Интегрированный урок "География-информатика"

Разделы: География, Информатика


Раздел программы по информатике и ИКТ: СУБД Microsoft Access.

Учащиеся знакомы с понятиями: база данных, таблица, поле, запись, ключевое поле.

Учащиеся умеют работать с объектами СУБД Microsoft Access: таблица, запрос, форма, отчет.

Раздел программы по географии: Краеведение.

Новый материал.

 

Тема урока: Однотабличная база данных «Курильская гряда».

Тип урока:

  • информатика - закрепление изученного материала.
  • география – изучение нового материала

Цели урока по информатике:

Закрепить полученные знания и навыки работы с однотабличной базой данных:

  • разработать однотабличную базу данных «Курильская гряда»,
  • заполнить таблицу через созданную учащимися форму, используя раздаточный материал,
  • создать запрос «Площадь острова»,
  • создать отчет «Суммарная площадь Курильской гряды»

Цели урока по географии:

  • определить состав Сахалинской области,
  • изучить названия островов Курильской гряды,
  • научиться, по карте определять широту и долготу,
  • найти суммарную площадь островов Курильской гряды.

Время - 2 урока.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитать чувство патриотизма, любви к малой Родине.
  • Развивающая – развитие внимания, мышления, памяти, познавательного интереса.
  • Учебная – совершенствование навыков создания однотабличной базы данных, закрепление навыка работы с объектами базы данных, приобретение новых знаний.

Раздаточный материал:

  • Таблица «Курильская гряда» с полным перечнем островов и их характеристик.
  • Контурная карта с <Рисунком1> и <Рисунком2>.

Оборудование: компьютерный класс с установленным программным обеспечением - СУБД Microsoft Access.

Подготовка к уроку:

  • растиражировать таблицу с перечнем островов Курильской гряды и их характеристиками по количеству учеников в классе.
  • приготовить перечень пар названий островов Курильской гряды для проведения физкультминутки (Симушир – Кетой; Парамушир – Кунашир)
  • приготовить цепочки названий островов (Танфильева - Атласова – Анциферова; Симушир – Райкоке)

План урока.

Содержание этапа урока

Виды и формы работы

1. Организационный момент Приветствие
2. Мотивационное начало урока Постановка целей урока
3. Актуализация знаний учащихся Фронтальный опрос
4. Объяснение темы урока Работа с тетрадью
5. Физкультминутка Приседания, повороты туловища
6. Обобщение и систематизация знаний, Работа с ЭВМ
7. Закрепление изученного материала Индивидуальная работа с ЭВМ
8. Проверка усвоения материала Самостоятельная работа
9. Подведение итогов Оценивание, постановка домашнего задания

Оформление доски:

Тема: Создание однотабличной базы
данных «Курильская гряда», ее использование.

План.

1. Описание Курильской гряды.

2. Работа с контурной картой по определению долготы и широты.

3. Изучение таблицы «Курильская гряда», определение
типа таблицы – «объекты - свойства»

4. Создание однотабличной базы данных «Курильская гряда».

5. Создание формы «Курильская гряда»

6. Заполнение базы данных через форму.

7. Создание запроса «Площадь острова»

8. Создание отчета «Суммарная площадь Курильской гряды»

9. Самостоятельная работа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учителя приветствуют учащихся.

2. Создание мотивации

Учитель информатики зачитывает стихотворение:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

А.С. Пушкин

Учитель географии зачитывает стихотворение:

Идут острова от Камчатки,
Скрываясь, в туманной дали.
И, кажется, в строгом порядке,
В дозоре стоят корабли.
Где море плещет волною хмурой,
Туман сползает в простор долин,
Где начинается Родины утро,
Лежат острова Курильской гряды.

Знание истории родного края – главная ценность, ибо не может быть любви к большой Родине без любви к месту, где родился и рос, к единственной в нашей стране области на островах.

Учитель информатики объявляет тему урока: Однотабличная база данных «Курильская гряда».

Сообщает цели урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос – учитель по информатике ведет опрос по определениям: база данных, поле, запись, главный (первичный) ключ; просит пояснить содержание понятий объектов базы данных: таблица, форма, запрос, отчет.

Фронтальный опрос – учитель по географии ведет опрос по теме: Остров Сахалин.

4. Объяснение темы урока

Учитель по географии объясняет материал по теме урока.

Сахалинская область – единственная островная область России. В ее состав входят о. Сахалин, Большие и малые Курильские острова. Площадь Сахалинской области составляет 87,1 тыс. кв.км. Площадь о. Сахалин – 76,6 тыс. кв.км. Общая площадь всех Курильских островов – 10,5 тыс. кв.км. Возьмите карту.

Найдите острова, названия которых приведены в таблице.

Определим широту, на которой расположен о.Итуруп. Справа на карте находится шкала с делениями – широта. В верхней части карты определена долгота. Найдем центр о.Итуруп и определим по шкалам значения широты и долготы. Сравним данные с табличными. Аналогично определим широту и долготу для островов Симушир, Шиашкотан, Онекотан.

Работа с тетрадью: запишем правило определения широты и долготы остова, приведем примеры.

5. Физкультминутка

Приседания, повороты туловища.

Учитель называет пару названий островов. Ученики должны присесть, если первый остров расположен севернее, иначе потянуться вверх. Пример: первый остров – Кетой, второй остров - Итуруп. Ученики должны присесть. Аналогичные задания на поворот туловища.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Учащиеся изучают содержание таблицы «Курильская гряда», определяют тип таблицы – «объекты - свойства», называют поля таблицы: «Название острова», «Площадь», «Длина», «Ширина», фиксируют ключевое поле – «Название острова».

Практика:

1) Открываем СУБД Microsoft Access.

2) Используя «Конструктор», создаем таблицу «Курильская гряда». Определяем количество и названия полей, фиксируем ключевое поле.

3) Используя «Мастер форм», создаем форму «Курильская гряда», для заполнения таблицы.

4) Используя «Мастер запросов», создаем запрос «Площадь острова», для определения списка площадей указанных в таблице островов.

5) Используя «Мастер отчетов», создаем отчет «Суммарная площадь Курильской гряды».

7. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с ЭВМ.

Вставить в режиме «Конструктора» в таблицу «Курильская гряда» дополнительные поля – «Широта» и «Долгота». Дополнить информацией таблицу «Курильская гряда» (Способ заполнения определяется учащимся).

8. Проверка усвоения материала.

Самостоятельная работа.

1) Выписать цепочку из названий островов Курильской гряды так, чтобы последняя буква первого слова была первой буквой последующего. Например: Итуруп – Парамушир – Райкоке

2) В таблице «Курильская гряда» произвести сортировку по возрастанию площадей островов.

9. Подведение итогов урока и формулирование домашнего задания.