Цель урока: Изучение числа 0 и его свойств. Написание цифры 0.
Задачи урока:
Образовательные:
- Ввести число 0 и цифру 0, рассмотреть образование свойств числа 0.
- Закрепить навыки счета в пределах 9.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать самостоятельность.
- Формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).
Ход урока
Дежурные проверяют знание учащимися правил правильной посадки за партой во время урока. Наличие игровой ситуации: обыгрывание начала урока с Буратино.
Задание: правильно посадить за парту кукольного человечка.
I. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
“Яркое пятно”:
– Ой, ребята, что случилось?
Тут такое приключилось…
Снеговик – храбрый, снежный почтовик,
Он спешил так в гости к нам!
Передать хотел письмо
От Деда Мороза самого!
Но налетели вьюги злые,
И метели закружили!
И осталось от него –
Вот эти части и ведро.
Мы должны его собрать
И письмо то прочитать!
Необходимо выполнить задание
И пройти через все испытания.
– А что это за коробочка? В коробочке …. (пусто). Открываю, … пусто. Ничего. Сколько подарков? (Ни одного)
– Ребята, кто знает, каким числом мы обозначим отсутствие предметов?
– Из ведерка выпали знаки. Какой из этих знаков дает указание на отсутствие предметов?
– А кто сможет определить тему нашего урока?
Тема урока формулируется детьми, затем открывается запись на доске.
– Какой знак обозначает число 0?
Определите место числа 0 в числовом ряду.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рассмотреть разные варианты детей и определиться с верным выбором.
– Какое место займет число 0?
Закрепление:
Росло 2 березы, на каждой березе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 шишки. Сколько всего шишек росло на березе? (Нисколько)
– Какое число указывает на отсутствие предметов?
– Какая цифра обозначает число 0?
– Как можно запомнить число 0? (Конструирование из проволоки)
Показ учителя на доске. Письмо цифры в воздухе, на ладошке, на спине соседа.
Запись цифры с проговариванием: “Цифра вроде буквы О. Это ноль иль ничего". Письмо цифры О в учебнике на странице 31 (1 строка снизу) после объяснения учителя и показа на доске.
Физминутка
Выполняется сидя. Комплекс упражнений для глаз.
II. Открытие детьми нового знания
Страница 30 учебника, задания 1, 2 выполняются учащимися самостоятельно.
Проводится проверка выполнения задания.
III. Первичное закрепление
Осуществляется смена динамических поз. Дети переходят на коврики.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
Мы идем на пятках.
Мы идем как все ребята
И как мишка косолапый.
Игра “Почтальон”. Рядом с ковриками.
1 + 0 0 +3 5 + 0 9 – 0 7 + 0 2 – 0 4 – 0 0 + 6 8 + 0 9 – 9
“Цепочка”: 5 – 1 + 2 – 3 + 2 – 1 – 4 = 0
– С каким числом и цифрой мы познакомились сегодня на уроке?
IV. Первичное закрепление. Самостоятельная работа
Решение “круговых примеров”.
Прочитайте выражения, значения которых равны 0.
V. Рефлексия. Работа в группах
Найти значение выражений и расшифровать слово (ноль). Найти лишнее выражение.
О каком свойстве говорит это “лишнее” выражение? В таблицу вставить значения выражений в порядке возрастания, заменить числовые значения буквенными и прочитать зашифрованное слово.
Каждая группа по своему заданию формулирует вывод о свойстве 0.
VI. Итог урока
Выполняя задания, дети собрали рассыпавшегося Снеговичка. Прочитали письмо. Дети получают подарки от Деда Мороза (сушки).
– На какую цифру похожа сушка?
Появившийся Доктор Айболит благодарит детей за сохранение правильной осанки во время урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?