Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс (1-4)
Часть III.
Урок 15.
Цели:
- научить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
- закрепить умение решать текстовые задачи, навыки быстрого счета в пределах девяти;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Оборудование у учителя: пословицы, алгоритмы с прошлых уроков, алгоритм к новой теме, иллюстрации к «Городу Уравнений», правила поведения в «Городе Уравнений».
У детей: листочки с заданиями, тетрадь, учебник, карточки с цифрами, схемы к задачам.
I. Самоопределение.
- Здравствуйте! Продолжим наше путешествие по загадочному «Городу Уравнений». В нем почти каждый житель – «мистер Х». Чтобы с ними познакомиться, нужно знать правила. А мы знаем эти правила? (На доске написан алгоритм. По мере того, как дети озвучивают правило, учитель последовательно открывает алгоритм).
Алгоритм.
1) Назови части и целое.
2) Назови неизвестное.
3) Проговори правило, по которому нужно найти
неизвестное.
4) Действуй по правилам.
- А еще что мы умеем делать на уроках математики? (Решать задачи, считать, …) Сейчас мы отправляемся в путь искать новых друзей. Помогать нам в пути будет народная мудрость.
- Пока пословицы закрыты, но с помощью знаний мы их откроем.
- Итак, хотите ли вы узнать что-то новое на уроке? (Да). Тогда в путь.
II. Актуализация знаний. (У детей на столе карточки с цифрами).
1) Игра «День-ночь».
- Закройте глаза, считайте про себя. В конце игры поднимите карточку с правильным ответом. Удачи вам!
- 8-7+0+6-5+3-0+4-6+3 (6) (Дети поднимают карточку с правильным ответом).
- Какие знания вам пригодились, чтобы правильно посчитать? (Знание состава числа).
- Расскажите всё о числе 6.
- Как можно получить число 6?
- Все справились? (Да). (Открывается первая часть пословицы: «Больше науки - …»).
- Чтобы прочитать пословицы, решите задачи и подберите к ним схемы. (У детей в конвертах на столе схемы).
- У Пятачка было 3 желтых шарика, а красных на 1 шарик больше. Сколько красных шариков было у пятачка? (Дети выбирают нужную схему, «одевают». После этого на доске открывается схема для самоконтроля).
- Проверим, что ищем? (Большее число).
- Каким действием? (Сложением).
- Какая схема подойдет? (Дети поднимают схему).
- Измените условие задачи так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько всего шариков у Пятачка?).
- Какая будет схема? (Дети поднимают карточку).
- Что нужно найти? (целое).
- Все справились? (Открываю вторую часть пословицы: «… - умнее руки».)
III. Постановка учебной задачи. (У детей листочки с уравнениями и уравнение на доске
- Следующее задание у вас на листочках.
- Что нужно сделать? (Решить уравнение).
- Чем для этого нужно воспользоваться? (Нашим алгоритмом).
- Выполняйте.
- Решили? (Не все уравнения получились).
- А почему? (Мы же знаем правила и умеем их применять).
- В чем трудность? (Уравнения только похожи на те, которые мы раньше решали, а в двух последних – «Незнакомцы» другие).
- Чем же они отличаются? (Это уменьшаемое).
- Что же мы должны научиться делать? (Находить неизвестные уменьшаемые).
- Какая же цель урока, ребята? (Вывести правило нахождения неизвестного уменьшаемого).
- А какая же тема урока? (Уравнения с неизвестным уменьшаемым). (На доске открывается тема урока).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Можем ли мы воспользоваться известными правилами поведения? (Да).
- Почему? (Другое неизвестное, но можно идти по алгоритму).
- Как же мы поступим? (Назовем части и целое). (Дети комментируют уравнение: называют части и целое «компоненты»).
- Как найти неизвестное уменьшаемое (целое)? (Нужно сложить известные части). (К доске выходят дети, решают уравнения, комментируя).
(В каждом уравнении выделяется целое и части).
- Какое же правило у нас получилось? (Чтобы найти уменьшаемое или целое, нужно сложить части).
- Можно ли использовать наше правило для всех случаев? (Можно).
- А как это записать в общем виде? (Ученик выходит к доске и, комментируя, записывает).
- Что значит в общем виде? (В буквенном. А вместо букв можно подставлять и числа, и значки).
х-а=б
х=а+б
- Вы знаете, у меня получилась такая же запись. (Открываю на доске).
- Давайте проверим, не ошиблись ли мы. А как мы можем проверить? (В учебнике).
- Правильно. Откройте страницу 28 учебника, проверьте.
- Мы хорошо потрудились? (Да).
- Вот вам подарочек. (Открываю пословицу: «Без хорошего труда нет плода»).
- А что стало плодом наших стараний? (Правило).
- Кто может нам его еще раз озвучить? (Ученик проговаривает правило).
- Устали?
- Давайте отдохнем. (Физ. минутка).
-
Почтальон потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Почтовый ящик не нашел.
Чтобы ящик отыскать,
Нужно на носочки встать.
V. Первичное закрепление.
- Всё? Теперь мы все умеем. На этом и закончим или нужно сделать что-то еще? (Потренироваться, а то вдруг забудем).
- Хорошо. Откройте учебники на 28 странице. Выберите задание, которое на ваш взгляд относится к теме урока. (№2а,б). (К доске поочередно выходят два ученика и решают уравнения с комментированием).
VI. Самостоятельная работа.
- Раз теперь все понятно, теперь можно и самостоятельно поработать.
- Выберите себе задание на странице 28.
х-цап=ля х-мол=от
х=цап+ля х=мол+от
х=цапля х=молот
(Учитель идет по классу, проверяет. Тот, кто все вделал правильно, может помочь учителю проверить).
- Какой получился ответ? (Дети называют).
- Проверьте по алгоритму. (На доске алгоритм. Дети проверяют).
- У всех так?
- Кто ошибся? Почему? Как исправить? (Нужно еще раз проговорить алгоритм и выполнить по правилу).
- Оцените свою работу. У кого все получилось, поставьте плюс.
VII. Включение в систему знаний и повторения.
- Выполните задание на странице 28 №3а,б,в.
- Что нужно сделать? (Решить уравнение).
- Как будеи решать? (Вспомним правило поведения и правило нахождения неизвестных). (Дети по-одному выходят к доске, комментируют, решают уравнение).
х-6=3 х-2=5 5-х=3
- Что неизвестно? Как найти? (Проговаривают правило).
Задача.
На полке в магазине лежало 8 мячей, а пирамид на 2 меньше. Сколько всего игрушек лежало на полке?
- О чем в задаче идет речь? (Об игрушках).
- Что известно в задаче? Что не известно? Можно ли сразу ответить на вопрос? Почему? Как найти, сколько было игрушек? (Сначала нужно найти, сколько было пирамид, а потом найти сколько было игрушек всего). (Дети на доске составляют краткую запись, схему решения).
VIII. Итог урока.
- Прежде, чем я вас о чем-то спрошу, прочитайте пословицу. (Открываю пословицу: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал»).
- Что же вы узнали? (Как найти неизвестное уменьшаемое).
- Как же это нужно сделать? (Дети озвучивают правило).
- Трудным был путь? (Нет).
- Осталось что-нибудь непонятное?
- Если да, то что нужно сделать? (Еще раз выполнить аналогичное задание, проговаривая правило).
- В заключении я дарю вам еще одну народную мудрость. (На доске открывается пословица: «У пространства нет размера, а у знаний нет предела»).
- Как вы думаете, что я хотела сказать вам этой пословицей? (…)
ДЗ: стр. 29 №6,7.