Создание модели организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении посредством развития ученического самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Суть инициативы

Изучение рыночной системы социально-экономических отношений с учетом Российской национальной специфики, знания, умения и навыки, полученные в системе воспитательной работы по социально-экономическим программам, готовят школьников к пониманию важных аспектов современной жизни, к активному участию в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности. В успехах школьного образования и воспитания заинтересовано все общество: политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители и сами учащиеся. Постоянно повышаются в динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые к молодым специалистам.

Последовательное изучение основных закономерностей, достоинств и недостатков рыночной экономики, предпринимательства, менеджмента с применением интерактивных технологий в стенах школы поможет подросткам научиться справляться с задачами и трудностями, которые их ожидают во “взрослой жизни”. Формирование рыночных отношений обусловило необходимость появления социально адаптированных, грамотных, творчески инициативных молодых людей. Но современный рынок труда требует от выпускников не только технологической подготовки, но и опыта трудовых отношений в конкурентной среде, способности и умения управлять своей деловой карьерой, создавать на базе освоенной профессии собственное дело, формировать в его рамках предпринимательский замысел и находить пути его реализации.

Главный упор в создании модели делается на саморазвитие молодого человека, развитие предпринимательской инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в объеме детской организации “Достижение молодых”, целью которой является социально-экономическое и правовое образование.

Цели и задачи

  1. Развитие и упрочение детской организации через самоуправление как межвозрастного конструктивного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
  2. Подготовка молодежи к новым формирующимся социально-экономическим отношениям в обществе.
  3. Оказание помощи подросткам и молодежи в выборе и организации собственного дела в избранной сфере деятельности.
  4. Обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя и владельца производственных ресурсов.
  5. Развитие у подростков потребности к саморазвитию и самообразованию, экономическому и профессиональному самоопределению.

Основные идеи программы

Основные идеи программы заключаются в том, что через систему самоуправления и детскую общественную организацию “Достижение молодых” создать условия, которые способствовали бы развитию интеллектуальных творческих личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе социально-экономических и правовых подходов во внеурочной деятельности в рамках воспитательной работы.

Сквозная образовательная программа по экономике и праву предполагает, что учащиеся осваивают теоретический курс, затем закрепляют его в деловых и компьютерных играх, а на третьем этапе создают малые предприятия, так называемые “Школьные компании”, моделирующие малый бизнес.

Система воспитательной деятельности представлена в приложении № 1.

Схема самоуправления учащихся в приложении №2.

Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, идти к своей карьере в жизни, оставаясь при этом высоко нравственным человеком, участникам этой программы сформированы следующие требования:

  • многозначность и вариативность программ, их нацеленность на развитие творческого потенциала личности, производителя, потребителя: “Личная экономика”, “Планирование карьеры и жизни”, “Предпринимательство в действии”, маркетинг, психология менеджмента, деловой этикет, бух. учет.
  • обеспечение различных уровней воспитательной работы: по интересам, типам и средствам; по курсам через самоуправление; организаций “Школьных компаний”, участие в ярмарках и слетах “Школьных компаний” на уровне образовательного учреждения, города.
  • участие в международно-сетевых играх по интернету по “Моделированию экономики и менеджмента”, “Банки в действии”.
  • информационное и техническое обеспечение.
  • методологическое обеспечение деятельности педагогического состава.
  • художественно-эстетическое сопровождение (“Школа искусств”, оформление стендов, реклама и т.д.).

Оценка системы воспитательной работы

Оцениваться должно каждое конкретное мероприятие, а также определенный этап программы. В ходе анализа результатов оценки возможна соответствующая корректировка дальнейших действий. Основаниями для оценки могут служить следующие критерии:

  • сравнительные данные об изменении состояния воспитательной деятельности за определенный временной срок через анкетирование обучающихся
  • уровень экономических знаний, умений, навыков предпринимательской деятельности у выпускников образовательного учреждения
  • уровень воспитанности учащихся
  • заинтересованность других образовательных учреждений в системе воспитательной работы посредством ученического самоуправления.