Комбинированный урок чтения и письма в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Звуки [т][т']. Прописная буква Т.

ЦЕЛИ:

обучающие:

  • создать условия для продолжения знакомства со звуками [т][т'].,буквами Т, т;
  • учить определять место нахождения звуков в слове, четко произносить звуки, учить плавному чтению;
  • познакомить с написанием прописной буквы Т, учить правильно писать ее и упражнять в письме написание.

воспитывающие:

  • воспитывать сознательного читателя, активное отношение к читаемому, аккуратность при письме.

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, зрительную память, фонематический слух, умения сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Ддля учителя:

  • - рисунки трех гномов;
  • - три карточки с надписью «Молодцы»;
  • - крупные рисунки с изображением трактора и тигра;
  • - образец написания прописной буквы Т;
  • - сказочный терем-теремок (домик);
  • - наборное полотно;
  • - «лента букв»;
  • - пропись №2;
  • - магнитофон, кассета.

Для учащихся:

  • - прописи №2;
  • - грифельные доски;
  • - сигнальные карточки для определения звука в слове;
  • - отдельные листы для корректурной пробы;
  • - простой карандаш.

I. МОБИЛИЗУЮЩАЯ ЧАСТЬ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Артикуляционная гимнастика (буквы записаны на доске)

а, о, у, ы, и

а – у, а – о, ы – и, и – о

а о у, а и у о, у о ы о

2. Постановка целей и задач урока учащимся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать, писать, а так же наблюдать за словами. С какой буквой мы вчера познакомились? ( с буквами Т, т)

Почему она поселилась в нашем сказочном теремке? (у нее праздник, потому что мы знакомимся с ней).

Учитель: К нам в гости пришли три гномика (на доске) - Загадалка, Забывалка, Путалка. Вы будете молодцами, если справитесь с заданиями гномов. Эти гномы очень любят читать, писать. Но один из них всегда что-нибудь загадывает, второй почему-то забывает, а третий – путает. Поможем гномикам разобраться с их проблемами.

3. Работа по « ленте букв».

Учитель: Первое задание дает нам Забывалка.

Он забыл все буквы. Напомним ему, какие буквы мы изучили.

  1. Назовите по «ленте букв» только гласные.
  2. Назовите гласные, с помощью которых обозначается мягкость предшествующего согласного.
  3. Прочитайте по «ленте букв» согласные.
  4. Назовите звуки, которые обозначены буквами Н, К, С, Т.
  5. Назовите только звонкие согласные.
  6. Назовите только глухие согласные.

Учитель: Вы прекрасно справились с заданием Забывалки. (Переворачиваю карточку со словом   «МОЛОДЦЫ!»).

III. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Работа с загадками и сигнальными карточками.

Учитель: Следующее задание нам предлагает гном Загадалка.

Вы не просто должны отгадывать загадки, но еще и определить, есть ли в отгадке звуки [т] [т'].

Если эти звуки присутствуют в отгадке, то сигнальной карточкой должны показать, где прячется звук [т] или [т'], в начале слова,

*    

в середине

  *  

или в конце

    *

1) Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. ( топор)

2) Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает. (петух)

3) Что за птица?

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет. (самолет)

(переворачиваю карточку у гнома со словом «МОЛОДЦЫ!»)

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

V. РАБОТА ПО ПРОПИСЯМ И ГРИФЕЛЬНЫМ ДОСКАМ

  1. По контуру обвести узор.
  2. Сравнение прописной и печатной буквы Т.
  3. Анализ элементов, из которых состоит прописная буква Т.
  4. Письмо детьми элементов прописной буквы Т по модульной сетке.
  5. Показ и объяснение учителем на доске.
  6. Упражнение в написании на грифельных досках.
  7. Письмо в прописях на модульной сетке и строки без сетки.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1, 2, 3, 4, 5.

Все умеем мы писать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим

(на счет 1-4 медленный вдох, задержка дыхания, на счет 1-4 медленный выдох)

VII. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

(у каждого ученика листок с буквами)

а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к

п б т п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф

р т и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н

т н т а в ф с б т и м а п б о л д п а в

Учитель: Гном Путалка перепутал все буквы. Ваша задача – найти буквы Т и зачеркнуть. ( Звучит спокойная музыка. Дети работают самостоятельно.)

Учитель: Молодцы! (переворачиваю карточку со словом «МОЛОДЦЫ!») Вы все хорошо поработали над этим заданием.

VIII. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЧТЕНИЕ СЛОВ

Учитель: 

Прочитайте слово на наборном полотне [НИТИ]

Объясните значение этого слова.

Закройте глаза. (изменяю слово) [НИТКИ]

Что изменилось? Какая буква добавилась?

Закройте глаза. [НИТКА]

Что сейчас изменилось? Что заметили?

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

- Чем полезным занимались на уроке?

- Какие знания помогли нам?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Спасибо всем за урок.