Работа с дошкольниками. Занятие по нравственному воспитанию дошкольников. Тема: "Путешествие в страну добрых дел"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира.

Расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков, вводить в словарь детей антонимы (добрый злой, веселый - грустный).

Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.

Предшествующая работа.

Чтение: Т, Лепихина :“Город цветов”
                                     “Искорка добра”

Русская народная сказка: “Крошечка - Хаврошечка”

Игры - забавы:“Яблонька наклонись” “Ступеньки доброты”

Материал.

Настенное панно: березы, дикие животные, птицы, солнышко, Для драматизации сказки: костюмы для Красной шапочки, бабушки, волка, волчонка, медведица, медвежонок, корзина с яблоками, яблоня, логово волка, домик бабушки, клумбы с цветами.

Ход занятия.

Воспитатель в одежде феи Доброты здоровается с детьми, зайдя в группу: “Здравствуйте девочки и мальчики, Я - фея Доброты из страны добрых дел. Эта страна совсем уже близко, но что бы попасть к ее жителям, нужно быть очень добрым, вежливым и внимательным. Вы часто слышите слово “добрый”. Обычно так говорят о человеке. А какого человека вы назвали бы добрым. Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них. Давайте вспомним пословицы о доброте”?

-Доброе дело два века живет.
-Доброму везде добро.
-Добро - не лихо бродит тихо.
-Добро не горит не тонет.
-Добро творить - себя веселить.
-Добро не умрет, а зло пропадет.
-Добро того учит, кто слушает,

“Ах, мои маленькие друзья, вы меня очень порадовали, и поэтому я приглашаю вас в добрую сказку”. (Сказка прилагается)

Красная Шапочка и добрый волк.

Действующие лица: Красная Шапочка, бабушка, волк, волчонок.

Действие происходит в лесу.

Красная Шапочка (напевает).
- Здравствуйте, горы вот такой вышины!
- Здравствуйте, реки вот такой глубины!

Навстречу ей идет волк,

Волк (очень грустно).
-
Здравствуй, Красная Шапочка.

Красная Шапочка (прячась за дерево, испуганно).
- Волк, прошу тебя, уходи... Ой-ой-ой!

Волк.
- Не бойся меня.

Красная Шапочка.
- Легко сказать “не бойся”! Ты ведь мою бабушку и меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели, а то...

Волк.
- Прости меня. Красная Шапочка. Я многое понял после того случая... Я понял, что злому тяжело жить на свете. Вот я и решил, что теперь буду добрым.   Не бойся меня!

Красная Шапочка.
- А ты меня не обманываешь?

Волк.
- Нет, нет! Я говорю правду, честное-пречестное слово даю.

Красная Шапочка (появляется из-за дерева, робко приближается к волку).
- Ну, если “честное-пречестное...” Что ж, я рада, что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду.

Волк (грустно вздыхая).
- И я рад, что ты мне поверила...

Красная Шапочка.
- Почему же ты так грустно вздыхаешь?

Волк.
- Беда у меня, девочка... Может быть, ты мне поможешь?

Красная Шапочка.
- Конечно, помогу. А что случилось?

Волк.
- У меня есть маленький сын, добрый и послушный волчонок. Вчера он бежал по лесу и угодил в капкан. Лапку повредил, скулит... Что я только ни делал, какие только лечебные травы ни прикладывал к больному месту, ничего не помогает.

Красная Шапочка.
- Надо срочно показать волчонка врачу.

Волк (машет лапами).
- Что ты, что ты! Стоит нам появиться на людях, как они сразу же позовут охотников...

Красная Шапочка.
- Вот видишь, как плохо жить в постоянной вражде. Что же делать? Придумала! Я приведу сюда мою бабушку, она все знает, все умеет.

Волк.
- Милая Красная Шапочка, беги скорей за бабушкой, помоги бедному маленькому волчонку.

Девочка убегает. Происходит смена декорации: вместо леса - волчье логово.

Волчонок (плачет, стонет, охает).
- Как же мне больно!

Волк.
- Потерпи, сынок. Недолго осталось ждать: добрые люди помогут.

Волчонок.
-  Люди? Какие люди? Охотники?

Волк.
- Нет, нет! Красная Шапочка и ее бабушка.

Волчонок.
- Те самые, которых ты чуть не съел?

Волк.
- Да, именно они. (Вздыхает.) Злым я был, глупым... Зачем хороших людей обижал? Добрым надо быть. За добро всегда добром воздается.

Появляются Красная Шапочка и бабушка.

Бабушка (щупает волчонку лоб}.
- Миленький мой, как же это тебя угораздило в капкан попасть? (Осматривает волчонка.) Ну, потерпи, потерпи немного. Я тебя вылечу.

Волк (виновато).
-
Прости меня, бабушка, прости. Я многое понял после нашей последней встречи. Теперь я хочу быть добрым и сына тому же учу.

Бабушка (бинтует лапу волчонку).
-
Вот и хорошо, что ты все понял. Добрым и на свете живется легче. Доброму каждый помочь старается. Ну. вот, лапка забинтована, скоро все заживет... Люди и звери должны жить в дружбе и помогать друг другу.

Волк.
- И я так думаю. А ты, сынок слышал, что сказала бабушка? Запомни ее слова.

Волчонок.
- Слышал, папа! Даю тебе слово быть добрым. Спасибо тебе, Красная Шапочка, за отзывчивость. Спасибо тебе, бабушка, мне уже легче стало, лапа меньше болит.

Волк.
- Спасибо!

Бабушка.
- На здоровье! Поправляйся, волчонок, скорей, а ты, Красная Шапочка, найди охотников и попроси их убрать из леса все капканы.

Красная Шапочка (убегая).
- Надо поторопиться, а то вдруг еще кто-нибудь пострадает.

Волк.
- Чем я могу вам помочь?

Бабушка.
- А ты уже помог. Сам стал добрым и сына тому же учишь... Ну что ж, мне пора домой. До свидания.

Волк.
- До свидания! Приходите к нам мы всегда рады вам! Большое тебе спасибо, бабушка, за корзину с яблоками. А яблочки в корзинке не простые, наливные, с волшебной яблоньки (выставляю яблоню с яблоками). Знает она о вас ребята, о вашей доброте, давайте поиграем с ее веточкой”. (Становимся в круг, у каждого картинка с героем из сказки)

Дети идут по кругу говорят: “Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись, к доброму, хорошему потянись, потянись. А от злого, от плохого отвернись, отвернись”.

Ведущий останавливается около ребенка, называет героя сказки. Бели герой положительный — ребенок входит в середину, если отрицательный - остается на месте.

И так образуется два круга: внутренний - положительные герои, наружный - отрицательные герои.

Ребята давайте наших героев (картинки с изображением героев, персонажей), распределим по ступенькам доброты. Вывешивается панно с цветными полосами.

На красную, оранжевую, желтую дети выставляют положительных героев; на голубую, синюю, фиолетовую – отрицательных героев.

Как только дети закончат выставлять картинки, начинает звучать веселая музыка.

Я предлагаю вам под эту веселую музыку потанцевать. Но с окончанием музыки вы должны застыть в определенной позе: кто то из вас будет гладить собачку, кто то кормить птичку, кто то протирать листочки, т.е. делать доброе дело.

Фея Доброты вносит шарик. К кому шарик попадет, тот стихи читать начнет (дети читают стихи).

Давайте поразмышляем: кому жить легче, тем кто дарит доброту другому, или тому кто прячет ее в сундук ? А как люди дарят друг другу добро?

Давайте наши руки попробуем сделать добрыми, теплыми.

Проводится упражнение “Передача добра” ( дети стоят по двое гладят ладони соседа).

Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.

“Мне очень приятно, что вы научились дарить друг другу добро, Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

А на прощание давайте споем песенку о доброте.