Тальменский санаторный детский дом является учреждением, принимающим детей с туберкулезной инфекцией и малыми затихающими локальными формами туберкулеза со всего Алтайского края. Рассчитан на 140 мест. Расположен на окраине поселка в природоохраняемой зоне ленточного бора «Тальменское урочище» и в излучине реки Тальменки. Имеет территорию 5 га, пришкольный участок в 0,4 га, парковые насаждения, спортивную площадку, огород 3 га. В силу специфики заболеваний дети обучаются в школе при детском доме, получая основное образование.
Неблагоприятная социально-экономическая и экологическая обстановка в Алтайском крае способствует увеличению потока детей в детский дом нашего профиля с умственным недоразвитием.
По прохождению курса лечения и реабилитации воспитанников определяют в другие детские дома. Ежегодное движение детей от общего количества составляет 36,8%. Среди младшего и среднего школьного возраста процент движения детей наиболее высок, среди выпускников его практически нет.
Результаты врачебного осмотра детей говорят о большом выявлении заболеваний параллельно профильному (основному). Именно поэтому большинство детей вынуждено проживать в детском доме локализовано.
Но даже те дети, которые могут выехать за пределы детского дома, не всегда имеют такую возможность, т.к. в Тальменском районе только два действующих загородных летних оздоровительно-образовательных лагеря на 540 мест.
Как организовать разнообразие жизнедеятельности ребенка? Какое место в системе работы детского дома должен занять каникулярный отдых? Как совместить этот отдых с системой самообеспечения детского дома?
По мнению Евгения Рыбинского, кандидата педагогических наук, доцента: «…каникулярный отдых - это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка».
Все выше перечисленные проблемы и поставили перед нами задачу создания системы детского труда и отдыха, оздоровления и занятости, совершенствование условий для развития личности ребенка в каникулярный период в условиях проживания в детском доме.
Цели и задачи
Цель: создание условий для восстановления, сохранения, реабилитации здоровья ребенка, формирования житейских умений и навыков самообеспечения.
Задачи:
1. Сохранение, компенсация, укрепление здоровья детей и персонала, профилактика болезней, формирование ЗОЖ всех субъектов воспитательного процесса.
2. Удовлетворение базовых психо-социальных потребностей личности в общении, в признании, в уважении, в самореализации через организацию многоплановой, разнообразной деятельности.
3. Социализация личности ребенка через приобщение к культурно-нравственным ценностям, духовным идеалам.
4. Преобразование форм взаимодействия коллектива и каждой личности в отдельности.
5. Включение подростков в социально-значимые виды деятельности и общение в коллективе, предоставление возможности заниматься любимым делом.
6.Профилактика детской и подростковой беспризорности, правонарушений.
7. Организационно-методическое обеспечение содержания каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
8. Современное, профессиональное решение вопросов и проблем организационного, нормативно-правового, кадрового, финансово-хозяйственного и материального обеспечения жизнедеятельности.
9. Воспитание учащихся в духе коллективизма и добровольного, положительного отношения к труду.
Центральная идея
Основной идеей программы является социально-трудовая адаптация воспитанника. Реализация этой идеи обеспечивается при условии моделирования специальной практики соединения свободы и ответственности, интереса и нормы. Именно каникулы отвечают, с одной стороны, запросам ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и, с другой стороны, необходимости развития ежедневных трудовых отношений.
Мы принимаем корневые идеи коммунарских методик 60-80 годов, где:
- воспитание понимается и реализовывается не как целенаправленное педагогическое воздействие, а как создание условий для взаимодействия, товарищеских отношений детей и взрослых и взаимовлияния;
- ребенок становится активным, суверенным участником коллективного дела, а не его пассивным зрителем или наблюдателем.
Виды и формы воспитательной работы
Основными видами воспитательной работы в каникулярный период в санаторном детском доме являются коллективная и индивидуальная трудовая и досуговая деятельность, которая в свою очередь имеет следующие направления:
1. Организация здорового образа жизни (беседы, анкетирование, закаливающие процедуры, спортивные игры, стенгазеты, санбюллетени, антирекламы).
2. Обогащение знаний о природе (экологические экспедиции, викторины, домашние «Эрмитажи», воспитательские часы, сбор гербариев, работа с природным материалом и его заготовка, экоигры).
3. Развитие художественно-прикладных умений и задатков (работа в творческих мастерских, выставки, концерты, ярмарки).
4. Закрепление умений о ведении приусадебного хозяйства (дидактические игры, комплексные практические работы, конкурсы).
5. Приобщение к регулярным занятиям краеведением и туризмом (изучение флоры и фауны родного края, посещение музеев, исторических мест, путешествия, экспедиции, одно, двух, трехдневные походы в пределах края; лыжные походы, учебно-тренировочные занятия, соревнования, физическая и маршевая подготовка).
6. Допрофессиональная подготовка (формирование ученических бригад).
«СОЛНЫШКО»
Программа деятельности
оздоровительно-образовательного лагеря при
Тальменском санаторном детском доме.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: создание условий для восстановления, сохранения, реабилитации здоровья ребенка; формирования житейских умений и навыков самообеспечения.
Задачи программы:
1. Формировать знания, умения и навыки здорового образа жизни.
2. Расширение знаний о родном крае.
3. Продолжать обучение и развитие прикладным и
организаторским способностям:
лидерские качества;
4. Создание оптимального набора зон практических занятий:
- по ведению приусадебного хозяйства (работа с землей и растениями);
- выполнению косметического ремонта квартиры;
- заготовке и применению лекарственных трав;
- формированию строительных бригад по реконструкции здания.
5. Создание условий для трудовой занятости несовершеннолетних.
6. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Логика смены (для летнего лагеря)
Каждая смена делится на шесть пятидневок (зависит от режима работы педагогов).
Логика пятидневки
1 день – организационный (постановка задач, составление плана конкретных дел, отбор участников и организаторов, диагностика мотивов и способностей детей).
2 день – учебный (беседы, комплексные практические работы, детские игры, работа мастерских, секций, кружков, отрядные дела, работа по программе «Становление»).
3 день – развитие творчества (конкурсы, работа площадок, сюжетно-ролевые игры, отрядные дела, диагностика уровня полученных знаний и т.д.).
4 день – подготовка и проведение ключевого дела.
5 день – итоги: конкурсы, смотры.
Наименование | Цели и проведение |
Ожидаемый результат |
Организационный период |
||
«Рождение отряда» | * выбор символики отряда; * анализ первичных исследований диагностического среза; * выявление лидеров, включение в работу органов самоуправления. |
* отряды определят себя, сформулируют
внутренний актив; * оформят информационный стенд; * начнется формирование межличностных отношений; |
«Создание карты взаимодействий» | * выработка единых норм поведения; * распределение поручений; обсуждение программ; * определение творческих планов. |
* скоординируется деятельность совета
самоуправления; * сформируется общее представление о смене; * определятся конкретные дела; * определится план-задание для каждого отряда. |
«Выставка опытных материалов» | «Реклама программ» (творческих мастерских). | * каждый ребенок выберет деятельность по душе. |
«Интервью» - опрос | Первичная характеристика организационного периода. | Определится выбор форм и методов работы. |
Основной период | ||
Трудовой десант (работа с землей) | Закрепление знаний и умений по уходу за овощными культурами. | Научатся полоть гряды с овощами вручную, картофельное поле, тяпкой рыхлить землю спец. инвентарем, поливать, подсаживать и т.д. |
«Чистое утро» | Обеспечить своевременное поддержание санитарно- гигиенических норм в жилых помещениях. | Ребята закрепят навык углубленной уборки квартиры, украшения жилища. |
Мастерские: «Веселый каблучок», «Волшебная игла», «Нити жизни», «Оттиск», «Здоровье», «Туристическая», «Родники», «Село родное». |
Создание «поля успеха», углубленное изучение отдельно взятой программы в зависимости от индивидуальных возможностей. | Овладеют навыками швейных, художественных и спортивно – туристических технологий, достигнут представления о красоте, пользе, отраженной в здоровом теле, украшении (художественных и швейных изделий), принципах конструирования танца. |
«Всемирный день окружающей среды» | Пропаганда знаний в экзосфере и ее обитателях. | |
«Красота без вреда» | Активизация творческих способностей, умение видеть прекрасное в природе. | Раскроется творческий потенциал ребенка, разовьется умение изготавливать из бросового материала поделки. |
«Академия лесных наук» | Расширение знаний о пернатых, населяющих Тальменское урочище. | Научатся слушать и слышать голоса леса, различать птицу по оперению, закрепят знания об их повадках и т.д. |
«Экологическая зона заботы» | Демонстрация норм и правил экологически грамотного поведения. | Ребята расчистят затор на реке Тальменка, огородят муравейник, расчистят лесную поляну от мусора. |
«Красная книга Тальменки» | Знакомство с уникальными объектами (охраняемыми животными и растениями). | Приобретут знания о редких растениях, произрастающих в Тальменском районе. |
«Лесная аптека». | Закрепление знаний о лекарственных растениях и их применении. | Научатся различать на вкус и опознавать по внешним признакам лекарственные растения, доступные в быту. |
Игра – путешествие «Наркомании – нет!» | Способствовать осознанию подростками ценности собственного здоровья. | Ребята приобретут новый положительный социальный опыт для личностного развития, научатся коллективному взаимодействию, познакомятся с причинами возникновения наркотической зависимости. |
Лесные диковины и чудеса рядом с нами (выставка изделий из природного материала). | Совершенствование детской творческой деятельности. | Дети выполнят оригинальные по замыслу и художественной выразительности, умелые по использованию природного и бросового материала работы. |
Итоговый период: | ||
«Экспресс- опрос» «что полезного я сделал?». | Проанализировать работу пятидневки, смены. | Определятся разноуровневые знания детей по этому понятию. |
«Последняя линейка» | Награждение организаторов, активных участников смены. | Выявится рост каждого участника лагерной смены. |
Ожидаемые результаты I смены
- Дети приобретут навыки здорового образа жизни.
- Приобретут умение и навыки по ведению приусадебного хозяйства (работа с овощными культурами).
- Накопится исследовательский материал об эффективности реализуемой программы в свете творческих мастерских и общей экологической темы.
- Разовьется творческий, эстетический, физический, познавательный потенциал ребенка.
Литература.
- Барканов С. Каникулы: обновление традиций // Народное образование № 3, 2001 С 11-16.
- Бедерханова В. От несвободы к свободному ребёнку и педагогу // Народное образование № 4-5, 2000 С 31-37.
- Демакова И. Корчаковский лагерь « Наш дом» // Народное образование №3, 2001 С 101-104.
- Ерёгина С. Туристические походы в летнем лагере //Народное образование № 3, 2001 С 109-110.
- Ерёгина С. Физическая культура в летнем оздоровительном и спортивном лагере. // Народное образование № 4-5, 2000 С 218-224.
- Жульникова С. Проект « Школа первобытных ремёсел»: образование культурой. // Народное образование № 4-5, 2000 С 188-198.
- Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование № 4-5, 2000 С 25-31.
- Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска.- Курган-Челябинск, 1995.- 80с.
- Молчан О., Щекотова Л. Бережёного бог бережёт // Народное образование № 3, 2002 С 200-208.
- Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование № 4-5, 2000 С 5-10.
- Таран Ю. Как разработать программу лагеря // Народное образование № 3, 2001 С 69-71.