Программные задачи.
Продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
Показать, как приятно дарить другим добро и красоту мира.
Расширять запас слов, обозначающих название действий, признаков, вводить в словарь детей антонимы (добрый злой, веселый - грустный).
Учить детей самостоятельно, выразительно передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения.
Предшествующая работа.
Чтение: Т, Лепихина :“Город цветов”
“Искорка добра”
Русская народная сказка: “Крошечка - Хаврошечка”
Игры - забавы:“Яблонька наклонись” “Ступеньки доброты”
Материал.
Настенное панно: березы, дикие животные, птицы, солнышко, Для драматизации сказки: костюмы для Красной шапочки, бабушки, волка, волчонка, медведица, медвежонок, корзина с яблоками, яблоня, логово волка, домик бабушки, клумбы с цветами.
Ход занятия.
Воспитатель в одежде феи Доброты здоровается с детьми, зайдя в группу: “Здравствуйте девочки и мальчики, Я - фея Доброты из страны добрых дел. Эта страна совсем уже близко, но что бы попасть к ее жителям, нужно быть очень добрым, вежливым и внимательным. Вы часто слышите слово “добрый”. Обычно так говорят о человеке. А какого человека вы назвали бы добрым. Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них. Давайте вспомним пословицы о доброте”?
-Доброе дело два века живет.
-Доброму везде добро.
-Добро - не лихо бродит тихо.
-Добро не горит не тонет.
-Добро творить - себя веселить.
-Добро не умрет, а зло пропадет.
-Добро того учит, кто слушает,
“Ах, мои маленькие друзья, вы меня очень порадовали, и поэтому я приглашаю вас в добрую сказку”. (Сказка прилагается)
Красная Шапочка и добрый волк.
Действующие лица: Красная Шапочка, бабушка, волк, волчонок.
Действие происходит в лесу.
Красная Шапочка (напевает).
- Здравствуйте, горы вот такой вышины!
- Здравствуйте, реки вот такой глубины!
Навстречу ей идет волк,
Волк (очень грустно).
- Здравствуй, Красная Шапочка.
Красная Шапочка (прячась за дерево,
испуганно).
- Волк, прошу тебя, уходи... Ой-ой-ой!
Волк.
- Не бойся меня.
Красная Шапочка.
- Легко сказать “не бойся”! Ты ведь мою бабушку и
меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели,
а то...
Волк.
- Прости меня. Красная Шапочка. Я многое понял
после того случая... Я понял, что злому тяжело жить
на свете. Вот я и решил, что теперь буду добрым.
Не бойся меня!
Красная Шапочка.
- А ты меня не обманываешь?
Волк.
- Нет, нет! Я говорю правду, честное-пречестное
слово даю.
Красная Шапочка (появляется из-за дерева,
робко приближается к волку).
- Ну, если “честное-пречестное...” Что ж, я рада,
что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду.
Волк (грустно вздыхая).
- И я рад, что ты мне поверила...
Красная Шапочка.
- Почему же ты так грустно вздыхаешь?
Волк.
- Беда у меня, девочка... Может быть, ты мне
поможешь?
Красная Шапочка.
- Конечно, помогу. А что случилось?
Волк.
- У меня есть маленький сын, добрый и послушный
волчонок. Вчера он бежал по лесу и угодил в
капкан. Лапку повредил, скулит... Что я только ни
делал, какие только лечебные травы ни
прикладывал к больному месту, ничего не помогает.
Красная Шапочка.
- Надо срочно показать волчонка врачу.
Волк (машет лапами).
- Что ты, что ты! Стоит нам появиться на людях,
как они сразу же позовут охотников...
Красная Шапочка.
- Вот видишь, как плохо жить в постоянной вражде.
Что же делать? Придумала! Я приведу сюда мою
бабушку, она все знает, все умеет.
Волк.
- Милая Красная Шапочка, беги скорей за бабушкой,
помоги бедному маленькому волчонку.
Девочка убегает. Происходит смена декорации: вместо леса - волчье логово.
Волчонок (плачет, стонет, охает).
- Как же мне больно!
Волк.
- Потерпи, сынок. Недолго осталось ждать: добрые
люди помогут.
Волчонок.
- Люди? Какие люди? Охотники?
Волк.
- Нет, нет! Красная Шапочка и ее бабушка.
Волчонок.
- Те самые, которых ты чуть не съел?
Волк.
- Да, именно они. (Вздыхает.) Злым я был,
глупым... Зачем хороших людей обижал? Добрым надо
быть. За добро всегда добром воздается.
Появляются Красная Шапочка и бабушка.
Бабушка (щупает волчонку лоб}.
- Миленький мой, как же это тебя угораздило в
капкан попасть? (Осматривает волчонка.) Ну,
потерпи, потерпи немного. Я тебя вылечу.
Волк (виновато).
- Прости меня, бабушка, прости. Я многое понял
после нашей последней встречи. Теперь я хочу быть
добрым и сына тому же учу.
Бабушка (бинтует лапу волчонку).
- Вот и хорошо, что ты все понял. Добрым и на
свете живется легче. Доброму каждый помочь
старается. Ну. вот, лапка забинтована, скоро все
заживет... Люди и звери должны жить в дружбе и
помогать друг другу.
Волк.
- И я так думаю. А ты, сынок слышал, что сказала
бабушка? Запомни ее слова.
Волчонок.
- Слышал, папа! Даю тебе слово быть добрым. Спасибо
тебе, Красная Шапочка, за отзывчивость. Спасибо
тебе, бабушка, мне уже легче стало, лапа меньше
болит.
Волк.
- Спасибо!
Бабушка.
- На здоровье! Поправляйся, волчонок, скорей, а ты,
Красная Шапочка, найди охотников и попроси их
убрать из леса все капканы.
Красная Шапочка (убегая).
- Надо поторопиться, а то вдруг еще кто-нибудь
пострадает.
Волк.
- Чем я могу вам помочь?
Бабушка.
- А ты уже помог. Сам стал добрым и сына тому же
учишь... Ну что ж, мне пора домой. До свидания.
Волк.
- До свидания! Приходите к нам мы всегда рады вам!
Большое тебе спасибо, бабушка, за корзину с
яблоками. А яблочки в корзинке не простые,
наливные, с волшебной яблоньки (выставляю яблоню
с яблоками). Знает она о вас ребята, о вашей
доброте, давайте поиграем с ее веточкой”.
(Становимся в круг, у каждого картинка с героем из
сказки)
Дети идут по кругу говорят: “Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись, к доброму, хорошему потянись, потянись. А от злого, от плохого отвернись, отвернись”.
Ведущий останавливается около ребенка, называет героя сказки. Бели герой положительный — ребенок входит в середину, если отрицательный - остается на месте.
И так образуется два круга: внутренний - положительные герои, наружный - отрицательные герои.
Ребята давайте наших героев (картинки с изображением героев, персонажей), распределим по ступенькам доброты. Вывешивается панно с цветными полосами.
На красную, оранжевую, желтую дети выставляют положительных героев; на голубую, синюю, фиолетовую – отрицательных героев.
Как только дети закончат выставлять картинки, начинает звучать веселая музыка.
Я предлагаю вам под эту веселую музыку потанцевать. Но с окончанием музыки вы должны застыть в определенной позе: кто то из вас будет гладить собачку, кто то кормить птичку, кто то протирать листочки, т.е. делать доброе дело.
Фея Доброты вносит шарик. К кому шарик попадет, тот стихи читать начнет (дети читают стихи).
Давайте поразмышляем: кому жить легче, тем кто дарит доброту другому, или тому кто прячет ее в сундук ? А как люди дарят друг другу добро?
Давайте наши руки попробуем сделать добрыми, теплыми.
Проводится упражнение “Передача добра” ( дети стоят по двое гладят ладони соседа).
Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.
“Мне очень приятно, что вы научились дарить друг другу добро, Вы чувствуете как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
А на прощание давайте споем песенку о доброте.