Конкурс. "Папа, мама, я — читающая семья" на уроках внеклассного чтения

Разделы: Начальная школа


В практике моей работы стало привычным привлекать родителей к участию во всех классных делах. Начиная с 1-го класса, проводятся семейные праздники “Папа, мама, я – читающая семья”, целью которых являются: развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальной школы, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие творческих способностей учащихся, формирование у каждого ребёнка индивидуального опыта самостоятельного чтения, формирование дружного коллектива детей и родителей.

В этой статье предлагается один из семейных праздников “Папа, мама, я – читающая семья”, проводимый по книге А.Н.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

Предварительно перед праздником учащиеся знакомятся с замечательной книгой А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” на уроках литературного чтения и дома.

На уроках ИЗО дети рисуют иллюстрации к сказке.

Для проведения праздника в классе выявляются семейные команды. Им даётся домашнее задание: приготовить инсценировку какого-нибудь фрагмента, придумать вопросы другим командам, представить костюм одного из героев сказки.

Все остальные дети и родители выступают в роли зрителей и болельщиков, которые тоже активно играют: тот, кто первый поднял руку и правильно ответил, получает жетон. Тот, кто наберёт большее количество жетонов, выигрывает в конкурсе болельщиков.

Оборудование:

- портрет писателя;
- в классе оформлена выставка рисунков учащихся по книге А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” для проведения конкурса на лучший рисунок;
- иллюстрации художников к книге;
- предметы для конкурса “Узнай предмет”;
- грамоты за конкурс; призы, подарки,
- жетоны.

Ведущий

Добрый день! Добрый день, дорогие бабушки и дедушки, мамы и папы, братишки и сестрёнки 1-го класса! Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Можете назвать её, как вам нравится – праздник, игра, собрание, ринг – неважно. Главное, что мы с вами нашли возможность встретиться всей “семьёй”. Сегодня мы проводим литературную игру по книге А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Сколько поколений наших детей выросло на этой книге, но до сих пор она не застаивается на книжных полках. Шалунишка Буратино, его друзья и недруги не оставляют детей равнодушными, а сама книга даёт заряд бодрости и оптимизма.

Некоторые вопросы покажутся ребятам сложными. Не переживайте. Во-первых, ответить на них вам помогут взрослые участники игры, а может быть и наоборот: дети будут помогать взрослым; во-вторых, любая игра проводится для того, чтобы вы могли щедро поделиться своими знаниями и чтобы узнать что-то новое.

Условия игры. Каждой команде задаётся вопрос. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов, становится победителем игры.

В жюри выбираются родители и дети из зрителей, а также присутствующие на празднике учителя.

Ведущий представляет участников семейных команд.

I. РАЗМИНКА

1. Какая книга послужила для А. Толстого толчком к созданию “Золотого ключика”? (Ответ: “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы” Коллоди).
2. Почему автор назвал своего главного героя Буратино? (Ответ: “Деревянная кукла” по-итальянски – буратино).
3. Кто нашёл волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Ответ: Столяр Джузеппе по прозванию Сизый Нос).
4. Где происходят события, описываемые в книге? (Ответ: В городке на берегу Средиземного моря).
5. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? (Ответ: Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые).
6. Вопрос зрителям. Что любил Буратино больше всего? (Ответ: Страшные приключения).

II. ВОПРОСЫ ГЛАВАМ СЕМЕЙ

1. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? (Ответ: “Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника”).
2. Во что был одет Буратино? (Ответ: В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки. Туфли из старого голенища и шапочку-колпачок с кисточкой из старого носка).
3. Почему синьор Карабас-Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? (Ответ: Буратино рассказал, что знает потайную дверь, которая ведёт в кукольный театр).
4. Где находилась эта потайная дверь? (Ответ: В каморке у папы Карло за холстом, на котором нарисованы очаг и котелок).
5. Какое учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Ответ: Доктор кукольных наук).
6. Вопрос зрителям. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (Ответ: В Страну Дураков на волшебное Поле Чудес).

ВОПРОС ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса-Барабаса?
(Ответ: “Итальянская сосна” зашифрован на табло, как на игре “Поле Чудес”).

III. ВОПРОСЫ МАМАМ

1. Что предложили лиса Алиса и кот Базилио Буратино на Поле Чудес? (Ответ: “Выкопай ямку, скажи три раза: “Крекс, фекс, пекс”, положи золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать! Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые монеты”).
2. Из чего состоял обед лисы Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне? (Ответ: Три корочки хлеба и к ним чудно зажаренный барашек, гусёнок, парочка голубей на вертеле, печёночка, шесть штук самых жирных карасей и мелкая рыба на закуску).
3. Назовите медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины? (Ответ: Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и народный знахарь Богомол).
4. Назовите всех зверей, птиц и насекомых, кто помог кукольным человечкам в страшном бою на опушке леса. (Ответ: Стрижи, чёрный коршун, жаба, семейство ежей, шмели, шершни, жужелицы, жуки, муравьи, бабочки, мухи).
5. Кто из ежей пришёл на помощь Артемону? (Ответ: Сам ёж, ежиха, ежова тёща, две ежовые незамужние тётки и маленькие еженята).
6. Вопрос зрителям. От чего Буратино первый раз в жизни пришёл в отчаяние? (Ответ: От того, что пропали его друзья из пещеры. И он готов отдать даже золотой ключик, чтобы снова увидеть друзей).

ВОПРОС ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

Под чьим именем Карабас-Барабас пытался арестовать шарманщика Карло? (Ответ: “Тарабарский король” - Поле Чудес).

IV. ВОПРОСЫ ДЕТЯМ – УЧАСТНИКАМ КОМАНД

Кто это?

1. “Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска”. (Ответ: Арлекин).
2. “Рот у неё всегда открыт, чтобы, не теряя времени по пути ловить, кусать, глотать живьём комаров и ночных бабочек”. (Ответ: Летучая мышь).
3. “Появилась большая, страшная змеиная голова”. (Ответ: Пожилая черепаха Тортила).
4. “Существо немного похожее на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: “Крри-кри”, глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками”. (Ответ: Говорящий Сверчок, он жил в каморке у папы Карло).
5. “Вошёл длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок”. (Ответ: Продавец лечебных пиявок Дуремар).
6. Вопрос зрителям. “Он был в одних трусах и пил лимонад. У него было шесть подбородков, нос его утонул в розовых щеках”. (Ответ: Начальник города).

ВОПРОС ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

Как звали портную Мальвины?
(Ответ: “Лизетта” - Поле Чудес. Это была мышь).

V. КОНКУРС “УЗНАЙ ФРАГМЕНТ СКАЗКИ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ”

Всем командам раздаются мозаично разрезанные иллюстрации к сказке, которые нужно собрать и рассказать о том, какой фрагмент сказки запечатлён на иллюстрации.

VI. БЛИЦТУРНИР ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

Проводится в то время, пока команды выполняют задание предыдущего конкурса.

1.Кто дал Буратино золотой ключик? (Ответ: Черепаха Тортила).
2. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Ответ: Зеркального карпа).
3. Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика? (Ответ: В большом глиняном кувшине).
4. Кто в самый последний момент приходит на выручку Буратино и его друзьям? (Ответ: Папа Карло).
5. Что скрывалось за потайной дверью? (Ответ: Кукольный театр чудной красоты).
6. Какое название имел новый кукольный театр? (Ответ: Молния).
7. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого города? (Ответ: Сольдо).
8. Название харчевни, где встретились Буратино с лисой и котом? (Ответ: Харчевня “Трёх пескарей”).
9. Кто из героев носил серебряные часы? (Ответ: Пудель Артемон).
10. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Ответ: Касторку).
11. Как звали продавца лечебных пиявок? (Ответ: Дуремар).
12.Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (Ответ: “А роза упала на лапу Азора”. Волшебная – потому, что при чтении слева направо и наоборот она читается одинаково).
13. Как называлось озеро, к которому побежал Буратино искать Мальвину и Пьеро? (Ответ: Лебединое).
14. Сколько часов должен был спать Артемон, чтобы зажили его раны? (Ответ: 24 часа).
15. Кем был папа Карло? (Ответ: Шарманщиком).
16. Где проходил страшный бой? (Ответ: На опушке леса).
17. Кто причёсывал Мальвину? (Ответ: Удод).
18. По сколько раз чихал подряд Карабас-Барабас? (Ответ: 50-100 раз).
19. Как звали ночную птицу, которая предупредила Буратино об опасности? (Ответ: Сплюшка).
20. Как звали народного знахаря? (Ответ: Богомол).
21. Девочка с железным характером. (Ответ: Мальвина).
22. Сколько стоил обед в харчевне? (Ответ: 1 сольдо).
23. Кем был Джузеппе? (Ответ: Столяром).
24. Книжка с большими буквами и занимательными картинками. (Ответ: Азбука).
25. Что будет делать Мальвина в новом театре? (Ответ: Продавать мороженое и билеты).
26. Кто чистил башмаки Мальвине, Пьеро и Буратино? (Ответ: Барсук).
27. Из чего папа Карло сделал Буратино шапочку-колпачок? (Ответ: Из старого носка).
28. Какой предмет пищал человеческим голосом? (Ответ: Полено).
29. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (Ответ: 4 сольдо).
30. При помощи какого животного удалось убежать Пьеро от Карабаса-Барабаса? (Ответ: При помощи зайца).
31. Кто был губернатором города Дураков? (Ответ: Лис).
32. Кто носил чёрный бант? (Ответ: Пудель Артемон).
33. При помощи кого Буратино и Пьеро пришлось чистить зубы? (Ответ: При помощи белых гусениц).
34. Что будет делать Артемон в новом театре? (Ответ: Заведовать бутафорией, театральными костюмами).
35. Что будет делать Пьеро в новом театре? (Ответ: Напишет комедию).
36. Что будет делать Буратино в театре? (Ответ: Играть самого себя).
37. Кто помог Буратино пробраться в харчевню, когда он решил узнать тайну? (Ответ: Петух).
38. Какой величины были шишки на итальянской сосне? (Ответ: С небольшую дыню).
39. Кто были портные? (Ответ: Жук Рогач и рак Шепталло).
40. Почему Буратино не утонул в пруду? (Ответ: Был деревянным).

ВОПРОС ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ИГРЫ

Назовите фамилию русского поэта, придумавшего палиндром “А роза упала на лапу Азора”. (Ответ: А.А.Фет).

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КОМАНД

1. Показ каждой командой инсценировки любого фрагмента сказки.
2. Каждая команда задаёт свои приготовленные вопросы командам-соперникам.
3. Жюри оценивает костюмы героев, представленные командами.

VIII. СТИХОТВОРНЫЙ КОНКУРС

Участвуют все присутствующие.

- Кто автор всех знаменитых стихов, звучащих на страницах книги? (Ответ: Пьеро).

Закончите:

1. Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
(Нос налево, хвост направо,
Это полька Карабас.)

2. Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя…
(Рыдаю, не знаю – куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?)

3. Мы сидим на кочке, где растут цветочки-
(Жёлтые, приятные, очень ароматные.)

4. Лису Алису жалко –
Плачет по ней палка.
(Кот Базилио нищий –
Вор гнусный, котище.)

5. Пляшут тени на стене –
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота,-
(Всё равно подземный путь
Приведёт куда-нибудь.)

IX. КОНКУРС РИСУНКОВ

Жюри определяет победителей в конкурсе рисунков.

X. КОНКУРС “УЗНАЙ ПРЕДМЕТ”

Первый, кто узнает о каком предмете идёт речь, получает этот предмет в подарок.

1. Питание Буратино. (Ответ: Луковица).
2. То, что испортил Буратино, приведя Мальвину к слезам? (Ответ: Тетрадь).
3. Предмет личной гигиены. (Ответ: Тюбик зубной пасты).
4. Косметическое средство. (Ответ: Пудра).
5. Буратино бежал в школу и по дороге даже не смотрел на это. Что это? (Ответ: Леденец).
6. Исходный материал для получения новых вещей. (Ответ: Носки).
7. Материал для конструирования одежды. (Ответ: Клей и набор цветной бумаги).
8. Многозначный предмет. (Ответ: Ручка с пером).
9. Предмет, необходимый для многих людей и для папы Карло. (Ответ: Футляр для очков).
10. Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Ответ: Книга).

XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Награждаются команды-победители за 1, 2, 3 место грамотами (см. Рисунок1); лучший знаток книги среди зрителей; самый обаятельный артист; лучший костюм; лучший рисунок и т. д. призами и подарками, приготовленными Родительским комитетом.