Возраст детей: 4-5 лет.
Тип: вводное.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Цель:
- обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Куст», «Цветок».
Задачи:
- уточнить и расширить представление детей о лесе;
- познакомить детей с ярусами смешанного леса;
- развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
- воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Оборудование и материалы: игрушка Старичок-Лесовичок, таблица «Смешанный лес» или фоторепродукции с изображением леса, таблицы или картинки с изображением цветов, кустарников, деревьев, таблицы «Части цветка», «Части дерева», схема «Этажи леса», стакан подкрашенной воды, кусочек марли, неглубокая тарелочка для опытов, половинки альбомных листов по количеству детей и цветные карандаши, аудиозапись с голосом Лесовичка и «Звуки природы», еловые или сосновые шишки по числу детей.
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии. Давайте вспомним девиз занятия:
«С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие –
начинается с улыбки!»
(дети проговаривают четверостишие вместе с педагогом)
2. Активизация внимания детей: (Рисунок 1)
- Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? Кто может жить в этом лесу?
- А еще в этом лесу живет Старичок-Лесовичок, который сегодня он пришел к нам на занятие. - Знаете, почему его так назвали? Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит там за порядком.
(появляется игрушка «Старичок - Лесовичок»):
Словно сказочной книги страница,
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу
И они понимают меня.
( обыгрывается приветствие)
- Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.
- Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
3. Основная часть. «Этажи леса»:
- Когда Лесовичок впервые появился на свет, он увидел огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.
- Как назывались эти растения, как вы думаете? (Рисунок 2)
- У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. Да и по высоте они уступали деревьям.
- О каких растениях идет речь? (Рисунок 3)
- У третьих были мягкие травянистые стебельки, а на некоторых из них даже красивые яркие цветочки.
- Вы догадались, какие это растения? (Рисунок 4)
(По мере называния растений вывешиваются их изображения)
- Лесовичок очень внимательный и наблюдательный, поэтому он обратил внимание на то, что растения в лесу расположены, как этажи многоэтажного дома.
( Педагог вывешивает на доску схему «Этажи леса». (Рисунок 5).
- Ребята, представьте себе, что мы с вами пришли в гости к Лесовичку в его большой Лесной дом. Какие растения живут на «первом лесном этаже»? Какие растения живут на «втором лесном этаже»? Какие растения живут на «третьем лесном этаже»? (Дети называют растения, показывая их на схеме)
3. Продолжение основной части занятия. «Части растений».
- Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно, как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что же их держит, как вы думаете, ребята?
( дети рассматривают гербарии различных растений с развитой корневой системой)
– Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению? (Выслушиваются ответы детей)
- Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны.
- Давайте проведем небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни всем растениям.
( Технология проведения опыта: в тарелочку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх).
- Ребята, кто догадался, зачем же растениям еще нужны корни?
- Правильно. Так растение через корни «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.
- Так какой же сделаем вывод: зачем дереву нужны корни?
4. Закрепление изученного. Творческое задание:
(детям раздаются альбомные листы со схематичным изображением ствола дерева)
- Что вы видите на листах? Может ли такое дерево жить? Что ему необходимо для жизни? (корни, листья)
- Давайте оживим это дерево и дорисуем корни и листья. А чтобы нашему дереву было не скучно, нарисуйте вокруг него друзей – другие деревья, кусты, цветы.
( Звучит музыка. Дети выполняют задание)
(Из детских рисунков тут же оформляется мини – выставка на доске)
- Посмотрите на нашу выставку рисунков. Каждый из вас нарисовал разные деревья, цветы, кустарники, а вместе у нас на доске получился, красивый и замечательный …. Правильно, ЛЕС!
(Звучит фонограмма голоса Лесовичка)
Очень опасно стало в лесу,
Отчего я никак не пойму!
Кто бутылки и мусор бросает?
Кто костры без конца разжигает?
Кто животных и птиц истребляет?
Кто спокойно в лесу жить мешает?
Так, друзья, скоро лес весь погибнет,
И беда всех людей настигнет!
Я прошу: «Помогите! Спасите!»
От врагов вы мой лес защитите!
- Ребята, на что жалуется Лесовичок? А чем вы могли бы помочь Лесовичку, лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете?
5. Итог занятия:
- Наше занятие заканчивается, а чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Лесовичок приготовил для вас специальные лесные вопросы и лесные подарки. Отвечайте на вопросы, получайте подарки!
- Где растут деревья? Какие еще растения растут в лесу? Давайте вспомним «этажи леса». Из каких частей состоят растения? Что мы должны делать, чтобы лес не погиб? (Всем отвечающим детям, педагог вручает на память шишки)
- Лесовичку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.
- Занятие закончено. До свидания.
Библиография
1. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников – М.: Издательство «Лайда», 1995г.
2. Гризик Т. «Познаю мир» Дошкольное воспитание №11, 2002г – с.25
3. Денисенкова Н. «Ваш ребенок познает мир» - Дошкольное воспитание №2, 2000г.
4. Иванова Т.С. – Экологическое образование в начальной школе: Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2003г. – 56с.
5.Николаева С. Формирование начал экологической культуры, младший дошкольный возраст. Дошкольное воспитание №8, 1999г., с.40.
6. «Планета – наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г. – М.: «Лайда», «Академия», 1995