Немецкий? Почему бы и нет!

Разделы: Работа с родителями


Беседа (рекомендуется для проведения на родительском собрании)

Цель проведения: Заинтересовать родителей в изучении детьми немецкого языка.

Задачи беседы:

1) Познакомить родителей со значением и целями обучения иностранным языкам;
2) Обратить внимание на преимущество изучения немецкого языка;
3) Познакомить с результатами и перспективами учащихся, изучающих немецкий язык.

 Идею проведения таких бесед с родителями мне подсказала сама жизнь, так как в начале сентября перед родителями и детьми встает проблема выбора изучаемого языка. К сожалению, этот выбор чаще не в пользу немецкого, особенно в последнее время. Но стоит ли мириться с таким положением дел? Может, попытаться аргументировано доказать, что немецкий язык имеет такое же право на существование в школе, как и любой другой. В апреле, мае я выступаю перед родителями именно с целью озвучить данную проблему и попытаться совместными усилиями ее решить.

Иностранный язык как учебный предмет занимает важное место в школьном образовании молодежи в нашей стране. Сегодня не приходится спорить о роли и значении иностранных языков в жизни человека.

Предприятия вступают в новую форму сотрудничества - налаживаются их прямые связи с зарубежными партнерами, проводятся совместные научно-конструкторские и экспериментальные работы.

Для этих целей создаются совместные коллективы ученых и специалистов. Все более очевидно, что на работу за границу целесообразно отправлять специалистов, владеющих иностранным языком. Это поможет узнать о стране, отрасли, предприятии.

В настоящее время большая роль отводится компьютеризации и информатизации общества, что тоже требует знания иностранных языков.

Иностранный язык обогащает наш кругозор сведениями по истории, географии, литературе, искусству, музыке, знакомит с бытом стран изучаемого языка. В русском языке много слов, заимствованных из немецкого языка: бухгалтер, ярмарка, айсберг, шлагбаум, бутерброд, салат, галстук, цейтнот, эндшпиль, штаб, фельдмаршал и много других слов, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни.

Овладение иностранным языком способствует формированию культуры человека. Но именно из-за иностранного языка мы сталкиваемся с рядом проблем, возникающих вследствие дилеммы, какой язык выбрать для изучения нашим детям, какой язык престижнее, не зная о том, что немецкий язык не уступает английскому языку. Нашу страну посещает большое количество туристов и деловых людей из немецкоязычных стран.

Кроме того, в последние годы на мировом рынке идет спрос на специалистов, свободно владеющих немецким языком. Растет число совместных торговых предприятий с фирмами немецкоязычных стран: “Ленвест” (производство обуви), журнал “Бурда Моден” и т.д.

В наши дни бытует мнение, что престижным языком является английский язык, не могу не согласиться с этим. Однако престиж английского языка состоит в том, что он выбран международным языком, а это значит, что он является самым легким по специфике и структуре из всех остальных существующих языков мира. Поэтому, когда встает вопрос о том, в какую группу определить своего ребенка для изучения иностранного языка, большинство родителей отдает предпочтение именно английскому языку. Но они совершенно не задумываются о том, что знание любого иностранного языка считается уже престижным в наши дни. Ведь изучение иностранного языка, неважно какого (французского, английского, немецкого) способствует развитию памяти, расширению кругозора, формированию мировоззренческих ценностей и т.п.”

Поэтому я провожу заочные путешествия с родителями по Германии , приглашая их в многоликую страну в сердце Европы с богатой историей, разнообразными типами ландшафта и развитой инфраструктурой отдыха, которая не перестает привлекать к себе внимание путешественников. Отмечаю, что даже самый небольшой городок в Германии всегда сможет удивить. “Старинные соборы и фахверковые домики, сохранившие дух былых времен, традиции и праздники, свойственные той или иной местности, - все бережно сохранено в этой индустриально развитой стране. Германия – родина великих мыслителей, ученых, поэтов, музыкантов и композиторов. Она дала мировой культуре такие имена, как: Гегель, Кант, Лейбниц, Эйнштейн, Гете, Вагнер, Бах, Бетховен, Шуман …”. Я рассказываю родителям, что именно их детям предстоят увлекательные путешествия по прославленным этими именами местам и историческим областям. “Живописные баварские Альпы, средневековые замки Рейна, оперные театры и музыкальные праздники, карнавалы Мюнхена, минеральные источники, фантастические аквапарки, старинные церкви и ратуши в городах, словно сошедших с картинок из сказок братьев Гримм.”

В конце пятого класса провожу вместе с детьми праздничный концерт “ Чему мы научились?”, где ребята рассказывают стихи, диалоги, поют песни на немецком языке. Продолжаю с ними заниматься и до окончания школы, оттачивая языковое мастерство в диалогах, переводах, аудировании, составлении рассказов, написании сочинений и даже небольших поэтических набросков. Приносит ли это плоды, на мой взгляд, судить родителям. Я же, в свою очередь, представлю небольшую статистику, которая лучше меня расскажет об этом. Мои ученики меня только радуют!

Вот уже несколько лет Дальний Восток поддерживает тесные связи с Германией. А для этого, естественно, необходимы специалисты немецкого языка. Так, например, в г.Благовещенске в педагогическом (БГПУ) и Амурском Государственном (АмГУ) университете ведут обучение преподаватели из вузов Германии. Кроме того, в БГПУ создан центр взаимодействия двух держав мира - России и Германии - “Гете-Центр”, благодаря которому БГПУ имеет возможность отправлять не только своих преподавателей, но и студентов на стажировку в Германию, обмениваться опытом с иностранными коллегами. На базе этого центра регулярно проводятся различные конференции, семинары, форумы.

Студенты БГПУ и АмГУ, изучающие немецкий язык, имеют уникальную возможность общаться непосредственно с носителями яэыка (не выезжая даже для этого за границу ), участвовать в олимпиадах и различных конкурсах между вузами. Так, например, бывшие выпускницы нашей школы и мои ученицы Галина Стрелова и Анна Васина [работающая в данный момент на филологическом факультете АмГУ), стали победительницами конкурсов о Германии и были награждены поездкой в данную страну.

Успешно окончили филологический факультет немецкого отделения и работают в различных сферах Екатерина Морозова и Ольга Вялова. Свои знания по немецкому языку на филологическом факультете сейчас углубляют Борис Бровко, Анна Корбан, Надежда Безенина, Егор Осипов. В наших вузах как английскому, так и немецкому языкам уделяют одинаковое внимание. Зная немецкий язык, можно легко освоить другие германские языки: датский, английский, шведский, норвежский, голландский.

Завершая беседу, мне бы хотелось сказать несколько слов: “Уважаемые родители! Подумайте о будущем своих детей. Изучив немецкий язык в рамках даже школьного курса, они получат элементарные знания об изучаемом языке (спряжения, склонения, время, падежи и т.д.); научатся неплохо общаться и понимать своего собеседника, писать, читать; получат знания об истории, географии, музыке, архитектуре, искусстве Германии, будут современными, образованными людьми.”

Таким образом, я добиваюсь основной цели своей беседы - не только заинтересовать родителей в изучении их детьми немецкого языка, но и привлечь в группу, изучающую немецкий, самих ребят, показать, что немецкий язык может быть для них вторым или даже первым!