Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.
Школа - важнейший фактор воспитания, самый сензитивный.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Проведенное анкетирование показало, что на данном этапе развития у обучающихся 5 “А” класса недостаточно знаний о функциональном назначении государственных символов Кемеровской области, её историческом прошлом и настоящем.
Проблема несомненно заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Кузнецкой, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением программы “Истоки” является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
Цель программы: создание условий для воспитания настоящего, духовно-богатого, социально-активного гражданина своей Родины.
Для достижения указанной цели решаются
следующие задачи:
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 7 классов и рассчитана на три года.
Программа состоит из трех ступеней:
1 ступень – 5 класс;
2 ступень – 6 класс;
3 ступень – 7 класс.
Лейтмотивом 1 ступени – “Тепло родного очага”, предусматривается подробное изучение истории семьи, школы;
2 ступени – “Малая Родина – твое начало", изучение родного края во всем многообразии;
3 ступени - “Знаменательная дата в истории России”, на этом этапе предполагается изучение истории страны, особое внимание необходимо уделить значительной дате в жизни России – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Работа каждой ступени строится по циклическому принципу по в
6 направлениях:
“С любовью к родному краю”;
“Школьный музей”;
“Спорт и мы”;
“Здоровье3” (здоровье физическое, психическое, духовное);
“Мир моих увлечения”;
“Школа, дом – одна семья”
Содержание программы “Истоки”
I ступень “Тепло родного очага”
Направление |
Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
С любовью к родному краю |
- знакомить с историей семьи, школы,
своего города; - воспитывать уважение, чувство ответственности к семье, школе. |
“Кто стоял у истоков? Школе 10 лет” “Герб моей семьи” и “Наш семейный альбом” “Добрые традиции моего дома” “Наш двор самый чистый” |
тематический классный час творческий проект КТД трудовая акция |
Школьный музей |
- возбудить интерес к музею как культурно - историческому центру. | Создание поисковой группы класса “Откуда мы родом?” “История семьи – это частичка истории страны” |
поисковая работа исследовательский проект |
Спорт и МЫ |
- формировать интерес к физической культуре и спорту. | “Главный рекорд – здоровье” “Папа, мама, я – спортивная семья” “Спорт в моей судьбе” Встреча с чемпионкой Европы по подводному плаванию в ластах Мустафиной Г. М. |
конкурс рисунков веселые старты встреча |
Здоровье3 |
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым. | “Доброта помогает выжить” “Твои возможности” “Учись учиться” “В здоровом теле – здоровый дух” |
занятие беседа диалог практикум |
Мир моих увлечений |
- способствовать развитию интереса
детей к учреждениям дополнительного
образования. - создать условия для творческой самореализации обучающихся. |
“Кузбассу – 60 лет” “Поэма о бабушке” “Ярмарка чудес” |
конкурс фоторабот конкурс литературного творчества час творчества |
Школа, дом – одна семья. |
- создать атмосферу заинтересованности
друг в друге - направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей |
“Научитесь, сами и научите детей…” “Символы моей семьи “Самое драгоценное у человека – здоровье” Улыбки художников: “Родители и дети” |
родительское собрание. КТД круглый стол итоговый отчетный концерт |
II ступень “Малая Родина – твое начало”
Направление |
Воспитательные задачи |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
С любовью к родному краю |
- воспитывать уважительное отношение к
символам своего государства, показать их роль в
жизни людей; - воспитывать потребность заботиться о чистоте, уюте города, области. |
“Символы родного края” “Уголок моей Отчизны” “Чистый родник” История города со страниц книги “Киселевск в моей судьбе” Посещение краеведческого музея |
тематический классный час викторина круглый стол экскурсия |
Школьный музей |
- продолжить изучать истории родного
края; - воспитывать силу духа, желание помогать людям. |
“Вклад моей семьи в развитие
химического предприятия – завода “Знамя” “Трудом прославили Кузбасс” “Трудовые династии завода “Знамя” |
поисково -исследовательская
деятельность встреча с ветеранами труда поисковая деятельность. |
Спорт и МЫ |
- способствовать развитию чувства
солидарности и здорового соперничества; - увеличить количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях. |
“Спортсмены – гордость Кузбасса” “Классный плюс Я” “Движение – это жизнь” “Юбилейная медаль Александра Синицкого” “Зарничка” |
викторина спортивные соревнования с элементами интеллектуального конкурса практикум творческая встреча военно-спортивная эстафета |
Здоровье3 |
- пропаганда здорового образа жизни. | “Семь цветов радуги” “Скажем, НЕТ! Вредным привычкам” “Из истории целебных растений Кемеровской области” |
тренинг конкурс рисунков дискуссия беседа |
Мир моих увлечений |
- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей. | “Юмор и смех достойны всех” Танцуй вместе с нами “Кузбассу – 60!” “Слово о родном крае” |
КВН конкурс творческая выставка заочная экскурсия |
Школа, дом – одна семья. |
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы. | “Здоровье - это моё личное дело или дело
государства?” “Без матери нет ни поэта, ни героя” “Права и обязанности и ответственность детей” |
круглый стол КТД родительский лекторий |
III. ступень “Знаменательная дата в истории России”
Направление |
Воспитательные задачи |
Основные мероприятия |
Форма проведения |
С любовью к родному краю |
- формировать чувство верности своему
Отечеству; - показать роль Кузбасса в Великой Отечественной Войне; - посмотреть на историю через призму литературы, музыки, искусства. |
“ У войны не женское лицо” “Кузбасс – ковал Победу!” “Салют, Победа!” |
литературная гостиная тематический классный час КТД |
Школьный музей |
- воспитывать чувство сострадания,
заботы о близких; - познакомить с кузбассовцами – участниками Великой Отечественной Войны; - воспитывать честное ответственное и добросовестное отношение к любому труду. |
“Мы победу приближали, как могли” Оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны “Географическая карта моей страны” |
встреча с ветеранами войны, тружениками
тыла – почетными работниками завода “Знамя” трудовой десант творческий проект
|
Спорт и МЫ |
- повысить интерес к спортивным мероприятиям, к спорту. | “Спорт и труд рядом идут” “Тропою генералов” “Здоровье – залог успеха” |
КТД военно-спортивная эстафета праздник |
Здоровье3 |
- формировать мотивацию к здоровому образу жизни. | “Счастье – это…” “Опасная тропа” “Я живу среди людей” “Интеллектуальное здоровье” “Какой мы коллектив?” |
сбор в кругу друзей психологическое занятие тренинг тематический классный час психологический тренинг |
Мир моих увлечений |
- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. | “Города – герои” “Вспомните, ребята, песни о войне”. “Сделай мир добрее” |
заочное путешествие, викторина литературно-музыкальная гостиная акция |
Школа, дом, семья – одна семья |
- продолжить работу по созданию благоприятной атмосферы и гуманных взаимоотношений родителей, педагогов и учеников. | “Мифы о подростках” “Досадно мне, что слово честь забыто” “Три С” (смекалка, сноровка, сила) “Обучение и здоровье” |
родительское собрание круглый стол спортивный конкурс родительское собрание |
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы,, педагогического коллектива и Школьной Ассоциации Нового Самоуправления (ШАНС);
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и городским краеведческим музеями.
Прогнозируемые результаты I ступени
- приобщение к истории своей семьи, школы, города;
- приобретение знаний, умений и навыков для сохранении здоровья;
- устойчивые положительные результаты обучения;
- приобщение к исследовательской деятельности;
- повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Прогнозируемые результаты II ступени
- воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
- знание экологических проблем города, области, способов выхода из них;
- повышение интереса к исследовательской деятельности;
- проявление уважительного отношения к страшим;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
Прогнозируемые результаты III ступени
- испытание чувства гордости за свою страну;
- владение методами самовоспитания, самоконтроля;
- повышения интеллектуального уровня;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
Разрабатывая данную программу, мы ни в коей мере, не претендовали на роль первооткрывателей в этой области. В данный момент важно понять, что ребенок – индивидуальная, свободная, яркая личность, находящаяся в постоянном движении, поиске, личность, которая должна строить свое будущее, зная свои истоки. И словно бабочка стремиться к полету, красоте, ласке, теплу. Нам бы хотелось, чтобы программа “Истоки” стала своего рода цветком, который бы притягивал, привлекал ребенка, позволяя ему приобретать личностные ценности, характеризующие истинного гражданина своей страны. Ведь еще в начале XX века поэт Максимилиан Волошин высказал интересное предположение, что бабочка – это продолжение цветка, несущего людям радость. |