ЦЕЛИ:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;
- познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
- развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
- формировать умение пользоваться дополнительной литературой
- развивать культуру поведения, умение работать в группе.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России – Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.
Игра «Верю – не верю»
Верите ли вы, что…
- зимой в Арктике никогда не бывает солнца;
- белые медведи питаются пингвинами;
- над водой видна ровно половина айсберга;
- скопление птиц называется «птичьими рынками»;
- ледник – это человек, который сильно замерз;
- у белых медведей рождаются зимой крошечные медвежата, которые не крупнее котят;
- полярная крачка зимует у берегов Антарктиды;
- в Арктике можно услышать, как кто-то разговаривает даже на расстоянии 5 км;
- северные моря необходимо защищать от загрязнений;
- белые медведи не могут плавать.
Самопроверка.
Ш. Работа над новой темой.
1) Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, расположенной южнее зоны Арктики. Эта природная зона называется ТУНДРА.
- Запишите в тетрадь ассоциации, которые у вас возникли относительно этого слова.
- Поделитесь ими в группе.
- Поделитесь с нами самыми интересными на ваш взгляд. (Ассоциации записываются на доске.)
- К этим ассоциациям мы вернемся в конце урока.
2) В тетради начинаем составлять кластер.
- Какую природную зону мы будем изучать?
Запишите слово «ТУНДРА» посередине страницы.
- Вспомните, на какие вопросы мы должны обращать внимание при изучении любой природной зоны? (С помощью ответов детей начинается составляться кластер. Учитель работает на доске, дети – в тетрадях.).
Слово «тундра» произошло от финского «tunturi», которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». И это слово полностью оправдывает свое значение.
Самая северная, самая холодная зона – Арктика. К югу от этой зоны, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
Дополним кластер. (К югу от зоны Арктики, побережье северных морей.)
3) У нас осталось 5 вопросов на которые необходимо ответить. Работаем в группах.
Каждая группа получит:
- литературу, с помощью которой должна осветить свою тему;
- карточку - «помогайку»;
- задание. (см.Приложение)
На листе с заданием записаны ваши роли для работы в группе. Напоминаю: лектор – читает материал в группе; журналист - составляет рассказ и представляет его классу; представители общественного мнения – внимательно слушают лектора и составляют вопросы к рассказу.
4) – А теперь представьте ваши рассказы. (От каждой группы выходит журналист и один представитель общественного мнения. Все учащиеся внимательно слушают и заполняют свой кластер. Кластер на доске заполняется после каждого выступления)
IV. Закрепление материала.
1) - Мы осветили все вопросы нашей темы и теперь вернемся к ассоциативному ряду. Дополните свой ряд ассоциациями, которые возникли у вас теперь, после знакомства с зоной тундры.
- Обсудите в группах.
- Поделитесь с нами самыми важными на ваш взгляд.
2) Напишите синквейн «Тундра»
1 строка – одно имя существительное (тема)
2 строка – два имени прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – предложение из четырех слов
5 строка – одно существительное или наречие (обобщение)
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание: познакомиться с материалом учебника на тему «Тундра». Рассказать о тундре поможет кластер, который вы составили.