Цели: познакомить со сложными предложениями и знаками препинания в них; развивать умение распознавать однородные члены предложения.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 4-го класса, ч. 1, Москва «Просвещение» 2003г., авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Русский язык» для 4-го класса, Москва «Просвещение» 2004г., авт. В.П.Канакина, карточки с предложениями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Минутка чистописания: Ппп.
2. Актуализация знаний.
-Какую большую тему мы изучаем на уроках русского языка? (Предложение).
-Что нового узнали о предложении в этом учебном году? (Предложение может быть осложнено однородными членами)
-Что такое однородные члены предложения? (Однородные члены- это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения)
-Какие трудности вызывает наличие однородных членов предложения в письменной речи? (Между однородными членами обычно ставится запятая, кроме случая, когда они соединены одиночным союзом И)
-У вас на столах лежат карточки с предложениями. Вставьте недостающие знаки препинания. Приготовьтесь объяснять их постановку.
3. Открытие нового знания. (Работа в группах).
Вставьте недостающие знаки
препинания. 1. Ночью месяц сверкает и всё освещает. 2. Осенью звёзды светят ярко но холодно. 3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев. 4. Белка наелась оглянулась и исчезла. 5. Раздался удар грома и полил дождь. |
- В каких предложениях вы поставили запятые? (Во втором перед союзом НО, в третьем перед повторяющимся союзом И, в четвёртом между первым и вторым однородными сказуемыми)
-Где запятые не ставили? (В первом предложении между однородными сказуемыми соединенными одиночным союзом И, в третьем предложении перед первым союзом, в четвёртом предложении перед союзом И, в пятом предложении)
-Докажите, что в предложениях встретились однородные члены. (Слова связаны с одним словом и отвечают на один и тот же вопрос)
-Какие однородные члены встретились в последнем предложении? (Полил, раздался)
-Докажите. (Дети пытаются объяснить и понимают, что это не однородные члены)
-Почему они не являются однородными? (Они отвечают на один вопрос, но зависят от разных слов)
-Чем отличается это предложение от других? (2 грамматические основы)
-Две грамматические основы – два предложения в составе одного. Предложения в письменной речи отделяются знаками препинания. Какой знак препинания нужен здесь? (Запятая). Как может называться такое предложение, в котором две, а может и более грамматических основ? (Дети высказывают предположения. Говорят, что такие предложения называются сложными)
4. Первичное закрепление
Дети ещё раз проговаривают, что такое простое и сложное предложение, на доске появляется опорная таблица:
Предложение |
|
Простое |
Сложное |
Одна грамматическая основа |
Несколько грамматических основ |
Работа с учебником.
С.37. прочитать правило.
Упр№58 (письм.+устно)
№58. Прочитайте.
Н.Некрасов. Какие слова использовал автор в переносном значении? Какую роль они играют в тексте? Как различить простое и сложное предложения? Докажите, что первое предложение - простое, а второе - сложное. Спишите. Подчеркните основу предложений. Выпишите из первого предложения словосочетания. |
Физминутка.
5. Самостоятельная работа.
Работа в тетради на печатной основе.
С. 16.упр.30.
№30 Прочитайте. Продолжите
предложение, чтобы получилось сложное. 1.На рассвете поднялся ветер, __________________ 2.Лисица хотела съесть горсть винограда, но _______________ 3.На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях_______________ 4. Люди косили на лугу траву, а в траве ________________________ |
6. Итог урока.
О чём говорили на уроке? Какое предложение называют сложным? Простым? Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
7. Рефлексия.
Кто понял, какие предложения называются сложными? У кого были затруднения?
8. Дом.задание: Учебник.с.37-38правила.,упр.№59., найти другие 2-3 предложения из стихотворений русских поэтов со сложными предложениями.