ТЕМА: Звуки [т][т']. Прописная буква Т.
ЦЕЛИ:
обучающие:
- создать условия для продолжения знакомства со звуками [т][т'].,буквами Т, т;
- учить определять место нахождения звуков в слове, четко произносить звуки, учить плавному чтению;
- познакомить с написанием прописной буквы Т, учить правильно писать ее и упражнять в письме написание.
воспитывающие:
- воспитывать сознательного читателя, активное отношение к читаемому, аккуратность при письме.
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, зрительную память, фонематический слух, умения сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ддля учителя:
- - рисунки трех гномов;
- - три карточки с надписью «Молодцы»;
- - крупные рисунки с изображением трактора и тигра;
- - образец написания прописной буквы Т;
- - сказочный терем-теремок (домик);
- - наборное полотно;
- - «лента букв»;
- - пропись №2;
- - магнитофон, кассета.
Для учащихся:
- - прописи №2;
- - грифельные доски;
- - сигнальные карточки для определения звука в слове;
- - отдельные листы для корректурной пробы;
- - простой карандаш.
I. МОБИЛИЗУЮЩАЯ ЧАСТЬ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Артикуляционная гимнастика (буквы записаны на доске)
а, о, у, ы, и
а – у, а – о, ы – и, и – о
а о у, а и у о, у о ы о
2. Постановка целей и задач урока учащимся.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться читать, писать, а так же наблюдать за словами. С какой буквой мы вчера познакомились? ( с буквами Т, т)
Почему она поселилась в нашем сказочном теремке? (у нее праздник, потому что мы знакомимся с ней).
Учитель: К нам в гости пришли три гномика (на доске) - Загадалка, Забывалка, Путалка. Вы будете молодцами, если справитесь с заданиями гномов. Эти гномы очень любят читать, писать. Но один из них всегда что-нибудь загадывает, второй почему-то забывает, а третий – путает. Поможем гномикам разобраться с их проблемами.
3. Работа по « ленте букв».
Учитель: Первое задание дает нам Забывалка.
Он забыл все буквы. Напомним ему, какие буквы мы изучили.
- Назовите по «ленте букв» только гласные.
- Назовите гласные, с помощью которых обозначается мягкость предшествующего согласного.
- Прочитайте по «ленте букв» согласные.
- Назовите звуки, которые обозначены буквами Н, К, С, Т.
- Назовите только звонкие согласные.
- Назовите только глухие согласные.
Учитель: Вы прекрасно справились с заданием Забывалки. (Переворачиваю карточку со словом «МОЛОДЦЫ!»).
III. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. Работа с загадками и сигнальными карточками.
Учитель: Следующее задание нам предлагает гном Загадалка.
Вы не просто должны отгадывать загадки, но еще и определить, есть ли в отгадке звуки [т] [т'].
Если эти звуки присутствуют в отгадке, то сигнальной карточкой должны показать, где прячется звук [т] или [т'], в начале слова,
* |
в середине
* |
или в конце
* |
1) Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. ( топор)
2) Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (петух)
3) Что за птица?
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (самолет)
(переворачиваю карточку у гнома со словом «МОЛОДЦЫ!»)
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
V. РАБОТА ПО ПРОПИСЯМ И ГРИФЕЛЬНЫМ ДОСКАМ
- По контуру обвести узор.
- Сравнение прописной и печатной буквы Т.
- Анализ элементов, из которых состоит прописная буква Т.
- Письмо детьми элементов прописной буквы Т по модульной сетке.
- Показ и объяснение учителем на доске.
- Упражнение в написании на грифельных досках.
- Письмо в прописях на модульной сетке и строки без сетки.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1, 2, 3, 4, 5.
Все умеем мы писать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим
(на счет 1-4 медленный вдох, задержка дыхания, на счет 1-4 медленный выдох)
VII. КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
(у каждого ученика листок с буквами)
а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к п б т п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф
р т и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н
т н т а в ф с б т и м а п б о л д п а в
Учитель: Гном Путалка перепутал все буквы. Ваша задача – найти буквы Т и зачеркнуть. ( Звучит спокойная музыка. Дети работают самостоятельно.)
Учитель: Молодцы! (переворачиваю карточку со словом «МОЛОДЦЫ!») Вы все хорошо поработали над этим заданием.
VIII. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЧТЕНИЕ СЛОВ
Учитель:
Прочитайте слово на наборном полотне [НИТИ]
Объясните значение этого слова.
Закройте глаза. (изменяю слово) [НИТКИ]
Что изменилось? Какая буква добавилась?
Закройте глаза. [НИТКА]
Что сейчас изменилось? Что заметили?
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
- Чем полезным занимались на уроке?
- Какие знания помогли нам?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Спасибо всем за урок.