Уравнение (нахождение неизвестного уменьшаемого)

Разделы: Математика


Л.Г. Петерсон. Математика. 1 класс (1-4)

Часть III.

Урок 15.

Цели:

  • научить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи между частью и целым;
  • закрепить умение решать текстовые задачи, навыки быстрого счета в пределах девяти;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование у учителя: пословицы, алгоритмы с прошлых уроков, алгоритм к новой теме, иллюстрации к «Городу Уравнений», правила поведения в «Городе Уравнений».

У детей: листочки с заданиями, тетрадь, учебник, карточки с цифрами, схемы к задачам.

I. Самоопределение.

- Здравствуйте! Продолжим наше путешествие по загадочному «Городу Уравнений». В нем почти каждый житель – «мистер Х». Чтобы с ними познакомиться, нужно знать правила. А мы знаем эти правила? (На доске написан алгоритм. По мере того, как дети озвучивают правило, учитель последовательно открывает алгоритм).

Алгоритм.

1) Назови части и целое.
2) Назови неизвестное.
3) Проговори правило, по которому нужно найти неизвестное.
4) Действуй по правилам.

- А еще что мы умеем делать на уроках математики? (Решать задачи, считать, …) Сейчас мы отправляемся в путь искать новых друзей. Помогать нам в пути будет народная мудрость.

- Пока пословицы закрыты, но с помощью знаний мы их откроем.

- Итак, хотите ли вы узнать что-то новое на уроке? (Да). Тогда в путь.

II. Актуализация знаний. (У детей на столе карточки с цифрами).

1) Игра «День-ночь».

- Закройте глаза, считайте про себя. В конце игры поднимите карточку с правильным ответом. Удачи вам!

- 8-7+0+6-5+3-0+4-6+3 (6) (Дети поднимают карточку с правильным ответом).

- Какие знания вам пригодились, чтобы правильно посчитать? (Знание состава числа).

- Расскажите всё о числе 6.

- Как можно получить число 6?

- Все справились? (Да). (Открывается первая часть пословицы: «Больше науки - …»).

- Чтобы прочитать пословицы, решите задачи и подберите к ним схемы. (У детей в конвертах на столе схемы).

- У Пятачка было 3 желтых шарика, а красных на 1 шарик больше. Сколько красных шариков было у пятачка? (Дети выбирают нужную схему, «одевают». После этого на доске открывается схема для самоконтроля).

- Проверим, что ищем? (Большее число).

- Каким действием? (Сложением).

- Какая схема подойдет? (Дети поднимают схему).

- Измените условие задачи так, чтобы задача решалась в два действия. (Сколько всего шариков у Пятачка?).

- Какая будет схема? (Дети поднимают карточку).

- Что нужно найти? (целое).

- Все справились? (Открываю вторую часть пословицы: «… - умнее руки».)

III. Постановка учебной задачи. (У детей листочки с уравнениями и уравнение на доске

- Следующее задание у вас на листочках.

- Что нужно сделать? (Решить уравнение).

- Чем для этого нужно воспользоваться? (Нашим алгоритмом).

- Выполняйте.

- Решили? (Не все уравнения получились).

- А почему? (Мы же знаем правила и умеем их применять).

- В чем трудность? (Уравнения только похожи на те, которые мы раньше решали, а в двух последних – «Незнакомцы» другие).

- Чем же они отличаются? (Это уменьшаемое).

- Что же мы должны научиться делать? (Находить неизвестные уменьшаемые).

- Какая же цель урока, ребята? (Вывести правило нахождения неизвестного уменьшаемого).

- А какая же тема урока? (Уравнения с неизвестным уменьшаемым). (На доске открывается тема урока).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Можем ли мы воспользоваться известными правилами поведения? (Да).

- Почему? (Другое неизвестное, но можно идти по алгоритму).

- Как же мы поступим? (Назовем части и целое). (Дети комментируют уравнение: называют части и целое «компоненты»).

-    Как найти неизвестное уменьшаемое (целое)? (Нужно сложить известные части). (К доске выходят дети, решают уравнения, комментируя).

(В каждом уравнении выделяется целое и части).

- Какое же правило у нас получилось? (Чтобы найти уменьшаемое или целое, нужно сложить части).

- Можно ли использовать наше правило для всех случаев? (Можно).

- А как это записать в общем виде? (Ученик выходит к доске и, комментируя, записывает).

- Что значит в общем виде? (В буквенном. А вместо букв можно подставлять и числа, и значки).

х-а=б

х=а+б

- Вы знаете, у меня получилась такая же запись. (Открываю на доске).

- Давайте проверим, не ошиблись ли мы. А как мы можем проверить? (В учебнике).

- Правильно. Откройте страницу 28 учебника, проверьте.

- Мы хорошо потрудились? (Да).

- Вот вам подарочек. (Открываю пословицу: «Без хорошего труда нет плода»).

- А что стало плодом наших стараний? (Правило).

- Кто может нам его еще раз озвучить? (Ученик проговаривает правило).

- Устали?

- Давайте отдохнем. (Физ. минутка).

-

Почтальон потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Почтовый ящик не нашел.
Чтобы ящик отыскать,
Нужно на носочки встать.

V. Первичное закрепление.

- Всё? Теперь мы все умеем. На этом и закончим или нужно сделать что-то еще? (Потренироваться, а то вдруг забудем).

- Хорошо. Откройте учебники на 28 странице. Выберите задание, которое на ваш взгляд относится к теме урока. (№2а,б). (К доске поочередно выходят два ученика и решают уравнения с комментированием).

VI. Самостоятельная работа.

- Раз теперь все понятно, теперь можно и самостоятельно поработать.

- Выберите себе задание на странице 28.

х-цап=ля х-мол=от

х=цап+ля х=мол+от

х=цапля х=молот

(Учитель идет по классу, проверяет. Тот, кто все вделал правильно, может помочь учителю проверить).

- Какой получился ответ? (Дети называют).

- Проверьте по алгоритму. (На доске алгоритм. Дети проверяют).

- У всех так?

- Кто ошибся? Почему? Как исправить? (Нужно еще раз проговорить алгоритм и выполнить по правилу).

- Оцените свою работу. У кого все получилось, поставьте плюс.

VII. Включение в систему знаний и повторения.

- Выполните задание на странице 28 №3а,б,в.

- Что нужно сделать? (Решить уравнение).

- Как будеи решать? (Вспомним правило поведения и правило нахождения неизвестных). (Дети по-одному выходят к доске, комментируют, решают уравнение).

х-6=3 х-2=5 5-х=3

- Что неизвестно? Как найти? (Проговаривают правило).

Задача.

На полке в магазине лежало 8 мячей, а пирамид на 2 меньше. Сколько всего игрушек лежало на полке?

- О чем в задаче идет речь? (Об игрушках).

- Что известно в задаче? Что не известно? Можно ли сразу ответить на вопрос? Почему? Как найти, сколько было игрушек? (Сначала нужно найти, сколько было пирамид, а потом найти сколько было игрушек всего). (Дети на доске составляют краткую запись, схему решения).

VIII. Итог урока.

- Прежде, чем я вас о чем-то спрошу, прочитайте пословицу. (Открываю пословицу: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал»).

- Что же вы узнали? (Как найти неизвестное уменьшаемое).

- Как же это нужно сделать? (Дети озвучивают правило).

- Трудным был путь? (Нет).

- Осталось что-нибудь непонятное?

- Если да, то что нужно сделать? (Еще раз выполнить аналогичное задание, проговаривая правило).

- В заключении я дарю вам еще одну народную мудрость. (На доске открывается пословица: «У пространства нет размера, а у знаний нет предела»).

- Как вы думаете, что я хотела сказать вам этой пословицей? (…)

ДЗ: стр. 29 №6,7.