Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление. (Дж. Брунер)
Возможности новых информационных и телекоммуникационных технологий выводят урочную и внеурочную деятельность по информатике на новый уровень в формировании творческой личности. Главной задачей педагога становится формирование и развитие системного мышления, стимулирование творческой активности ребёнка, вовлечение его в процесс создания оригинального, необычного.
Компьютерная программа не только дает необходимое количество учебного материала, но и создает учебную ситуацию, которая способствует развитию креативных способностей. Творческие качества интеллекта обучающихся представляют результат динамического взаимодействия обучающихся и педагога в процессе нахождения решения учебной задачи (проблемы) и во многом определяются характером осуществляемой познавательной деятельности.
Составляя тематическое планирование, учитель информатики может планировать работу над творческим проектом после изучения программной среды. В результате проектной деятельности у детей проявляются положительные эмоции, происходит:
- мобилизация всех необходимых знаний и навыков работы с инструментарием программы, приобретенных ранее;
- фантонирование идей по оформлению, дизайну, информационному содержанию работы;
- практическизначимый конечный результат;
- проявление чувства юмора и таланта рассказчика;
- желание и умение выполнить работу отличную от других;
- воспитание в ребёнке доброты и внимания к близким людям.
Результаты творческой работы можно использовать при оформлении стенда или выставки “Творческие работы учащихся”, для пополнения портфолио ребёнка по информатике. Работу над проектом можно считать генеральной репетицией для подготовки к городским конкурсам “Издательская мастерская” или “Графическая мастерская”.
Проект “Новогодняя гирлянда”
Мотивировать детей к творчеству не составляет труда в том случае, когда проект связан с предстоящим праздником. А такой праздник, как Новый год, открывает широкие просторы для начала Новогодней компании и создания авторских сюрпризов с проявлением творческой самодеятельности. К этому празднику, в зависимости от изучаемой компьютерной среды на декабрь-месяц, можно запустить один или несколько из проектов по направлениям:
- Новогодняя листовка;
- Новогодняя газета;
- Новогодняя открытка;
- Новогодний календарь;
- Новогодняя наклейка на подарок;
- Новогодний гороскоп;
- Новогодний клип;
- Новогодний шарж;
- Новогодний комикс;
- Новогодняя сказка;
- Новогодняя гирлянда.
Остановимся подробнее на последнем проекте “Новогодняя гирлянда”. Распечатанные на цветном принтере (в случае отсутствия цветного – на цветной бумаге для принтера) флажки гирлянды, нанизанные на яркую нитку, помогут вам украсить к празднику кабинет, рекреацию, и тем самым создать праздничное настроение для окружающих. Именная гирлянда станет приятным подарком для гостей образовательного учреждения или близких людей.
Подготовительный этап – накопительный
Время проведения: конец ноября.
Для творческого этапа необходимо создать две папки: с рисунками на новогоднюю тематику и с новогодней информацией. Дети с удовольствием поделятся картинками из своих домашних коллекций. Наиболее продвинутые учащиеся в Интернет-технологиях и владельцы компьютерных энциклопедий предоставят разнообразную, исчерпывающую информацию обо всём, что касается новогодней тематики.
Основной этап – творческий
Время проведения: 2-3 неделя декабря.
Программная среда: Paint, Word, Excel, Power Point, Corel Draw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash. Предполагается, что вопрос выбора программы для проекта можно оставить за ребёнком.
Размер и расположение: четыре флажка на листе формата А4.
Форма: предпочтительно чередование фигур разной формы (лучше воспользоваться вариантами фигур меню “Автофигуры”).
Информационное содержание одного флажка:
- Название образовательного учреждения. Например: Лицей №57;
- Новогодний лозунг. Например: “Весёлый праздник – Новый год!”;
- Фамилия, имя автора гирлянды;
- Тематический блок (выбор предоставить ребёнку):
- Поздравления (общие или персональные для друзей, родственников);
- Тосты;
- Новогодние традиции разных стран;
- Зимние загадки;
- Игры для гостей;
- Новогодние анекдоты.
- Графическое содержание одного флажка:
- Белый фон – толстый цветной контур;
- Наличие новогоднего рисунка;
- Использование графических эффектов программы.
Гирлянда, созданная педагогом, – обязательный элемент общей гирлянды. Не стоит забывать и про внешний антураж Новогодней кампании. Первого декабря в кабинете информатики или на двери можно наклеить табличку “Новогодняя мастерская”. Необходимо вывесить информационный лист и дать объявление в школьную газету о начале Новогодней кампании и конкурсе новогодних проектов по направлениям. Для солидности конкурса можно предложить учащимся подать заявку на участие в конкурсе новогодних проектов с указанием фамилии, имени, класса, номинации, кода своего проекта.
Заключительный этап – подведение итогов
Время проведения: 4 неделя декабря.
Всегда очень сложно оценить творческие работы. Можно сделать Приз взрослых симпатий и Приз детских симпатий, которые определяются путём закрытого голосования. Для этого заранее приготовьте и прикрепите на дверь кабинета информатики ящик для голосования с прорезью и конверт с карточками для голосования. Для награждения победителей можно использовать сувениры и Новогодние дипломы, для участников – шуточные наклейки-стикеры для монитора, распечатанные на самоклеящейся бумаге.
Подведение итогов возможно провести и в каникулярное время в рамках праздника “Новогоднее кафе”.
Проведение Новогодней компании может стать доброй традицией кабинета информатики или частью проведения Декады по информатике в образовательном учреждении.
Такую компанию можно провести и ко Дню святого Валентина.
Удачи во всех творческих начинаниях!