Методическая разработка "Районная олимпиада по экологии"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Одним из важнейших направлений совершенствования всесторонне развитой личности ребенка на современном этапе является экологическое образование, призванное не только расширять фактологическую базу знаний, но и осуществлять нравственную, ценностную ориентацию учащихся. Оно нацелено на изменение отношения человека к здоровью, окружающей среде, на формирование экологической культуры как важной характеристики личности.

Знания о природе — немаловажная основа для развития чувства родства с природой, формирования моральных качеств личности, способности мыслить масштабно и предвидеть возможные последствия деятельности человека для окружающей среды, здоровья, жизни самих людей. Они являются отправной точкой для развития способностей использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности в интересах разумного развития общества, а также для воспитания этических ценностей, связанных с неизбежностью качественно нового взгляда на потребности и возможности дальнейшего развития цивилизации в соответствии с Повесткой на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992).

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1716-р, сформулированы важнейшие задачи формирования у школьников:

  • гражданской ответственности;
  • инициативности;
  • самостоятельности;
  • социальной и коммуникативной компетентности;
  • активной адаптации на рынке труда.

Воспитанию вышеперечисленных качеств в экологическом образовании способствует такая форма работы, как районная олимпиада по экологии. Важность проведения районной олимпиады обусловлена еще и тем, что уровень городской экологической олимпиады Санкт-Петербурга очень высок, и первый опыт участия в олимпиаде учащиеся могут получить на районном уровне.

Требования олимпиады включают проведение исследования (практического или литературного) по экологической проблеме и обоснования предложений по ее решению. Это способствует поиску знаний учащимися вместе с педагогом (учителем) и формированию умения применять полученные знания из области фундаментальной и прикладной экологии в новых ситуациях. Исследовательская работа помогает осознать возможность изменить что-то в своей жизни для уменьшения антропогенной нагрузки на окружающую среду и оценить риск от необдуманных действий.

Многолетний опыт участия автора со своими учениками в олимпиадах различных уровней: районных, городских, российских и международных свидетельствует о востребованности такой формы работы с учащимися.

Целью проведения олимпиады является развитие у школьников интереса к научной деятельности по решению экологических проблем, повышение творческой активности, пропаганда экологических знаний.

СОГЛАСОВАНО

Директор УДО

________________ Ф.И.О.

“_____”_______________200_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела образования АР СПб

__________________ Ф,И.О.

“_____”_______________ 200_ г.

П О Л О Ж Е Н И Е
О проведении районной олимпиады по экологии
200_-200_ учебного года

Общие положения

Традиционная районная олимпиада по экологии проводится с целью воспитания культуры здорового образа жизни, развития у школьников интереса к природе, к своей среде обитания, к экологической ситуации в регионе; привлечения их к исследовательской деятельности; для профессионального ориентирования в экологических специальностях.

Олимпиаду организует УДО (экологическая секция), который, в соответствии с приказом Комитета по образованию № 146 от 18.03.1999 и приказом Отдела образования района № ___ от “__”._______.” 200_, определен базовым УДО в районе по экологическому направлению.

В олимпиаде могут участвовать школьники 5-11-х классов со следующими творческими работами:

  • исследовательские работы;
  • реферативно-исследовательские работы:
  • рефераты

Требования к олимпиадным работам и их оформлению

Как в реферате, так и в исследовательской работе должен быть четко обозначен предмет исследования:

  • организм или сообщество во взаимоотношении со средой обитания;
  • экосистема и взаимоотношения, ее элементов;
  • экологическая проблема техногенного общества и пути ее решения.

Реферат и исследовательская работа обязательно должны содержать в тексте ссылки на источники информации, а в заключении — выводы автора по рассматриваемому вопросу. Список использованной литературы (не менее 5 источников) должен содержать: автора, название, издательство, год издания, количество страниц и располагаться в алфавитном порядке.

В исследовательской работе должна быть обоснована цель работы, методы исследований, описаны полученные результаты, сделаны выводы, описывающие, насколько достигнута цель.

Работы должны быть представлены в печатной форме, написанные от руки будут приняты в виде исключения, при условии разборчивого почерка.

Порядок проведения олимпиады

Первый тур – выполнение творческих работ.

Работы принимаются с “__” по “__” ______ 200_ г в УДО с 10 до 17 часов ежедневно, перерыв на обед с 13 до 14 часов по адресу:_______________

Второй тур – состоит из нескольких этапов: теоретический этап — тестирование; практический этап — определение растения и животного и характеристика их экологических связей (список видов дан в приложении 2); защита проекта — собеседование по творческой работе.

Второй тур проводится в помещении УДО “__” ______ 200_ г. в 12 часов.

Жюри олимпиады.

В состав жюри олимпиады входят преподаватели экологии первой и высшей категории, специалисты научно-исследовательских институтов, общественных экологических организаций региона.

Награждение победителей. Победители олимпиады будут награждены дипломами Отдела образования административного района

Дополнительную информацию можно получить по тел.__________ у методиста ФИО.

День консультаций – понедельник с 14 до 17 час в помещении УДО.

Методист ______________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Требования к выполнению творческих работ, представляемых на районную олимпиаду по экологии

  1. Объем не более 15 страниц машинописного текста (компьютерная распечатка), не считая рисунков, таблиц, графиков и других приложений.
  2. Титульный лист. На нем указывается следующие данные: название образовательного учреждения, тема работы, ее автор, научный руководитель и год исполнения.
  3. В оглавлении перечисляются все разделы работы.
  4. В начале работы должна быть сформулирована цель, обозначена экологическая проблема, ситуация, процесс или явление, которым посвящены литературный анализ или исследование
  5. В конце работы делаются выводы в соответствии с поставленной целью.
  6. В списке литературы нужно указать для каждого литературного источника: автора, название, место, год издания и количество страниц. Статьи и книги расположить в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Критерии оценки творческих работ

  1. Актуальность темы и обоснованность ее выбора.
  2. Практическая ценность*.
  3. Корректность применяемых методик*.
  4. Объективность результатов*.
  5. Полнота и качество выполненного исследования или литературного анализа.
  6. Аргументированность выводов.
  7. Оригинальность.
  8. Степень самостоятельности.
  9. Сложность.
  10. Качество оформления.

*— только для исследовательских работ.

Каждый пункт оценивается по 10-балльной шкале и выводится средний балл в соответствии с количеством используемых критериев.

Критерии оценки защиты творческих работ

  1. Четкость и лаконичность изложения сути творческой работы (доклад).
  2. Владение материалом.
  3. Аргументированность ответов на вопросы.
  4. Качество иллюстративного материала к докладу (наглядность).

Каждый пункт оценивается по 10-балльной шкале и выводится средний балл.

Методические рекомендации по организации проведения теоретического этапа очного тура

Организация.

Учащимся раздаются тестовые задания в соответствии с возрастной группой: 5-6-7-й класс, 8-9-й класс,10-11-й класс.

На выполнение задания отводится 25 минут.

Участник олимпиады отмечает в тесте ответы, которые считает правильными (это может быть кружок, галочка или +), если участник исправляет ответ, то нужно неправильный перечеркнуть и отметить другой ответ.

Член жюри олимпиады собирает тестовые задания.

По окончании теоретического этапа проверяется правильность выполнения тестового задания в соответствии с бланком ответов на тестовые задания.

Оценка.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, общая сумма баллов делится на возможное количество правильных ответов, полученный результат умножается на 10. Максимальное количество баллов 10, при условии, что все ответы правильные.

По окончании прохождения этапа всеми участниками заполняется ведомость оценок , полученных каждым участником, если работу выполняли два и более участников, то их баллы суммируются и определяется средний балл, который потом заносится в сводный протокол

Методические рекомендации по организации проведения практического этапа очного тура

Организация.

Каждый участник выбирает по одному номеру из двух предложенных вариантов:

  • 1-30 (10 для учащихся 5-6-х классов, обозначенных * в списке по растениям),
  • 1-30 (10 для учащихся 5-6-х классов, обозначенных * в списке по животным).

Номера напечатаны на бумаге разных цветов.

Каждому участнику выдается два экспоната: гербарный экземпляр растения и картинка животного и две карты устного ответа (растения и животные).

В карте устного ответа учащиеся пишут свою фамилию и имя, регистрационный № олимпиадной работы, заносят номера полученных по жребию растения и животного. Присупают к заполнению карты устного ответа по всем предложенным пунктам: систематическая характеристика, место обитания, возможная пищевая цепь, полезность, ядовитость и другие сведения.

Заполненный бланк сдается и проверяется членами жюри, выставляются баллы.

Оценка.

На каждый вид ответы по 4 пунктам.

Систематическая принадлежность оценивается максимально – 2 балла, остальные сведения по 1 баллу, если ответы полные и правильные.

Общая максимальная оценка по каждому виду – 5 баллов. Общая максимальная оценка за весь этап – 10 баллов.

По окончании прохождения этапа всеми участниками заполняется ведомость оценок, полученных каждым участником, если работу выполняли два и более участников, то их баллы суммируются и определяется средний балл, который потом заносится в сводный протокол.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ

1. Подготовительный этап.

Подготовка пакета документов:

  • протоколы для оценки творческих работ по количеству работ и для защиты творческих работ по количеству членов жюри, сводный протокол один;
  • тесты по количеству участников олимпиады в соответствии с возрастными группами;
  • ответы к тестовым заданиям;
  • списки видов растений и животных, которые будут предложены на практическом этапе (выдаются участникам при сборе олимпиадных работ);
  • карты устного ответа по определению растений и животных по количеству участников олимпиады;
  • отбор и подготовка в соответствии со списками растений и животных картинок, фотографий, живых экземпляров (частей растений), коллекционных экземпляров по возможности;
  • индивидуальная карта участника олимпиады;
  • таблички для обозначения проведения этапов очного тура олимпиады.

2. Сбор творческих работ и составление перечня представленных работ и участников олимпиады.

3. Проверка творческих работ и оценка.

Каждая работа оценивается по 10 критериям (рефераты по 7 критериям) из 10 баллов одним членом жюри. Определение среднего балла, который делится на 10 (максимально 10 баллов) за творческую работу, результат заносится в сводный протокол.

4. Проведение очного тура олимпиады.

10.00 Подготовка помещений для проведения этапов очного тура: место общего сбора участников олимпиады, помещений для проведения собеседования по творческой работе, тестирования и практического этапа по определению растений и животных. Расстановка мебели, укомплектование помещений всей необходимой документацией: индивидуальными картами участников, протоколами, тестами, ответами для проверки тестов, пособиями для проведения практического этапа, в соответствии с назначением помещения.

Совещание членов жюри по ходу очного тура олимпиады (распределение членов жюри по этапам и обсуждение работы на этапах)

12.00 Открытие олимпиады. Председатель жюри оглашает порядок проведение этапов, объясняет требования на каждом этапе, раздает карточки участников олимпиады, в которых членами жюри будет отмечаться прохождение этапов каждым участником и по завершении всех этапов карточка сдается в жюри, тогда олимпиада для участника может считаться законченной.

До 15.00 прохождение этапов участниками.

На этапах защиты творческой работы и практическом этапе оценки выставляются соответственно в протоколы и карты устного ответа. На этапе тестирования проверка производится после прохождения этапа всеми участниками.

5. Заключительный этап.

По окончании прохождения этапов участниками оценки по всем этапам заносятся в сводный протокол, суммируются и определяются победители, оформляется решение жюри.

Пишется отчет председателем жюри, подписывается директором УДОД и сдается в отдел образования ТУАР.

Информирование школ и УДОД и награждение победителей дипломами или грамотами проводит отдел образования.

Документация и дидактические материалы, необходимые для проведения олимпиады, представлены соответственно в Приложении 1 и Приложении 2.

Литература

  1. Информационное письмо Минобразования России от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13.
  2. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение, Экология: Информационно-развивающие задания для учащихся начальной школы.— СПб.: СПГУПМ, 2001. — 120 с, илл.
  3. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология Тесты 10(11) кл.: Учебно-методическое пособие. -2 изд. — М.: Дрофа, 2001.— 48 с.
  4. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. СПб: ГОУ “СПбГДТЮ”, 2000, 28 с.
  5. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Программа курса. СПб: ГОУ “СПбГДТЮ”, 2001, 20 с.
  6. Материалы для подготовки итоговой аттестации выпускников средних
  7. общеобразовательных учреждений по экологии / Авт.-сост. В.Н.Кузнецов.— 2-е изд., стереотип.— М.:Дрофа, 2002. — 64 с.
  8. Петербургская школа — 2004 “Образование ради лучшей жизни”. Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на 2000-2004 гг., часть 2. СПб, 2000 стр. 90-91.
  9. Резанов А.Г., Колесова Е.В., Титов Е.В., Резанов А.А. Экология. Тесты-М. “Издат-школа 2000”, 1999 г. -112 с.
  10. Тестовые задания II экологической олимпиады / под ред. Алексеева С.В. СПб, АО “Крисмас+”, 1996, 112 с.
  11. Экологическая олимпиада школьников Санкт-Петербурга 2001. Авторы-составители: Алексеев С.В., Гущина Э.В., Осипов Г.К. СПб: СМИО Пресс, 2001, 150 с.