако В. М. “Русский язык в рисунках”. – М., “Просвещение”, 1991.
2. Александрова Г. В. “Занимательный русский язык” (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997.