Я сам научился писать!

Разделы: Начальная школа


“Я сам научился писать!”.

“В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор
слишком малое место по сравнению с той огромной ролью,
какое оно играет в процессе... развития ребёнка”

Л.С.Выготский

    Каждый учитель начальных классов знает: набирая первый класс, его ждут неизбежные детские слёзы над “Прописями”, огорчения из-за кривых букв, залезающих за строчки. Наши маленькие ученики охотно рассказывают сказки, учат стихи, а урок письма не вызывает у них особой радости. Почему?
    Дело в том, что процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а так же сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Осложняется и чисто техническое выполнение самого процесса письма тем, что у детей 6-7 лет слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам.
    Все эти причины и вызывают у детей нежелание заниматься письмом, да и самой потребности в письме, как средстве общения, у них ещё нет.
    В настоящее время существует много методик по обучению детей письму. За последнее десятилетие изменился и подход к обучению письму младших школьников, претерпели изменения и “Прописи”. Но всё равно каждый учитель ищет свои подходы, чтобы помочь маленьким ученикам преодолеть все трудности периода обучения грамоте, обучения письму.
    Несколько лет назад мне встретились книга Е.Н.Потаповой “Радость познания”. Книга оказалась очень интересной и полезной. Сначала попыталась применить в практике идеи Е.Н.Потаповой, а затем появились и свои творческие дополнения.
Предлагаю вашему вниманию описание своего опыта по обучению детей письму.
    Ребенок активно накапливает информацию об окружающем мире путем живого “общения” с этим миром. Он обязательно должен рассматривать, ощупывать, манипулировать предметами и возможно даже пытаться их преобразовывать. Именно такая деятельность и будет служить первоосновой мышления. А если опыт живого познания у ребёнка беден, то и для мышления не будет настоящей базы. И потому, каждый урок письма должен не только учить писать ту или иную букву, но он ещё должен работать и на развитие речи детей, активизацию и обогащение словарного запаса, способствовать прорастанию творческого потенциала каждого ребёнка, а ещё создавать ту самую “ ситуацию успеха”, когда на уроке ребёнок радостно и уверенно говорит: - “ Я сам научился писать! Я умею!”

Уроки письма условно можно разделить на этапы:

  • развитие мускульной памяти;
  • развитие тактильной памяти;
  • закрепление образа буквы.

Ещё один не маловажный этап урока – разминка для пальчиков или “пальчиковая гимнастика”. Сейчас достаточно много литературы, посвящённой этому вопросу.

1 этап. Штриховка – развитие мускульной памяти.

    Учителя, наверное, обращали внимание на то, какой твёрдой и скованной становится рука ребёнка, только он берётся за ручку. И сколько потребуется времени, чтобы поставить руку, подготовить её к письму, сделать мягкой и гибкой, способной без особого напряжения писать. Вот поэтому на уроках обучения грамоте достаточно много времени уделяем штриховке (в добуквенный период). Штрихуем только цветными карандашами, это делает рисунки более яркими и выразительными. Занятия штриховкой и раскрашиванием положительно скажутся на развитии мышц предплечья, кисти и мелкой мускулатуры пальцев. Штриховка геометрических фигур развивает точность и глазомер, закрепляет необходимые в обучении письму понятия “справа”, “слева”, “вверх”, “вниз” и т. д. Для того, чтобы утомительный процесс не наскучил детям, можно продумать интересную композицию, предложить самим сочинить историю, сказку по сюжету рисунка. Это сделает занятие штриховкой более занимательным, интересным, появится возможность отрабатывать упражнения по штриховке без излишней нагрузки детей, в игровой форме . Наблюдая за детскими рисунками видно, как постепенно штрихи становятся более уверенными, аккуратными, а если притронуться к руке ребёнка, то уже не чувствуется того напряжения, какое было на первых уроках. Может и сам учитель составлять композицию для каждого ребёнка. А можно и самому ребёнку предоставить большую самостоятельность. Детям даётся набор геометрических фигур, и из его деталей они смогут составить много разных композиций. Вот здесь большой простор для развития не только руки ребёнка, но и развитию творческого воображения, развитию его речи. Дети рассказывают знакомые сказки и строят композиции из геометрических фигур. Пример: сказка “Теремок” и герои сказки – животные. Затем детям предлагается самим придумать сказку или изменить сюжет знакомой сказки, введя в сказку нового героя.

Пример: “Сказка про колосок”

   После беседы о хлебе, дети выкладывают фигуру колоска, обводят детали и штрихуют. Выясняем, где он растёт? (В поле). Начинаем придумывать сюжет сказки о то м , что с ним случилось и кто пришёл ему на помощь. Вот появилась мышка и захотела его съесть. Строим фигурку мыши и штрихуем её.
- Кто же спасёт колосок? Этот вопрос можно предложить для домашнего обдумывания. А на следующий урок дети предлагают свою версию решения проблемы. Одна из них: “Прибежит зайчик и громко затопает ногами. Мышка испугается и убежит.” Строим фигурку зайца и штрихуем её.
    Но тут новая беда, зайчик тоже любит зёрнышки. Кто же поможет колоску? Этот вопрос опять для размышления (можно и домашнего). А на другой день - другая версия по спасению колоска. Оказывается, колосок может спасти совушка. Она обещает колоску, что спасёт его, и будет защищать от мышки и зайчика. Выкладываем фигурку совушки, штрихуем.
    На альбомном листе сюжет к сказке, придуманной детьми. Дети рады, ведь это они сами придумали, как спасти колосок. А сколько нового и важного они узнали совсем незаметно для себя.
    Составлять композиции можно и к стихам, и к загадкам, детским песенкам.

2 этап. Развитие тактильной памяти.

    Приходит время учиться писать буквы. А тут столько новых элементов, соединений. Как же всё запомнить? Сегодня писали, тренировались, а завтра вдруг забыли: как писать эту букву? И начинаем повторять, тренироваться снова. А между тем бессмысленное повторение и упражнение не только нецелесообразно, но и тормозит формирование навыка.
    Следуя рекомендациям Е.Н.Потаповой, изготовила совместно с родителями карточки с буквами для каждого ребёнка. Буквы вырезали из бархатной бумаги и наклеивали на карточку из картона. Работа заключается в следующем: ведя пальчиком по шероховатой поверхности, ребенок создаёт образ буквы, который соединяет в себе зрительный раздражитель и раздражитель тактильных рецепторов. Учителя прекрасно знают, что чем больше способов мы найдём, способствующих узнаванию и запоминанию материала, тем лучше для ребёнка. Ведь наши ученики такие разные: одному достаточно увидеть и запомнить, другому нужно услышать, а третьему - потрогать. Вот потому так важно на уроках письма использовать приёмы, помогающие узнать, запомнить каждому ученику: и визуалу, и аудиалу, и кинестетику.
    Чтобы образ буквы остался в памяти детей надолго, на уроке мы не только водим пальчиком по карточке, но и слушаем забавные истории. Ребенок слушает сказку, а её сюжет построен так, что все действия, совершаемые ребёнком, проговариваются, т.е. имеют сюжетный рисунок, он учится писать букву, запоминая трудные элементы буквы. На фоне сказки снижается психологическая нагрузка, ребёнку просто интересно играть с буквой, а между тем незаметно для ребёнка идёт обучение. В результате нет страха перед написанием новой буквы и, как награда учителю, возглас ребёнка: “Я сам буду писать. Я умею!” А учителю не требуется метаться по классу и бесконечно много раз показывать ребёнку эти непонятные и такие трудные “палочки и крючки”. (смотреть приложение 1)

3 этап. Закрепление образа буквы.

    Закрепить и проверить умение писать буквы можно разными способами. Моим ученикам нравятся такие:

  • письмо мокрым пальчиком на доске;
  • “письмо” пальчиком на ладошке (глаза закрыты);
  • “письмо” пальчиком на спинке товарища, а он должен узнать, какую букву “написал” его товарищ.

    Результаты работы:

  • большая самостоятельность детей;
  • отсутствие страха перед новой буквой;
  • нет забывания уже изученных букв, т.к. достаточно иногда одного слова (пример: белочка) и образ буквы (б) всплывёт в памяти ребёнка;
  • легко читают как печатный, так и письменный текст.

    Есть и трудности – это большое количество образцов букв из бархатной бумаги (очень трудоёмкая работа). Но трудности эти преодолимы, ведь они себя оправдывают.
А ещё Л.Н.Толстой говорил: “Чем труднее учителю, тем легче детям”.