"Каникулы" – программа по организации деятельности в каникулярное время в Тальминском санаторном детском доме

Разделы: Социальная педагогика


Тальменский санаторный детский дом является учреждением, принимающим детей с туберкулезной инфекцией и малыми затихающими локальными формами туберкулеза со всего Алтайского края. Рассчитан на 140 мест. Расположен на окраине поселка в природоохраняемой зоне ленточного бора «Тальменское урочище» и в излучине реки Тальменки. Имеет территорию 5 га, пришкольный участок в 0,4 га, парковые насаждения, спортивную площадку, огород 3 га. В силу специфики заболеваний дети обучаются в школе при детском доме, получая основное образование.

Неблагоприятная социально-экономическая и экологическая обстановка в Алтайском крае способствует увеличению потока детей в детский дом нашего профиля с умственным недоразвитием.

По прохождению курса лечения и реабилитации воспитанников определяют в другие детские дома. Ежегодное движение детей от общего количества составляет 36,8%. Среди младшего и среднего школьного возраста процент движения детей наиболее высок, среди выпускников его практически нет.

Результаты врачебного осмотра детей говорят о большом выявлении заболеваний параллельно профильному (основному). Именно поэтому большинство детей вынуждено проживать в детском доме локализовано.

Но даже те дети, которые могут выехать за пределы детского дома, не всегда имеют такую возможность, т.к. в Тальменском районе только два действующих загородных летних оздоровительно-образовательных лагеря на 540 мест.

Как организовать разнообразие жизнедеятельности ребенка? Какое место в системе работы детского дома должен занять каникулярный отдых? Как совместить этот отдых с системой самообеспечения детского дома?

По мнению Евгения Рыбинского, кандидата педагогических наук, доцента: «…каникулярный отдых - это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка».

Все выше перечисленные проблемы и поставили перед нами задачу создания системы детского труда и отдыха, оздоровления и занятости, совершенствование условий для развития личности ребенка в каникулярный период в условиях проживания в детском доме.

Цели и задачи

Цель: создание условий для восстановления, сохранения, реабилитации здоровья ребенка, формирования житейских умений и навыков самообеспечения.

Задачи:

1. Сохранение, компенсация, укрепление здоровья детей и персонала, профилактика болезней, формирование ЗОЖ всех субъектов воспитательного процесса.

2. Удовлетворение базовых психо-социальных потребностей личности в общении, в признании, в уважении, в самореализации через организацию многоплановой, разнообразной деятельности.

3. Социализация личности ребенка через приобщение к культурно-нравственным ценностям, духовным идеалам.

4. Преобразование форм взаимодействия коллектива и каждой личности в отдельности.

5. Включение подростков в социально-значимые виды деятельности и общение в коллективе, предоставление возможности заниматься любимым делом.

6.Профилактика детской и подростковой беспризорности, правонарушений.

7. Организационно-методическое обеспечение содержания каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

8. Современное, профессиональное решение вопросов и проблем организационного, нормативно-правового, кадрового, финансово-хозяйственного и материального обеспечения жизнедеятельности.

9. Воспитание учащихся в духе коллективизма и добровольного, положительного отношения к труду.

Центральная идея

Основной идеей программы является социально-трудовая адаптация воспитанника. Реализация этой идеи обеспечивается при условии моделирования специальной практики соединения свободы и ответственности, интереса и нормы. Именно каникулы отвечают, с одной стороны, запросам ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и, с другой стороны, необходимости развития ежедневных трудовых отношений.

Мы принимаем корневые идеи коммунарских методик 60-80 годов, где:

  • воспитание понимается и реализовывается не как целенаправленное педагогическое воздействие, а как создание условий для взаимодействия, товарищеских отношений детей и взрослых и взаимовлияния;
  • ребенок становится активным, суверенным участником коллективного дела, а не его пассивным зрителем или наблюдателем.

Виды и формы воспитательной работы

Основными видами воспитательной работы в каникулярный период в санаторном детском доме являются коллективная и индивидуальная трудовая и досуговая деятельность, которая в свою очередь имеет следующие направления:

1. Организация здорового образа жизни (беседы, анкетирование, закаливающие процедуры, спортивные игры, стенгазеты, санбюллетени, антирекламы).

2. Обогащение знаний о природе (экологические экспедиции, викторины, домашние «Эрмитажи», воспитательские часы, сбор гербариев, работа с природным материалом и его заготовка, экоигры).

3. Развитие художественно-прикладных умений и задатков (работа в творческих мастерских, выставки, концерты, ярмарки).

4. Закрепление умений о ведении приусадебного хозяйства (дидактические игры, комплексные практические работы, конкурсы).

5. Приобщение к регулярным занятиям краеведением и туризмом (изучение флоры и фауны родного края, посещение музеев, исторических мест, путешествия, экспедиции, одно, двух, трехдневные походы в пределах края; лыжные походы, учебно-тренировочные занятия, соревнования, физическая и маршевая подготовка).

6. Допрофессиональная подготовка (формирование ученических бригад).

«СОЛНЫШКО»
Программа деятельности оздоровительно-образовательного лагеря при Тальменском санаторном детском доме.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: создание условий для восстановления, сохранения, реабилитации здоровья ребенка; формирования житейских умений и навыков самообеспечения.

Задачи программы:

1. Формировать знания, умения и навыки здорового образа жизни.

2. Расширение знаний о родном крае.

3. Продолжать обучение и развитие прикладным и организаторским способностям:

  • лидерские качества;
  • умение решать проблему;
  • наличие творческого подхода;
  • знание правил, навыков организаторской работы;

4. Создание оптимального набора зон практических занятий:

  • по ведению приусадебного хозяйства (работа с землей и растениями);
  • выполнению косметического ремонта квартиры;
  • заготовке и применению лекарственных трав;
  • формированию строительных бригад по реконструкции здания.

5. Создание условий для трудовой занятости несовершеннолетних.

6. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Логика смены (для летнего лагеря)

Каждая смена делится на шесть пятидневок (зависит от режима работы педагогов).

Логика пятидневки

1 день – организационный (постановка задач, составление плана конкретных дел, отбор участников и организаторов, диагностика мотивов и способностей детей).

2 день – учебный (беседы, комплексные практические работы, детские игры, работа мастерских, секций, кружков, отрядные дела, работа по программе «Становление»).

3 день – развитие творчества (конкурсы, работа площадок, сюжетно-ролевые игры, отрядные дела, диагностика уровня полученных знаний и т.д.).

4 день – подготовка и проведение ключевого дела.

5 день – итоги: конкурсы, смотры.

Наименование Цели и
проведение
Ожидаемый
результат

Организационный период

«Рождение отряда» * выбор символики отряда;

* анализ первичных исследований диагностического среза;

* выявление лидеров, включение в работу органов самоуправления.

* отряды определят себя, сформулируют внутренний актив;

* оформят информационный стенд;

* начнется формирование межличностных отношений;

«Создание карты взаимодействий» * выработка единых норм поведения;

* распределение поручений; обсуждение программ;

* определение творческих планов.

* скоординируется деятельность совета самоуправления;

* сформируется общее представление о смене;

* определятся конкретные дела;

* определится план-задание для каждого отряда.

«Выставка опытных материалов» «Реклама программ» (творческих мастерских). * каждый ребенок выберет деятельность по душе.
«Интервью» - опрос Первичная характеристика организационного периода. Определится выбор форм и методов работы.
Основной период
Трудовой десант (работа с землей) Закрепление знаний и умений по уходу за овощными культурами. Научатся полоть гряды с овощами вручную, картофельное поле, тяпкой рыхлить землю спец. инвентарем, поливать, подсаживать и т.д.
«Чистое утро» Обеспечить своевременное поддержание санитарно- гигиенических норм в жилых помещениях. Ребята закрепят навык углубленной уборки квартиры, украшения жилища.
Мастерские:

«Веселый каблучок», «Волшебная игла», «Нити жизни», «Оттиск», «Здоровье», «Туристическая», «Родники», «Село родное».

Создание «поля успеха», углубленное изучение отдельно взятой программы в зависимости от индивидуальных возможностей. Овладеют навыками швейных, художественных и спортивно – туристических технологий, достигнут представления о красоте, пользе, отраженной в здоровом теле, украшении (художественных и швейных изделий), принципах конструирования танца.
«Всемирный день окружающей среды» Пропаганда знаний в экзосфере и ее обитателях.  
«Красота без вреда» Активизация творческих способностей, умение видеть прекрасное в природе. Раскроется творческий потенциал ребенка, разовьется умение изготавливать из бросового материала поделки.
«Академия лесных наук» Расширение знаний о пернатых, населяющих Тальменское урочище. Научатся слушать и слышать голоса леса, различать птицу по оперению, закрепят знания об их повадках и т.д.
«Экологическая зона заботы» Демонстрация норм и правил экологически грамотного поведения. Ребята расчистят затор на реке Тальменка, огородят муравейник, расчистят лесную поляну от мусора.
«Красная книга Тальменки» Знакомство с уникальными объектами (охраняемыми животными и растениями). Приобретут знания о редких растениях, произрастающих в Тальменском районе.
«Лесная аптека». Закрепление знаний о лекарственных растениях и их применении. Научатся различать на вкус и опознавать по внешним признакам лекарственные растения, доступные в быту.
Игра – путешествие «Наркомании – нет!» Способствовать осознанию подростками ценности собственного здоровья. Ребята приобретут новый положительный социальный опыт для личностного развития, научатся коллективному взаимодействию, познакомятся с причинами возникновения наркотической зависимости.
Лесные диковины и чудеса рядом с нами (выставка изделий из природного материала). Совершенствование детской творческой деятельности. Дети выполнят оригинальные по замыслу и художественной выразительности, умелые по использованию природного и бросового материала работы.
Итоговый период:
«Экспресс- опрос» «что полезного я сделал?». Проанализировать работу пятидневки, смены. Определятся разноуровневые знания детей по этому понятию.
«Последняя линейка» Награждение организаторов, активных участников смены. Выявится рост каждого участника лагерной смены.

Ожидаемые результаты I смены

  1. Дети приобретут навыки здорового образа жизни.
  2. Приобретут умение и навыки по ведению приусадебного хозяйства (работа с овощными культурами).
  3. Накопится исследовательский материал об эффективности реализуемой программы в свете творческих мастерских и общей экологической темы.
  4. Разовьется творческий, эстетический, физический, познавательный потенциал ребенка.

Литература.

  1. Барканов С. Каникулы: обновление традиций // Народное образование № 3, 2001 С 11-16.
  2. Бедерханова В. От несвободы к свободному ребёнку и педагогу // Народное образование № 4-5, 2000 С 31-37.
  3. Демакова И. Корчаковский лагерь « Наш дом» // Народное образование №3, 2001 С 101-104.
  4. Ерёгина С. Туристические походы в летнем лагере //Народное образование № 3, 2001 С 109-110.
  5. Ерёгина С. Физическая культура в летнем оздоровительном и спортивном лагере. // Народное образование № 4-5, 2000 С 218-224.
  6. Жульникова С. Проект « Школа первобытных ремёсел»: образование культурой. // Народное образование № 4-5, 2000 С 188-198.
  7. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование № 4-5, 2000 С 25-31.
  8. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска.- Курган-Челябинск, 1995.- 80с.
  9. Молчан О., Щекотова Л. Бережёного бог бережёт // Народное образование № 3, 2002 С 200-208.
  10. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование № 4-5, 2000 С 5-10.
  11. Таран Ю. Как разработать программу лагеря // Народное образование № 3, 2001 С 69-71.