Урок математики в 1-м классе по программе "Школа-2100". Тема: "Число 0. Цифра 0"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Изучение числа 0 и его свойств. Написание цифры 0.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ввести число 0 и цифру 0, рассмотреть образование свойств числа 0.
  • Закрепить навыки счета в пределах 9.

Развивающие:

  • Развивать внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем и учениками).

Ход урока

Дежурные проверяют знание учащимися правил правильной посадки за партой во время урока. Наличие игровой ситуации: обыгрывание начала урока с Буратино.

Задание: правильно посадить за парту кукольного человечка.

I. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

“Яркое пятно”:

– Ой, ребята, что случилось?
Тут такое приключилось…
Снеговик – храбрый, снежный почтовик,
Он спешил так в гости к нам!
Передать хотел письмо
От Деда Мороза самого!
Но налетели вьюги злые,
И метели закружили!
И осталось от него –
Вот эти части и ведро.
Мы должны его собрать
И письмо то прочитать!

Необходимо выполнить задание
И пройти через все испытания.

– А что это за коробочка? В коробочке …. (пусто). Открываю, … пусто. Ничего. Сколько подарков? (Ни одного)

– Ребята, кто знает, каким числом мы обозначим отсутствие предметов?

– Из ведерка выпали знаки. Какой из этих знаков дает указание на отсутствие предметов?

– А кто сможет определить тему нашего урока?

Тема урока формулируется детьми, затем открывается запись на доске.

– Какой знак обозначает число 0?

Определите место числа 0 в числовом ряду.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рассмотреть разные варианты детей и определиться с верным выбором.

– Какое место займет число 0?

Закрепление:

Росло 2 березы, на каждой березе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 шишки. Сколько всего шишек росло на березе? (Нисколько)

– Какое число указывает на отсутствие предметов?

– Какая цифра обозначает число 0?

– Как можно запомнить число 0? (Конструирование из проволоки)

Показ учителя на доске. Письмо цифры в воздухе, на ладошке, на спине соседа.

Запись цифры с проговариванием: “Цифра вроде буквы О. Это ноль иль ничего". Письмо цифры О в учебнике на странице 31 (1 строка снизу) после объяснения учителя и показа на доске.

Физминутка

Выполняется сидя. Комплекс упражнений для глаз.

II. Открытие детьми нового знания

Страница 30 учебника, задания 1, 2 выполняются учащимися самостоятельно.

Проводится проверка выполнения задания.

III. Первичное закрепление

Осуществляется смена динамических поз. Дети переходят на коврики.

Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
Мы идем на пятках.
Мы идем как все ребята
И как мишка косолапый.

Игра “Почтальон”. Рядом с ковриками.

1 + 0 0 +3 5 + 0 9 – 0 7 + 0
2 – 0 4 – 0 0 + 6 8 + 0 9 – 9

“Цепочка”: 5 – 1 + 2 – 3 + 2 – 1 – 4 = 0

– С каким числом и цифрой мы познакомились сегодня на уроке?

IV. Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Решение “круговых примеров”.

Прочитайте выражения, значения которых равны 0.

V. Рефлексия. Работа в группах

Найти значение выражений и расшифровать слово (ноль). Найти лишнее выражение.

О каком свойстве говорит это “лишнее” выражение? В таблицу вставить значения выражений в порядке возрастания, заменить числовые значения буквенными и прочитать зашифрованное слово.

Каждая группа по своему заданию формулирует вывод о свойстве 0.

VI. Итог урока

Выполняя задания, дети собрали рассыпавшегося Снеговичка. Прочитали письмо. Дети получают подарки от Деда Мороза (сушки).

– На какую цифру похожа сушка?

Появившийся Доктор Айболит благодарит детей за сохранение правильной осанки во время урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?