Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных приёмах и методах обучения.
Мохсоголлохская средняя школа является самой большой школой Хангаласского района РС(Я), в ней обучается 1100 учащихся.
Мохсоголлох - промышленный посёлок, своим рождением он обязан единственному в РС(Я) цементному заводу. В посёлке также находятся несколько крупных промышленных предприятий. Кроме поселковых детей, в школе обучаются учащиеся из детского дома республиканского значения и детского приюта.
Своеобразный неоднородный контингент населения посёлка и учащихся определил профиль школы как школы адаптивного типа с классами разного вида: начиная со вспомогательных, заканчивая гимназическими. Первые вспомогательные классы открылись в школе в 1986 году. С 1992 года в соответствии с Законом об образовании и приказом Минобразования России №333 от 8 сентября 1992 г. в школе стали открываться классы выравнивания для детей с задержкой психического развития и компенсирующие классы для детей группы педагогического риска.
Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространённых моделей для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Открытию вышеуказанных классов в школе способствовал ряд причин:
- увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями (количество их составляет 16% от общего числа учащихся школы, количество учащихся вспомогательных классов - 4% от общего числа, количество учащихся класса выравнивания - 12% от общего числа.);
- отсутствие в районе и в посёлке специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- их удалённость от места проживания ребёнка и его семьи;
- нежелание родителей обучать ребёнка в специальном учреждении.
Увеличение количества детей с недостатками в развитии, вопросы коррекционной помощи им, комплектования классов и др. вынуждали администрацию школы искать пути решения проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Стала очевидной необходимость создания особого структурного подразделения в школе для решения вопросов коррекционно-развивающего обучения - Реабилитационного центра – в целях интегрированного обучения детей с недостатками в интеллектуальном развитии.
Для организации в школе системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научнообоснованных организационных и методических формах работы, в 1994 году в Программе развития школы было запланировано открытие Реабилитационного Центра.
Для открытия РЦ потребовалось написать Положение о Реабилитационном Центре при Мохсоголлохской средней школе, в котором были определены цель создания РЦ, задачи, структура, особенности учебно-воспитательного процесса. При разработке Положения о РЦ при МСШ были использованы некоторые материалы о школе-центре социальной диагностики г. Санкт-Петербурга.
Открытие РЦ в школе потребовало целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке учителей, работающих в данных классах, совершенствования диагностической работы по отбору детей в такие классы, создания школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
После утверждения Положения о РЦ при МСШ приказом Министерства образования (Я) в ноябре 1998 года Реабилитационный Центр был открыт в целях интеграции учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одной школы, для осуществления систематической комплексной коррекционно-реабилитационной работы и адаптации к современным социальным условиям.
Реабилитационный Центр является структурным подразделением Мохсоголлохской средней школы.
В задачи РЦ входит:
- координация усилий специалистов различных профилей по своевременному выявлению и учёту детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- изучение личности ребёнка, выявление его способностей, резервных возможностей, выбора оптимальной для адаптации ребёнка учебной программы;
- коррекция отклонений в развитии и разработка системы работы по осуществлению лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
- общее развитие учащихся с раскрытием их потенциальных творческих и резервных возможностей;
- подготовка учащихся к получению допрофессиональной подготовки (рабочей профессии).
Центр является многофункциональным.
В его структуру входят:
- диагностический сектор;
- учебно-воспитательный сектор;
- коррекционно-оздоровительный сектор.
Принципы деятельности Реабилитационного Центра:
- гуманизм;
- педагогический оптимизм;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного подхода.
Организация в школе системы КРО предполагает:
- Наличие в школе диагностико-консультативной службы (школьный ПМПк).
- Вариативность образования.
- Активную интеграцию учащихся из классов выравнивания в общеобразовательные классы.
- Пролонгирование коррекционно-развивающего обучения на II ступени обучения (5-9 классы).
- Максимальную трудовую адаптацию учащихся специальных (коррекционных) классов к современным социальным условиям.
В структуру диагностического сектора входит система специальных кабинетов по индивидуальной, групповой и фронтальной работе с детьми. Данный сектор осуществляет диагностическую, исследовательскую работу, направленную на изучение личностных особенностей детей к выработке рекомендаций для их максимальной реабилитации.
Диагностический сектор включает в себя:
- методический кабинет по научно-аналитической работе;
- кабинет психолога;
- кабинет психоневролога;
- логопедический кабинет.
Диагностическую работу осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят психолог, логопед, дефектологи, социальный педагог.
Задачами ПМПк являются:
- диагностика;
- определение образовательного маршрута;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся;
- консультирование родителей и учителей.
Целью работы ПМПк является разработка максимально индивидуализированного, обязательного плана коррекционно-развивающего обучения, в котором определяются цели педагогической коррекции, специалисты, их реализующие, регистрация достигнутых успехов и анализ причин неуспешности.
В учебно-воспитательный сектор входят:
- классы выравнивания (для детей с задержкой психического развития);
- вспомогательные классы (для умственно отсталых);
- обучение по индивидуальным программам развития (для детей с глубокими нарушениями интеллекта).
Классы выравнивания (1-9 классы) комплектуются детьми, имеющими заключение психолого-медико-педагогической комиссии о задержке психического развития. Обучаются по учебному плану и программе школы VII вида. Вспомогательные классы (1-9 классы) обучаются по учебному плану и программе школы VIII вида. Обучение детей с глубокими нарушениями интеллекта ведётся по индивидуально разработанным программам развития. Классы выравнивания комплектуются с I (если есть набор - обычно это дети из детского дома, при поступлении в школу уже имеющие заключение республиканской ПМПК) или со II класса. В течение всего периода обучения в школе учащиеся, успешно справившиеся с программой классов выравнивания, могут переходить в общеобразовательные классы. В целях выявления детей с недостатками в развитии, коррекционной помощи и создания у детей предпосылок учебной деятельности при детском саде организован 0 (диагностический ) класс, обучение в котором ведётся по учебному плану 0 (нулевого) класса школы VIII вида как наиболее приемлемого для самых тяжёлых детей и из-за дополнительных часов, входящих в коррекционные технологии: игра и игротерапия, ритмика, логопедия.
Коррекционно-развивающий, учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со следующими основными положениями:
- Пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате с оптимальной наполняемостью класса от 9 до 12 учащихся, что позволяет учителю реализовать принцип индивидуализации обучения.
- Коррекционную направленность всех учебных предметов, включающих, наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки.
- Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
- Работа классов КРО в режиме группы продленного дня, обеспечивающего полноценную подготовку домашнего задания.
В структуру коррекционно-оздоровительного сектора входят:
- коррекционные студии (кукольный театр, кружки);
- кабинет психо-эмоциональной разгрузки для учащихся и учителей;
- кабинет ЛФК лечебно-укрепляющего массажа;
- медицинский и процедурный кабинеты;
- кабинет физиотерапии;
- стоматологический кабинет.
Медицинский персонал школы состоит из 3 врачей: педиатра, стоматолога, психоневролога, двух фельдшеров: валеолога, массажиста и медсестры физиокабинета.
Одним из важнейших направлений работы специалистов центра является проведение семинаров по изучению основ коррекционно-развивающего обучения и спецпсихологии. Цель семинаров – научить родителей, учителей обычных классов понимать детей с особыми образовательными потребностями, помогать им и правильно относиться.
Основными положительными моментами в создании РЦ можно считать:
- Улучшение успеваемости у учащихся специальных классов.
- Снижение числа правонарушений среди учащихся в целом по школе.
- Создание школьного ПМПк.
- Проведение семинаров по изучению основ коррекционной педагогики.
- Открытие диагностического класса.
Основные направления дальнейшей работы РЦ мы видим в улучшении диагностической работы, в открытии дошкольной коррекционной группы, 10-11 вспомогательных классов. Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей с особыми образовательными потребностями. Именно при создании в школе системы коррекционно-развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие:
а) диагностико-консультативного;
б) коррекционно-развивающего;
в) лечебно-профилактического;
г) социально-трудового направления деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Успеваемость учащихся РЦ
Классы | 1998-1999 | 1999-2000 | 2000-2001 | 2001-2002 | 2002-2003 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кол. уч. |
% усп. |
Кач- во |
Кол. уч. |
% усп. |
Кач- во |
Кол. уч. |
% усп. |
Кач- во |
Кол. уч. |
% усп. |
Кач- во |
Кол. уч. |
% усп. |
Кач- во |
|
1. Вспомогательные классы | 57 | 97% | 31% | 58 | 97% | 25% | 61 | 98% | 27% | 68 | 100% | 27,8% | 80 | 100% | 27,8% |
2. Классы выравнивания (нач.) | 44. | 86.% | 7% | 59 | 89% | 20% | 45 | 97% | 14% | 68 | 100% | 16% | 65 | 98,2% | 19,7% |
3. Классы выравнивания (стар.) | 82 | 89% | 9% | 82 | 89% | 8,7% | 90 | 96,8% | 18% | 66 | 100% | 22,6% | 82 | 96,2% | 19,5% |
4. Домашнее обучение | 11 | 11 | 15 | 17 | 19 | ||||||||||
Всего: | 183 | 90,6% | 15,6% | 199 | 91,7% | 44,1% | 196 | 97,3% | 19,6% | 202 | 100% | 22,1% | 227 | 98,2% | 22,2% |